Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
методическая разработка (2 класс) по теме

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_mihaylova.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа

Тема: использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Цель: воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Задачи:

  1.  изучить психолого-педагогической и научно-методической литературы по данному вопросу;
  2.  изучить и обобщить опыт работы учителей начальных классов по данной теме;
  3.  разработать системы занятий, упражнений по теме;
  4.  использовать данные мониторинга состояния здоровья учащихся,
    проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;
  5. учитывать особенности возрастного развития школьников и разработка
    образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,
    мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной
    возрастной группы;
  6. создать благоприятный эмоционально-психологический климат
    в процессе реализации технологии;
  7.  использовать    разнообразные    виды    здоровьесберегающей
    деятельности учащихся
    , направленные на сохранение и повышение резервов
    здоровья, работоспособности.

              Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его                       системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой раз вития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Описание здоровьесберегающей деятельности педагога.

Работа проводилась во 2 классе, 246 школы, Приморского района в период с 2007 по 2011 года.

При исследованиях было выяснено, что практически у всех детей в классе плохое внимание и плохо развита память. Необходимо было выявить причину. Были проведены опросы детей и их родителей. Оказалось, что практически у всех детей не соблюдается режим дня, даже приближенный. В следствии этого, дети приходили в школу невыспавшиеся, отсутствовало внимание, дети были неусидчивые, быстро наступало утомление, поэтому уроки было практически невозможно проводить.

Мне пришлось разработать ряд практичеких действий, направленных на исправление данной ситуации. Во – первых, было проведено родительское собрание, на котором родителям предлагалось соблюдение и контроль режима дня, провелась беседа о домашних занятиях ребенка, то есть чем вообще ребенку можно заниматься дома, затрагивалась тема актуальности спорта, прогулок, закаливания.

После этого проводились тематические уроки здоровья с детьми, где также обсуждалась необходимость здорового образа жизни, сохранность и важность собственного здоровья и т.д.

Помимо, на каждом уроке реализовывалась двигательная активность, групповые формы работы, игровые моменты.

После проведения всей этой программы, многие из детей начали заниматься спортом. Родители стали следить за питанием детей и их времяпровождением дома. Многие заинтересовались закаливанием.

Конечно это еще не все, что можно сделать для коррекции класса, но начало положено. Самое главное всегда помнить о здоровье наших детей и бороться за него совместно.

В 2010 году был разработан перспективный план здоровьесберегающей деятельности на 2010-2011 гг.

Направление

деятельности

Методы

Сроки

Предполагаемый результат

Мониторинг

Анкетирование, беседа, коррекция.

Сентябрь, октябрь 2010 года

Учитель хорошо знаком с индивидуальными особенностями учащихся, как следствие лучшая успеваемость, сплоченный коллектив.

Повышение готовности педагога

Образовательные, просветительские, информационно-обучающие

В течении работы над данной темой

Подготовка учителя более профессиональная, он владеет последними технологиями, в обучении детей присутствуют инновационные технологии

Организация здоровьесберегающей среды

Информационно-обучающие

В течении работы над данной темой

Связь с родителями, создание комфортных условий, улучшение результата обучения, улучшение здоровья учащихся

Защитно-профилактические

Ежедневно

Организация учебного процесса

Соблюдение норм САН ПИНа, использование здоровьесберегающих технологий

Ежедневно

Здоровье учащихся улучшается, не происходит утомления, исключается переутомление

Организация двигательного режима

Игровые методы, групповые формы обучения.

В зависимости от тем уроков

Развивается интерес к себе и к окружающему миру, нахождение в школе становится более благоприятным и интересным.

Организация перемен

Ежедневно

Формирование ценности здоровья

Внеклассные мероприятия

1 раз в неделю

Интерес к своему здровью, расширение знаний о себе, своей роли в обществе

Реабилитационные процедуры, участие в городских мероприятиях

В течении работы над темой и согласно годовому плану НМЦ

Организация

Досуга

Внеклассные

мероприятия

Согласно

плану воспитательной

работы

Обобщение и расширение знаний, формирование и сплочение детского

коллектива, сближение учеников, учителей и родителей.

Экскурсии

Прогулки

Кружки

по плану воспитательной работы

Ежедневно

2-3 раза в неделю

СОДЕРЖАНИЕ  УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ТЕМА 1. Двигательная активность и физическое воспитание.  

Физическое развитие и здоровье. Формирование потребности в двигательной активности, физическом саморазвитии и самосовершенствовании.

Примеры тематики занятий: «Уход за руками и ногами», «Мышцы – силачи и тягачи», «Скелет», «Работа сердца».

ТЕМА 2. Формирование рационального питания.

Питание и здоровье. Качество пищи. Витамины. Режим питания. Культура питания. Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях.

Примеры тематики занятий: «Уход за зубами», «Как следует питаться», «Как избежать пищевых отравлений», «Ешь полезную для здоровья пищу», «Беседа о зубах».

ТЕМА 3. Эмоциональное воспитание.

Стресс и здоровье. Развитие умений понимать и адекватно выражать свои эмоции. Управление негативными эмоциями и профилактика стресса.

Примеры тематики занятий: «Настроение в школе», «Настроение после школы», «Надо уметь сдерживать себя».

ТЕМА 4. Формирование нравственного здоровья.

Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Роль самопознания и самовоспитания. Культура общения. Этикет и его роль в общении между людьми.

Примеры тематики занятий: «Хорошее самочувствие», «Поведение в школе», «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным», «Почему мы говорим неправду», «Как вести себя за столом».

ТЕМА 5. Профилактика аддиктивного поведения:

Курение как угроза здоровью. Преодоление курения. Действие алкоголя на организм. Отравления лекарственными препаратами.

Примеры тематики занятий: «Вредные привычки», «Что нужно знать о лекарствах», «Первая помощь при отравлениях», «Знай и будь осторожным», «Я умею выбирать».

ТЕМА 6. Половое и семейное воспитание.

Наследственность и здоровье. Здоровье родителей как предпосылки здоровья ребенка. Влияние семьи на здоровье детей и формирование их характера.

Примеры тематики занятий: «Как развивается человек до рождения», «Рождение ребенка», «Уход за новорожденным», «Как развиваются мальчики и девочки», «Какой я буду мамой, каким я буду папой».

ТЕМА 7. Формирование гигиенических навыков

Работа органов и система органов и правила ухода за собой.

Примеры тематики занятий: «Умывание и купание», «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Забота о коже», «Мыло и мыльные пузыри».

ТЕМА 8. Повышение неспецифической резистентности:

Причины болезней. Профилактика заболеваний. Резервы здоровья. Закаливание.

Примеры тематики занятий: «Почему мы болеем», «Кто и как предохраняет нас от болезней», «Прививки от болезней», «Безопасность при любой погоде».

 ТЕМА 9. Формирование безопасного поведения

В соответствии с тематикой предмета ОБЖ.

Примеры тематики занятий: «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте», «Правила безопасного поведения на воде», «Правила обращения с огнем», «Как защититься от насекомых», «Предосторожности при обращении с животными», «Как вести себя с незнакомыми людьми», «Остановись и подумай».

ТЕМА 10. Формирование навыков оказания первой медицинской помощи и поведения во время болезни  

Выбор поведения при травмах и ушибах, при отравлениях, ожогах и отморожениях. Формирование добросердечного отношения к больному и пострадавшему человеку, этики взаимоотношений с медицинскими работниками. Формирование навыков поведения во время болезни.

         Примеры тематики занятий: «Первая помощь при перегревании и тепловых ударах, ожогах и обморожениях», «Первая помощь при травмах», «Сегодняшние заботы медицины», «Кто нас лечит», «Как вести себя во время болезни», «Как помочь больным и беспомощным», «Сигналы тревоги».

Литература

Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. Баль Л.В. и др. –Издательство: Сфера, 2000. – 112с.

Воспитание здорового ребенка. Часть 1. Христианский взгляд на воспитание здорового ребенка. Хрестоматия / сост. В.В. Ильющенков, Т.А. Берсенева. – СПб., 1997. – 164с.

Зайцев Г. К., Насонкина С. А. Уроки Знайки.  – СПб.: Детство-Пресс, 2000.– 48 с.

Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – СПб.:  компания «Балтрус», 1995. – 52с.

Зайцев Г.К. Уроки Айболита / Расти здоровым. – СПб.:  «Акцидент»: 1995. – 47с.

Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СПб.: «Акцидент», 1996.

Зайцев Г.К. Школьная валеология. Научное обоснование и программное обеспечение. – СПб.: «Акцидент», 2001.

Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья (образовательные программы по валеологии). – СПб.,  1994. – 78с.

Здоровый школьник: Уч. программа / Автор-сост. Н.М. Полетаева. – СПб.: ЛОИУУ, 2000. – 32с.  

Лавринова А.П. Дружи со своим телом: Содержательно-дидактические материалы для факультативного курса 3 – 5-х классов. – Архангельск, 1997. – 56с.

Насонкина С.А. Уроки этикета. – СПб.:  «Акцидент», 1996.

Образовательная программа «Здоровье школьника». Опыт работы в школах Санкт-Петербурга / Под ред. Т.А. Берсеневой. – СПб., 1996. – 23с.

Обухова Л.А. и др. 13 уроков здоровья для первоклассников.  Методическое пособие по проведению занятий в 1 классе по программе «Расти здоровым» Г.К. Зайцева (программа 1-4). "Сфера", 1999. – 56 стр.

Полетаева Н.М. Валеологическое воспитание школьников. СПб.: ЛОИРО, 2000.

Практикум по валеологии / автор-сост. М.Г. Колесникова. СПб., 2000.

Программа «Познай себя» для начальных классов. Руководство для учителя. – М.: Витоцентр, 1994. – 198с.  

Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Пер. с англ. – М.: ФиС, 1993. – 592с.

Татарникова Л.Г., Андреева Л.В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. – СПб.: СПбГУПМ, 2000. – 109с.

Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология – основы безопасности жизни ребенка. Пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени). – СПб.: Изд. «Петроградский и К», 1995.

Тимофей (священник), Берсенева Т.А. Уроки о здоровье и добродетели: Православ. освещение вопр. валеологии : Проб. учеб. для 3-5 кл. - М. : Паломник, 2000. - 111 с.

Тихомирова Л.Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов и родителей. – Ярославль, 1997.

Юдин Г.Н. Главное чудо света. – М.: Монолог, 1995. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).

Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...