Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"
    методическая разработка

    Цыпкайкина Мария Евгеньевна

    Выступление на методическом объединении на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно- психического напряжения. 

    Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. 
    Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся  в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижений нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий  для сохранения и укрепления здоровья школьников.

     Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.        

    Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?  Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

        В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

    • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
    • творческий характер образовательного процесса.
    • обеспечение мотивации образовательной деятельности.
    • принцип целостности.
    • осознание ребёнком успешности в любых видах  деятельности.
    • рациональная организация двигательной активности.
    • обеспечение адекватного восстановления сил.
    • обеспечение прочного запоминания.
    • комплексная система закаливания детей.

     Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни решается в стенах школьных учреждений.

    Надо сказать, что на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Например:

    • интенсификация обучения;
    • снижение двигательной активности;
    • увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
    • нарушение зрения, осанки;
    • ухудшение нервно-психического здоровья.

    Важная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока.

    4

    Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

    •  объём учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
    •  нагрузка от дополнительных занятий в школе;
    •  занятия активно-двигательного характера (уроки физической культуры, спортивные мероприятия, динамические паузы).

    Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В оздоровительной работе в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.

    Поэтому в режим дня учащихся введены уроки физкультуры три раза в неделю, физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью мы увеличили объём двигательной активности школьников. Так, например, физкультурные паузы представляют собой комплекс упражнений, проводимых между 15-20 минутами каждого урока Время проведения 2-3 минуты.

    Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

    снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ.

    Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

    Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

    Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке. Физкультминутки  проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки.   

          Раз, два, три, четыре, пять!

    Начал заинька скакать.

    Прыгать заинька горазд,

    Он подпрыгнул десять раз.

    Лучик котика коснулся

    Котик сладко потянулся.

    Физкультминутки можно проводить, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

    В состав упражнений для физ.минуток  включаются:

    • упражнения по формированию правильной осанки,
    • укреплению зрения,
    • укрепления мышц рук,
    • отдых позвоночника,
    • упражнения для ног,
    • релаксационные упражнения для мимики лица,
    • потягивание,
    • массаж области груди, лица, рук, ног,
    • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

    Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

    Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, её дети тоже очень любят.  Такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки.    

    Последние научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь:

    • подготовить руку к письму;
    • предотвратить появления писчего спазма;
    • развить внимание, терпение;
    • стимулировать фантазию;
    • научиться управлять своим телом;
    • активизировать работу мозга

    Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и в 1 классе динамическая пауза. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

    Здоровьесберегающее обучение

    • направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся;
    • опирается на - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
    • достигается через – учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появление и сохранение интереса  к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся;  инициацию разнообразных видов деятельности;
    • приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

    Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности  применяются  некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

    Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

    Технология уровневой дифференциации обучения.  Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижают темп опроса, не торопят  ученика, дают время на обдумывание, подготовку, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребёнок   получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

    Учителя начальных классов помогают каждому ребёнку осознать свои трудности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребёнка. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

    Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Демократический стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.

           Следует помнить, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает  повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объёмах материала.

             Поэтому, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, надо продумывать виды  учебной деятельности на уроке, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Продумывать приёмы, позволяющие активизировать в процессе освоения новых знаний самих учащихся,   иди  в класс с системой логически выстроенных вопросов, стараясь прогнозировать возможные варианты развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

          Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

          Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

    В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе.»

    В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер...

    Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».

    Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...

    Презентация Методический семинар « Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

    Презентация к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" на конкурс Учитель года 2018...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе как условие подготовки детей к здоровому образу жизни»

    В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: &l...

    Выступление на методическом совете "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

    Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в...

    Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

    Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"...