Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
методическая разработка (2 класс) на тему

Полякова Наталья Анатольевна

 

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –

… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества».

 

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou_novomihaylovskaya_sosh.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Новомихайловская СОШ

Выступление на заседаниИ РМО

учителей начальных классов

“Использование  здоровьесберегающих технологий

на уроках в начальной школе”

                                                     Учитель начальных классов:

                                                           Полякова Наталья Анатольевна

-2012-

                           

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –

… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества».

В.А.Сухомлинский

Цель: показать значимость оздоровительных мероприятий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в учебной и внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

2. Пропаганда здорового образа жизни;

3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.

       Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы, сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.

     Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

Пять основных советов доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.

Первый совет: «Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей».

Второй совет: «Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали».

Третий совет: «Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире».

Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.

Не нужно забывать и о дыхании. Урок я начинаю с успокаивающего дыхания. А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения также включаю и использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления. А так как у меня обучается ребенок-инвалид,  который быстро устает, такие упражнения очень помогают на уроках.

Четвёртый совет: «Чтобы ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!»

Поэтому во время уроков использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.

Пятый совет: «Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками.

Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.

Уроки здоровья, которые мы проводим, помогают воспитать потребность в здоровом образе жизни. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы с вами должны формировать адекватную самооценку у детей. Большое внимание уделяю рассаживанию учащихся.

 Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Детей небольшого роста усаживаю ближе к доске, более рослых – сзади. Один раз в месяц меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения. Постоянно забочусь о сохранении психического здоровья детей, повышаю устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса провожу физкультминутки на уроках, уроки физической культуры.  Физические упражнения, и прежде всего, движение, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, скелетно–мышечной. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки,  позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутка  – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета.  В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

Гимнастика для глаз:  специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.

1.Раз – налево, два направо, А теперь по кругу смотрим,

Три – наверх, четыре вниз. Чтобы лучше видеть мир.

2. Массировать движениями пальца в течение минуты.

3. Сесть, голова не подвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.

Физкультурно – спортивные:  это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и.т.д)

Танцевальные:  эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и. т. п.

Двигательные действия и задания. Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

Развивающие игры:  «Запомни движения и повтори» ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.

Креативные: (творческие) Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например: мячом можно «рисовать» На нём можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове. Фантазируют на что похожи кегля, скакалка и т. п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка – змейкой, верёвкой для белья, мостиком и т. д.

Сюжетно – ролевые игры: (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях) Например игра «Магазин игрушек» Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют учащиеся. Покупатель желает купить игрушку. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ (машина, неваляшка, кошка и др.)

Использование карточек:  Например: «Летящая птица». «Разминка балерины», «Любопытный щенок» Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д) Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный; кошка – спит, умывается; и т.д.

Комплексное использование оздоровительных  мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся

Формирую здоровый образ жизни младшего школьника на уроках математики. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. На этом этапе я знакомлю и обсуждаю с учащимися конкретные привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» – ответственное отношение к здоровью.

Задачи:

Пример:

 В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходиться напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?

Провожу классные часы на тему:

«Доктор Айболит предупреждает», «Уроки Мойдодыра»,

«Уроки Здоровейки: как сохранить и улучшить свое здоровье»,

«Правильно ли мы едим?», «Зачем человек спит, или? Как сделать сон полезным?», «Как мы двигаемся?», «Что мы знаем о глазах», «Мы и наши зубы»,  «Как мы слышим», «Осанка», «Как укрепить свои мышцы»,

«Как избежать болезни», «Как избежать отравления» и т .д.

Веду элективный курс «Разговор о правильном питании».

Родительские собрания:

«Можно ли ваш образ жизни считать здоровым»

«Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»

«Здоровое питание и влияние на его здоровье»

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Обучающиеся класса  принимают участие в школьных соревнованиях по  п/ болу, легкоатлетических кроссах, спартакиадах. Большинство учащихся посещают спортивные кружки.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы.  А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

  Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей младшего школьного возраста больше, чем врач.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

 

Урок здоровья

Тема: «Если хочешь быть здоров»

      I. Беседа по теме.

  1. Вспомните «Сказку о микробах». Где поселяются микробы?

      Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микро-с», что значит «малый», «биос» – «жизнь». Не все микробы вредные. Многие по лезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно при готовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, по падая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

  1. Как попадают микробы в организм? (Варианты ответов: при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разле таются на 10 метров); не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой); пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)
  2. Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?
  3. Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (Они закаляются.)
  4. Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода.)

      II. Если хочешь быть здоров – закаляйся!

      1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

      2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или прини майте душ.

      3.  Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

      III. Оздоровительная минутка.

  1. Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так дума ете? (Ответы детей.)
  2. Можете ли вы себя назвать закаленными? Приведите при меры закаленных людей,
  3. Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой?

      Вспомним волшебные слова:

                    Я здоровье сберегу,

                    Сам себе я помогу!

     

IV. Сделайте рисунок для классной выставки «Мы дружим с физ культурой и спортом».

      V. Шесть признаков здорового и закаленного человека.

             1.  Очень редко болеет.

             2.  Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

             3.  Имеет хороший сон.

             4. Живет не менее 80 лет.

             5.  Может без одышки пробежать пять километров.

             6.  Если заболел, то быстро поправляется.

  1. Какие признаки выбираются главными и почему?
  2. Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.

      VI. Это интересно!

  1. Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, что бы получить почетное звание долгожитель?

      В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Второй секрет – хороший характер. Третий сек рет – правильное питание и режим дня. Четвертый секрет – еже дневный физический труд.

  1. Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долго жителем?

      Задание.

  1. Выберите слова для характеристики здорового человека:

             красивый            ловкий            статный        крепкий

             сутулый              бледный         стройный      неуклюжий

             сильный              румяный         толстый        подтянутый

      Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Библиографический список:

1.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома – 2005.

2.Жиренко А.Л., Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы – Мастерская учителя, 2007.

3.Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 9, 2005 г. ,№ 4

4.Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).

Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...