"Час информатики" кружок
рабочая программа по информатике по теме

Зинченко Татьяна Федоровна

Программа кружковой работы по ИКТ-технологии (ФГОС НОО второго поколения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок по информатике 1-2 класс120.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»



Руководитель МО учителей начальных классов МОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП


Протокол № ___

 от  «____»_________2012 г.

«Согласовано»


Заместитель директора

 по УВР  МОУ Семилукской СОШ №  1 с УИОП

___________ Зинченко Т.Ф.


«____»____________2012 г.

«Утверждаю»


Директор МОУ Семилукской  СОШ № 1  с УИОП

____________     Тычинин С.И.


Приказ № ___ от

«___»______________2012 г.

Программа кружка

«Компьютерный час»

для   1-2   класса .

Срок реализации программы 2 года.


Пояснительная записка

Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП

Программа формирования ИКТ-компетентности  учащихся МОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП на ступени начального общего образования.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

формирование первоначальных представлений о свойствах информации,
способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)

развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее
распространенных в информатике ( с применением формальной логики,
алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )

расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой

развитие у учащихся навыков решения логических задач.

Задачи обучения информатике в начальной школе

в обучении:

развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»

познакомить школьников с основными свойствами информации

научить их приемам организации информации

формирование общеучебных умений и навыков

прибретение знаний, умений и навыков работы с информацией

формирование умения применять теоретичекие знания на практике

дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

в развитии:

памяти, внимания, наблюдательности

абстрактного и логического мышления

творческого и рационального подхода к решению задач;

в воспитании:

настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога

бережного отношения к школьному имуществу,

навыков здорового образа жизни.

Особенности программы

В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики:

- технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;

- общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Так вот данная программа реализует именно второй подход.

Основные возрастные особенности младших школьников

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.

Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.

Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.

Организация учебного процесса

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале II полугодия 2011-2012 учебного года. Состав группы – постоянный (по вариантам). Периодичность занятий – 1 раз в неделю (17 часов в первый год обучения, 34 часа во второй год обучения). Количество детей в группе 14-17 человек.

Прогнозируемые результаты

В результате изучения курса «Компьютерный час» учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

осознавать потребность в дополнительной информации;

определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;

анализировать полученные из наблюдений сведения;

с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

объединять предметы по общему признаку;

различать целое и части;

представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

составлять и исполнять несложные алгоритмы;

создавать свои информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)

организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

использовать информацию для принятия решений;

использовать информацию для построения умозаключений;

понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

производить поиск по заданному условию;

готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Требования к обязательному уровню подготовки по информатике

на этапе пропедевтического обучения

В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:

выяснить роль и место информации в жизни общества и человека;

получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;

научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);

научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);

научиться различать информацию в зависимости от способа организации информации (таблица, ряд, столбец, список);

научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;

овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером;

познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

научиться представлять информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию);

уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;

иметь элементарные навыки работы на компьютере.

В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.

Примерная структура занятия

Организационно-мобилизующий момент – 2-3 мин

Разминка (повторение ранее изученного) – 2-3 мин

Физкультминутка (двигательная игра) – 1 мин

Объяснение нового материала – 10-12 мин

Физкультминутка (упражнения для глаз) – 1 мин

Работа за компьютером – 10-15 мин

Рефлексия – 2 мин

Завершение работы компьютера – 2 мин

Примерный комплекс упражнений для глаз

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Учебно-тематический план 1 класс

       

             Наименование разделов и тем

Общее

количество

учебных

часов

в том числе

теоретических

практических

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

1

1

2

Компьютеры вокруг нас. Информация и её виды.  Сбор и хранение информации. Как рисует компьютер?

2

1

1

  3

Рабочий стол. Понятие и назначение курсора.

1

1

4

Компьютерная помощница – мышь. Управление мышью.

1

1

5

Меню: возможность выбора. Кнопка «Пуск». Запуск стандартных программ. Компьютерное окно.

1

1

6

Клавиатура. Её назначение и функциональные возможности. Расположение букв и цифр.

2

1

1

7

Стандартная программа «Блокнот». Набор и редактирование текста.

3

3

8

Графический редактор Paint.

3

1

2

9

Создание тематического рисунка с текстовым комментированием.

2

2

10

Представление и защита презентации.

1

1

Итого

17

4

13

Учебно-тематический план 2 класс


       Наименование разделов и тем

Общее

количество

учебных

часов

в том числе

теоретических

практических

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

1

1

2

Информация. Свойства информации. Способы передачи и получения информации.

4

2

2

3

Что умеет делать компьютер? Компьютер – помощник человека.

2

1

1

4

Как считает компьютер? Калькулятор.

3

1

2

5

Стандартные программы «Блокнот», «Word», «Paint», «Power Point»

5

           5

6

Инструменты стандартной программы «Блокнот», «Word»

5

5

7

Инструменты стандартной программы «Paint»

5

5

8

Инструменты стандартной программы «Power Point»

5

5

9

Создание и защита презентаций.

3

3

10

Повторение

1

1

Итого

34

11

23