Выступление на методическом объединении по теме"Здоровьесберегающие технологии в период адаптации ребёнка в школе"
методическая разработка (1 класс) на тему

Кудрявцева Марина Алексеевна

По Закону РФ «Об образовании» все дети, независимо от их подготовки, зачисляются в первый класс общеобра­зовательного учреждения. В целях сохранения и укрепления физическо­го и психического здоровья перво­классников, создания оптимальных условий для их развития, обучения и воспитания в нашей школе особое вни­мание уделяется организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начально­му школьному образованию.

 Цель здоровьесберегающих технологий  - создание благоприятного фона для развития детей: физического, интеллектуального, эмоцио­нального.В своем выступлении я показала какие здоровьесберегающие технологии для успешной адаптации можно использовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в период адаптации ребёнка в школе

По Закону РФ «Об образовании» все дети, независимо от их подготовки, зачисляются в первый класс общеобра зовательного учреждения. В целях сохранения и укрепления физическо го и психического здоровья перво классников, создания оптимальных условий для их развития, обучения и воспитания в нашей школе особое вни мание уделяется организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начально му школьному образованию.

 Цель здоровьесберегающих технологий  - создание благоприятного фона для развития детей: физического, интеллектуального, эмоцио нального.

Для реализации цели была проведена работа по направлениям:

- Организация обучения в соответствии с гигиеническими направлениями.

- Использование курса Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь».

- Игровые приемы в обучении.

- Комплексы физкультминуток на общеобразовательных уроках.

- Приемы психорегуляции.

- Безотметочная система.

- Система отслеживания успехов детей (портфолио)

- Диагностика уровня адаптации обучающихся.

Здоровье детей далеко не идеальное на момент их поступления в школу, ухудшается к концу первого года обучения. Одной из причин этого, безусловно, является адаптация (привыкание, приспособление) первоклассников к школьной жизни. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы.

Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу. Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами.

В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмо циями, нежеланием учиться.

I. Организация обучения в соответствии с гигиеническими направлениями (согласно приложению 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10)

Предельно допустимая наполняемость класса 25 человек. Продолжительность учебного года - не более 32 недель, каникулярного времени - не менее 37 дней. С целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей четверти.

Занятия проводятся в первую смену. Время их начала – 8.30-9.00. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки 20 часов.

Продолжительность урока - 35 минут в первом полугодии; 45 минут – во втором полугодии.

Учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми.

Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой.

После второго урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе) длительностью не менее 40 минут. При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее. Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, математика), рекомендуется проводить на втором уроке. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы, а уроки двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними.

Разгрузочный день - четверг. В этот день проводятся экскурсии по ознакомле нию с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.

Для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулок.

II. Использование курса Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь»

Ребёнок пришёл в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает курс «Введение в школьную жизнь» Он помогает шестилеткам безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации, а учителю – почувствовать себя лучше, мудрее и добрее. Разработаны занятия по следующим темам: «Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»», «Умение договариваться», «Знакомство в группах», «Приветствие учителя», «Выбор приветствия», «Знакомство. Взаимодействие в группах», «Введение знаков внимания»,  «Введение знака «Мы готовы»», «Спор и ссора (умение вести дискуссию)», «Учимся спорить» и др.

III. Игровые приемы в обучении.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это, прежде всего, относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс.         Существуют специальные педагогические приёмы – игры-приветствия : «Так мы будем в школе жить!», «А и Б сидели на...», «Что в "Здравст вуйте" тебе моем?», «Вместе нам хорошо», «Улыбка», и др., которые помогают без стрессов адаптироваться к школьной жизни, ближе узнать своих учеников, сплотить коллектив.

  1. Физкультминутки на общеобразовательных уроках.

Для сохранения работоспособности на уроках необходимо проведение активных минут отдыха. На каждом уроке следует проводить 2 физкультминутки (продолжительностью 1.5-2 мин), включающие общеразвивающие упражнения, элементы танцев, речетативы, музыкальные сопровождения. Сигналом к выполнению  оздоровительной паузы служит появление первых признаков утомления. Помнить, что процесс усвоения знаний успешно длится 3-5 минут, после чего у детей наступает утомление, и им требуется либо смена деятельности, либо физическая разрядка.  

V. Приемы психорегуляции.

Иногда на уроке бывает нужно слегка поднять детям настроение. Тогда следует вывесить на доску на большом листе бумаги предложения: «Я способный! Я со всем справлюсь!», «Мне нравится учиться! Я хороший ученик!», «Я хочу много знать! Я буду много знать!». Эти формулы самовнушения подействуют на подсознание детей.

VI Безотметочная система.

Важным условием сбережения психического здоровья школьников является и  безотметочная система  в 1 классах.  Дети не способны правильно понять нормативную отметку. Пятёрка не означает, что «я хорошо пишу», а значит, «я хороший, меня любят», а двойка – наоборот: «меня не любят». Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, солнышки, флажки и пр.). Для ребёнка эти символы выступают в роли всё той же отметки. Кроме этого нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других». Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия). Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя — заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех. Вот слова которыми учитель может сделать ученика счастливым и успешным: - прекрасно - молодец - умница - я горжусь тобой - ты хорошо постарался - великолепно - огромный успех - ты делаешь хорошие успехи -          я верю в тебя - отлично - огромное достижение - ты - побе дитель - я знала, что ты сможешь это сделать - ты добился большого успеха…

VII Система отслеживания успехов детей

Самооценка ученика обязательно должна предшествовать оценке учителя. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику начертить на полях тетради шкалу и оценить себя с помощью специального значка «×» (крестика) по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность, К – красота. После проверки такую же работу проделывает учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик зелёным кружком. Если не согласен, ставит на шкале свою отметку – выше или ниже. Затем выясняется причина расхождения оценок.    

Формой абсолютно позитивной оценки, наиболее соответствующей особенностям младшего школьного возраста, является портфолио.

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, знаний, умений.

Для адаптации ребенка к школе необходимо было создать условия для интересного общения. Вводить в педагогический процесс разнообразные виды творческой деятельности. Использовать многообразные формы обучения внеурочного типа. Проведены такие мероприятия: «Посвящение в первоклассники», «День именинника», «Весёлые старты», участие в выставке «Мир увлечений», посещение цирка, театра, сбор макулатуры и др.

VIII Диагностика уровня адаптации обучающихся.

Психологическая диагностика уровня адаптации обучающихся выявила следующее:

В 1-а классе большинство учащихся (77%) имеют очень высокий уровень адаптации, 23% - высокий уровень

В 1-б классе имеют очень высокий уровень 71%, высокий – 19,2%, средний уровень – 9,7%.

Такие показатели получены в результате правильной организации учебной деятельности. Первоклассники успешно адаптировались к новой среде. Всё это способствует дальнейшему раскрытию творческих способностей, повышению качества знаний, укреплению здоровья, установлению между учителем и учащимися взаимопонимания

Список использованной литературы

  1. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2001г. №408 /13-13. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» // Вестник Образования России. – 2001. – №15.
  2. Приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10
  3. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход //Начальная школа  плюс  До и После.-2007.-N 12. - С. 59-62.      
  4. Копылов, Ю.А.  «Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры»/ Начальная школа. -  №9, 2004
  5. Мишина, И.В.  «Безотметочное обучение в начальной школе»/ж. «Начальная школа +До и после» - №6, 2004
  6. Циттель, С.А.  «Игра «Здравствуйте» как средство педагогического общения в образовательном процессе»/ Начальная школа +До и после. - №9, 2002
  7. Цукерман, Г.А «Введение в школьную жизнь»/ газета «Начальная школа», №15, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации ребёнка в школе.

Рекомендации родителям первоклассников....

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении по теме «Применение инновационных технологий в практике учителя во внеурочное время».

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Наиболее известные технологии, которые актуальны в современной школе:1....

Творческий отчёт Проектная работа по теме: «Роль учителя в период адаптации ребёнка к школе»

Проектная работа по теме:«Роль учителя в период адаптации ребёнка к школе»...

Выступление на методическом объединении на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

Выступление на методическом объединении на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Формирование санитарно-гигиенических навыков с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Исследователи считают, что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с нарушением интеллекта формируются позднее чем, у детей с нормой развития, это связано с:- поздним развитием ...