Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Людмила Владимировна Савосько

Программа по внеурочной деятельности направлена на развитие логического и образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informat_3kl.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Куропатинская средняя общеобразовательная школа

"Рассмотрено" на МО

Протокол

№ _____ от _____________

Руководитель МО _______

Пиевец О.В.

"Согласовано" с заместителем по УВР

 

____________

Зам. директора по УВР___________

        Громова Н.А.

"Утверждено" на педагогическом совете

№ ____ от _____________

"Утверждено"

приказом директора

Приказ № ___ от _________

Директор школы _______

Савосько М.П.

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности  "Умелые ручки"

ДЛЯ 3 КЛАССА

2015 - 2016 УЧЕБНОГО ГОДА

Составитель рабочей программы – Савосько Людмила Владимировна

I. Пояснительная записка

а) Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» разработана в соответствии с

п. 3.6 ст.28 ФЗ-273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации",

Уставом образовательного учреждения,

Приказом Минобрнауки Амурской области №1439 от 15.09.2010 г.;

Основной образовательной программой школы уровня  начального общего  образования;

Программы  А.В. Горячева курса «Информатика в играх и задачах»  для  1-4 классов общеобразовательных учреждений.

б) Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Данная программа выбрана для разработки рабочей программы, так как соответствует возрастным особенностям обучающихся класса.

в) Цели изучения курса:

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  • применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

г) Место курса в учебном плане:

Согласно  учебному плану МОУ Куропатинской СОШ на 2015-2016 учебный год  на изучение курса ( внеурочной деятельности) «Информатика в играх и задачах» в 3 классе отводится 34 ч из расчета 1 ч в неделю .

д) Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:

Главная цель курса — дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

е) Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная
  • коллективная
  • работа в малых группах

ж) Технологии обучения:

  • Технология продуктивного чтения.
  • Технология критического мышления.
  • Технология проектной деятельности.
  • Проблемно – диалогическая технология.
  • Здоровьесберегающие технологии.

з) Виды и формы контроля:

тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, цветопись, беседа.

II. Содержание курса

Алгоритмы (8ч.)

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Планируемые результаты:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Группы (классы) объектов (8ч.)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Планируемые результаты:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Логические рассуждения (10ч.)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Планируемые результаты:

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;

Применение моделей (схем) для решения задач (8ч.)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Планируемые результаты:

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

III. Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Практические работы

1

Алгоритмы.

8

6

2

Группы (классы) объектов.

8

6

3

Логические рассуждения.

10

8

4

Применение моделей (схем) для решения задач.

8

6

ИТОГО:

34

26

IV. Литература

  1. А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 3 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2010-2012 г.
  2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2005, 240с.
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/

Планируемые результаты изучения курса «Информатика в играх и задачах»:

Результатами изучения курса  в 3-м классе являются формирование следующих умений:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

V. Календарно-тематическое планирование

№/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Практическая часть

Вид контроля

План

Факт

Алгоритмы (8ч.)

1

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

Выполнение заданий в паре

текущий

2

Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

Выполнение задания в группе

текущий

3

Выполнение алгоритма.

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

Выполнение заданий в паре

текущий

4

Составление алгоритма

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

Выполнение задания в группе

текущий

5

Поиск ошибок в алгоритме

Находить и исправлять ошибки в алгоритмах

Работа в паре

текущий

6

7

8

Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы

Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Выполнение заданий в паре

тематический

Группы (классы) объектов (8ч.)

9

Общие названия и отдельные объекты.

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

Выполнение задания в паре

текущий

10

Разные объекты с общим названием.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Выполнение задания в группе

текущий

11

Разные общие названия одного отдельного объекта

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Выполнение задания в паре

текущий

12

Состав и действия объектов с одним общим названием.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Выполнение задания в группе

текущий

13

Отличительные признаки.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Выполнение задания в паре

текущий

14

Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

Выполнение задания в паре

текущий

15

16

Имена объектов

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Выполнение задания в группе

тематический

Логические рассуждения (10ч.)

17

18

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

Подготовка выступлений по темам

текущий

19

20

Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

Выполнение задания в группе, анализ работы группы соперников.

текущий

21

22

Графы и их табличное описание

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Выполнение заданий в паре, защита работ.

текущий

23

24

Пути в графах

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Выполнение задания в группе, анализ работы.

текущий

25

26

Деревья.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Творческое выполнение работы в малых группах.

тематический

Применение моделей (схем) для решения задач (8ч.)

27

28

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

Разбор ситуаций, разработка выигрышной стратегии.

текущий

29

Решение задач по аналогии

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Творческое задание в паре.

текущий

30

31

Решение задач на закономерности

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

Составление логических цепочек.

тематический

32

33

34

Аналогичные закономерности

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Творческое выполнение заданий, защита работ.

итоговый

ИТОГО: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"

Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...