Тезисы к выступлению на методическом объединении школы "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
учебно-методический материал по информатике по теме

Зиновьева Татьяна Владимировна

Тезисы к выступлению ИКТ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_ikt.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое урок с использованием ИКТ? 

         ЭТО  урок,  в  процессе  которого  в  передаче  и  усвоении  учебной информации участвуют два  новых  компонента  образовательного  процесса: компьютер и программные средства.  

        Компьютер органично  занимает  место  нового  универсального технического средства обучения и развития.  Цифровые  образовательные  ресурсы  дополняют  традиционную технологию  обучения  какого-либо  школьного  предмета  или  отдельных  его разделов  и  тем.  Содержат  в  себе  четко  структурированную  учебную информацию  в  текстовом  виде,  множество  наглядных  изображений  в  виде схем,  рисунков,  таблиц,  видеофрагментов,  снабженных  анимационными  и ЭТО  урок,  в  процессе  которого  в  передаче  и  усвоении  учебной информации участвуют два  новых  компонента  образовательного  процесса: компьютер и программные средства.  

         Компьютер органично  занимает  место  нового  универсального технического средства обучения и развития.  Цифровые  образовательные  ресурсы  дополняют  традиционную технологию  обучения  какого-либо  школьного  предмета  или  отдельных  его разделов  и  тем.  Содержат  в  себе  четко  структурированную  учебную информацию  в  текстовом  виде,  множество  наглядных  изображений  в  виде схем,  рисунков,  таблиц,  видеофрагментов,  снабженных  анимационными  и звуковыми эффектами.

        При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны

с  другими  составляющими  процесса  обучения:  целями,  содержанием,

формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

Преимущества ИКТ-урока

       Урок  с  использованием  ИК  технологий  имеет  свои  методические

возможности и преимущества:

       повышение  эффективности  образовательного  процесса  за  счет одновременного  изложения  учителем  теоретических  сведений  и показа  демонстрационного  материала  с  высокой  степенью наглядности;  

       появления  возможности  моделировать  объекты  и явления; автоматизации рутинных операций и др.  

       возможность  научить  школьников  применять  компьютерную технику  для  решения  учебных  и  трудовых  задач,  за  счет практической обработки учебной информации на компьютере,  организация  индивидуальной  работы  школьников,  развитие  их познавательной самостоятельности и творчества,  повышение  мотивации  к  учению  за счет  привлекательности компьютера,  которая  возрастает  за  счет  мультимедийных эффектов,  развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся,  формирование  навыков  работы  с  информацией  (производить поиск,  отбор,  переработку,  упорядочивание  и  выделение смысловых  групп,  выстраивание  логических  связей  и  др.), способствуя  тем  самым  формированию  информационной культуры школьников.

        Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий,  учитель  экономит  до  30%  учебного  времени,  нежели  при  работе  у классной доски.  Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Типы уроков с ИКТ

Существует несколько основных видов уроков с использованием ИКТ.

1. Обычный урок по теме, на котором ИКТ используется  для изучения  нового  материала,  предъявления  новой информации; для  закрепления  пройденного,  отработки  учебных  умений  и навыков; для  повторения,  практического  применения  полученных

знаний, умений навыков; для обобщения, систематизации знаний .

2.  Интегрированный урок (межпредметные связи).

3.  Подготовка  докладов,  сообщений.  Работа  с  ресурсами  Интернета.

Детей  нужно  обучать,  как  пользоваться  поисковой  системой,  не затрачивая много времени на поиск.

4.  Проектная деятельность.

Использование  ИКТ  на  уроках  подобного  типа  -  одна  из  форм презентации  материала,  способ  активизации  слушателей,  отражение структуры выступления.  

5.  Переписка по электронной почте. Переписка по электронной почте —один  из  способов  установить  межкультурные  связи,  разрушить стереотипы, помочь детям и взрослым понять простую истину: «Быть другим не значит быть плохим».

6.  Мультимедийная школьная лекция.

        Для  этого  учитель  готовит  к  уроку  для  демонстрации  на  экране: наименование разделов  выступления,  основные  тезисы;  неподвижные  и подвижные иллюстрации выступления  в  форме  цитат,  изображения  и  звука.  Выступление  учителя обязательно  должно  содержать  ссылки  на  используемые  электронные ресурсы,  источники  информации  в  Интернет,  которые  затем  могут  быть использованы учащимися в самостоятельной работе. Выступление учителя в дальнейшем  может  быть  напечатано,  представлено  в  форме  аудио-  или видеозаписи,  размещено  в  сети  Интернет  на  школьном  сайте  (если  таковой имеется).

7.  Виртуальная лаборатория.  

8.  Виртуальная экскурсия.

        Если школа подключена к сети Интернет, можно предложить провести урок  в  форме  виртуальной  лаборатории  или  виртуальной  экскурсии,  что особенно значимо при изучении естественнонаучных дисциплин.

       Например, на практических занятиях по биологии можно применять виртуальные  Интернет-лаборатории,  позволяющие  упростить  процесс практического изучения биологического материала. Отсутствие лабораторного  оборудования  позволяет  меньше  времени  тратить  на организационные вопросы. Однако для проведения виртуальной лаборатории необходим достаточно высокий уровень навыков владения компьютером, как

со стороны преподавателя, так и со стороны учащихся.

Дидактическая структура урока

Этапы урока  

1.  Организационный этап.

2.  Постановка цели. Мотивация.  

3.  Этап актуализации необходимых знаний и умений, включая  проверку    домашнего задания;

4.  Этап усвоения новых знаний. (Объяснение нового материала).

5.  Этап закрепления новых знаний.  

6.  Контроль усвоенного на уроке материала.

7.  Подведение итогов.

8.  Этап  информации  учащихся  о  домашнем  задании,  инструктаж  по  его

выполнению.

 

      И в заключение я бы хотела еще раз напомнить:  

      Не нужно использовать  большие  текстовые  фрагменты  на  экране  монитора НЕ  целесообразно  –  читать  с  бумажного  листа  удобнее,  легче  и безопаснее для зрения.  

      Не  выбирать  малоинтересный  материал,  который  будет  представлен  на уроке  в  электронном  виде.  Надо  выбрать  только  самое  интересное  и необходимое.  

      Время,  отведѐнное  на  уроке  для  использования  ИКТ,    пропорционально поделите  и  несколько  раз  возвращайтесь  к  ИКТ,  чередуя  виды деятельности на уроке.

      Таким  образом,  вы  сможете,  «переключая»  уровни  восприятия, максимально  долго  удерживать  внимание  учеников  на  предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока.  звуковыми эффектами.

     При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны

с  другими  составляющими  процесса  обучения:  целями,  содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении "Использование квест-технологий в образовательном процессе"

Формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включен в творческую дечтельность, ситуацию поиска решения социально-значимых проблем. О...

Выступление на методическом объединении по теме «Творческая реабилитация детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования посредством активного включения воспитанников в познавательную, досуговую и креативную деятельность»

Тема: Формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.Одной из главных целей реабилитации детей с ОВЗ является всесто...

Методическая разработка выступления на методическом объединении классных руководителей по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД. «Использование информационных технологий при изучении правил дорожного движения»

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличив...