Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

    Тарасова Марина Николаевна

    В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx27.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий

    на уроках в начальной школе”

                               

    «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества».  В.А.Сухомлинский

    Цель:

    Показать значимость оздоровительных мероприятий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в учебной  деятельности;

    помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

    способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, осуществлять личностно-ориентированный подход  при обучении и воспитании.

    Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок  ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок  проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей.

    Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был здоровым.  Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.

    Внимательный педагог должен сразу заметить внешние признаки усталости ребенка. Уставший ребенок часто меняет позу, потягивается, встряхивает руками, зевает, закрывает глаза, подпирает голову рукой. У такого ребенка взгляд становится неподвижным или блуждающим, появляются ошибки, запинки и задержки при ответе. Ребенок бесцельно перекладывает предметы на столе, разговаривает с соседом и проявляет другие признаки усталости. Когда дети вовлечены в активную познавательную деятельность, они не чувствуют усталости и ещё сохраняют энергию на последующие занятия. Любознательность, активность, самостоятельность — вот качества, которые необходимы ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному поиску.

    Физкультминутка  – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки надо проводить, учитывая специфику предмета.  В состав упражнений для физкультминуток можно включить:

    Гимнастика для глаз:  специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.

    1.Раз – налево, два направо, А теперь по кругу смотрим,

    Три – наверх, четыре вниз. Чтобы лучше видеть мир.

    2. Массировать движениями пальца в течение минуты.

    3. Сесть, голова не подвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.

    Физкультурно – спортивные:  это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и т. д)

    Танцевальные:  эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и. т. п.

    Двигательные действия и задания. Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

    Развивающие игры:  «Запомни движения и повтори» ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.

    Креативные: (творческие) Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например: мячом можно «рисовать» На нём можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове. Фантазируют на что похожи кегля, скакалка и т. п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка – змейкой, верёвкой для белья, мостиком и т. д.

    Сюжетно – ролевые игры: (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях) Например игра «Магазин игрушек» Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют учащиеся. Покупатель желает купить игрушку. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ (машина, неваляшка, кошка и др.)

    Использование карточек:  Например: «Летящая птица». «Разминка балерины», «Любопытный щенок» Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

    Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д) Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный; кошка – спит, умывается; и т.д.

    Комплексное использование оздоровительных  мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

      Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у учеников начальных классов, а также помогает им осознать важность сохранения здоровья.

     Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей младшего школьного возраста больше, чем врач.

    В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

    Урок здоровья

    Тема: «Если хочешь быть здоров»

    I. Беседа по теме.

    Вспомните «Сказку о микробах». Где поселяются микробы?

          Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микро-с», что значит «малый», «биос» – «жизнь». Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, по падая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

    • Как попадают микробы в организм? (Варианты ответов: при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров); не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой); пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)
    • Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?
    • Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (Они закаляются.)
    • Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода.)

    II. Если хочешь быть здоров – закаляйся!

    1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

    2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.

    3.  Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

    III. Оздоровительная минутка.

    • Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете? (Ответы детей.)
    • Можете ли вы себя назвать закаленными? Приведите примеры закаленных людей,
    • Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой?

          Вспомним волшебные слова:

                        Я здоровье сберегу,

                        Сам себе я помогу!

         

    IV. Сделайте рисунок для классной выставки «Мы дружим с

    физкультурой и спортом».

    V. Шесть признаков здорового и закаленного человека.

                 1.  Очень редко болеет.

                 2.  Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

                 3.  Имеет хороший сон.

                 4. Живет не менее 80 лет.

                 5.  Может без одышки пробежать пять километров.

                 6.  Если заболел, то быстро поправляется.

    - Какие признаки выбираются главными и почему?

    - Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.

    VI. Это интересно!

    - Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, что бы получить почетное звание долгожитель?

          - В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет.                             Долгожители считают, что есть секреты долголетия.

    Первый секрет – закаленное тело.

    Второй секрет – хороший характер.

    Третий секрет – правильное питание и режим дня.

    Четвертый секрет – ежедневный физический труд.

         - Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?

          Задание.

    - Выберите слова для характеристики здорового человека:

                 красивый            ловкий            статный        крепкий

                  сутулый              бледный         стройный      неуклюжий

                  сильный              румяный         толстый        подтянутый

          Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

    Библиографический список:

    1.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома – 2005.

    2.Жиренко А.Л., Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы – Мастерская учителя, 2007.

    3.Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 9, 2005 г. ,№ 4

    4.Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы Кени Светланы Анатольевны, учителя МОУ лицея №4 г.Ейска МО Ейский район по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

    Статья содержит теоритический материал по теме, опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в 1-4 классах, фрагменты уроков, презентацию....

    Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

    Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

    Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

    В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

    Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

    В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

    Мастер-класс на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

    Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.Ответ- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говори...

    Родительское собрание на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

    Родительское собрание на тему: "Использование  здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”                        ...

    Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках в начальной школе

    В данном материале представлены методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию дидактических игр на различных этапах урока....