Главные вкладки

    Учебно-методический материал (1 класс) на тему:
    Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

    Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon zdorovesberezhenie.zip13.53 КБ

    Предварительный просмотр:


    Выступление на методическом объединении по теме:

    «Использование элементов здоровьесберегающей технологии

    В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе»

                                   Методика В. Ф. Базарного

    Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарнов назвал “синдромом низко склоненной головы”. Для снятия зрительной утомляемости на уроках были использованы тренажеры разработанные В. Ф. Базарным:

    1. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий . На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.

    2. Тренажер со зрительными метками. В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.

    Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течении урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух.

    Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даётся задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. В работе используется коврик из геометрических фигур. Дети получают задание: - Из каких геометрических фигур состоит коврик? - Сколько треугольников? (квадратов, кружков) - Какие фигуры одинакового цвета?

    На уроках математики часто используют карточки: - Зачитать числа, записанные

    синим, красным цветом.

    - Найти все четные числа.

    Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц. Через каждые 10-15 минут работы проводятся физминутки для профилактики нарушения зрения. Схема их проведения такова.

    1. Дыхательные упражнения.
    2. Упражнения, влияющие на кровообращение глаз.
    3. Упражнения для наружных мышц глаза.
    4. Общеразвивающие и корректирующие упражнения.
    5. Упражнения для внутренних мышц глаза.
    6. Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.

    Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно. Очень нравится детям «медвежьи покачивания». Это тоже одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею. Ежемесячно пересаживать учащихся с ряда на ряд.

    Комплекс1 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя. 

    1. сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);
    2. крепко зажмурим, глаза, потом открыть ( 4 раза);
    3. руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз_;
    4. смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
    5. руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
    6. держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").

    Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

    Здоровьесберегающие технологии, в моем понимании, - это: условия обучения, воспитания и развития ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация коррекционно -воспитательного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка и учета состояния зрительного дефекта; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Большие возможности, на мой взгляд, в реализации технологий сберегающих здоровье современного школьника, имеют:

    1. оздоровительная система В. Ф. Базарного,

    Использование в условиях МБОУ «Гимназия №18» здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного заключаются в следующих моментах:

    1. Применение зрительно-координаторных тренажей с меняющимися зрительно-сиг нальными сюжетами;В различных участках группы фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить  картинки. Расположены они по углам комнаты, подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например, из известных сказок).Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя

    Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже 1 раза в 2 недели. Обязательным моментом является то, что под каждой картинкой помещается одна из цифр 1-2-3-4 в соответствующей последовательности.

    2.Применение плаката – схемы зрительно-двигательных траекторий.

    На плакате с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-на зад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.

    Упражнение с применением этого плаката – схемы мы с детьми прозвали « Упражнение «8-ка В. Базарного»

    Эта методика позволяет не только добиться положительной динамики в развитии и коррекции зрительной патологии, но и повышает психическую активность детей на занятиях, дает положительный результат и в релаксационных мероприятиях по снятию мышечного напряжения.

    1. Проведение учебных занятий в режиме смены динамических поз. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник - основа энергетики человеческого организма.
    2. Ежедневное проведение на занятиях двух физкультминуток: для глаз и для расслабления различных групп мышц детей с использованием массажных ковриков.   Физминутки стараюсь проводить в стихотворной форме под музыку.

    Данная методика - это первая в отечественной и зарубежной практике попытка интеграции межведомственных интересов народного образования и здравоохранения.

    Занимаясь по технологии В. Ф. Базарного могу сделать вывод:

    1. Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения и устранения близорукости.
    2. При систематическом использовании рекомендаций В. Базарного происходит положительный сдвиг в динамике развития зрения и психического состояния детей и (это доказывают результаты диагностических исследований)
    3. наблюдается возрастание интереса детей к занятиям;
    4. наблюдается увеличение объёма выполняемых работ детьми на занятиях.


    Методика работает и результаты ее внедрения убедительны - она помогает сохранить зрение и осанку детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

    В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

    Обобщение опыта работы Кени Светланы Анатольевны, учителя МОУ лицея №4 г.Ейска МО Ейский район по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

    Статья содержит теоритический материал по теме, опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в 1-4 классах, фрагменты уроков, презентацию....

    Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

    В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

    Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

    В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...

    Из опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

    Приводится  опыт  работы по  применению  технологий  здоровьесбережения...