Главные вкладки

    Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
    рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

    Упатова Татьяна Сергеевна

    рабочая программа по информатике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon informatika_fgos_3_klass.doc343 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

    Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп:  личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

    Общая характеристика курса

    В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

    • основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
    • основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
    • основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

    В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

    Место курса в учебном плане

    Информатика в курсе для 1 – 4 классов изучается по одному часу в неделю.

    При изучении информатики во 2 – 4 классах и в 3 – 4 классах можно выделить на курс от одного до двух часов в неделю (как показано в вариантах примерного планирования).

    Описание ценностных ориентиров содержания курса

    Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

    • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
    • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
    • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
    • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

    Требования к результатам освоения содержания курса

    В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

    личностные:

    1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    2) развитие мотивов учебной деятельности;

    3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    метапредметные:

    1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
    4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
    5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
    6. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
    7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
    10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
    11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    предметные:

    (значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса)

    1. владение базовым понятийным аппаратом:
    • цепочка (конечная последовательность);
    • мешок (неупорядоченная совокупность);
    • одномерная и двумерная таблицы;
    • круговая и столбчатая диаграммы;
    • утверждения, логические значения утверждений;
    • исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
    • дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
    • игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
    1. владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
    • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
    • проведение полного перебора объектов;
    • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
    • использование имён для указания нужных объектов;
    • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
    • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
    • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
    • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
    • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
    • построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
    • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
    • построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
    • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

    *ИКТ-квалификация

    • сканирование изображения;
    • запись аудиовизуальной информации об объекте;  
    • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
    • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
    • заполнение учебной базы данных;
    • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).


    Содержание учебного курса

    Правила игры

    Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

    Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

    Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.  

    Области

    Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

    Цепочка

    Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов.

    *Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

    Мешок

    Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

    Основы логики высказываний

    Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.  

    Язык

    Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы,  дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

    Основы теории алгоритмов

    Понятия инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.

    Дерево

    Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.

    *Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.  

    Игры с полной информацией

    Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: «Крестики-нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

    Математическое представление информации

    Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы для классификации объектов по одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.

    Решение практических задач

    Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

    Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»).

    Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа текстом»).

    Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

    Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).

    Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).

    Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).

    Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).

    Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

    Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).

    *Решение практических задач. ИКТ-квалификация

    Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Моё имя»).

    Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).  

    Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).

    Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).

    Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг»/«Мой любимец»).

    Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).

    Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).

    Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая картина»).

    Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования исполнителя в программе ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»).

    Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

    Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового документа с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).


    Формы и средства контроля

            Контрольные работы

    Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

    При выполнении письменной контрольной работы:

    Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения обучающимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

    Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

    • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
    • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
    • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
    • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

    Оценка устных ответов обучающихся

    Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

    - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

    - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

    - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

    - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

    - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

    - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

    Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые школьник легко исправил по замечанию учителя.

    Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

    - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

    - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

    Отметка «3» ставится в следующих случаях:

    - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

    Отметка «2» ставится в следующих случаях:

    - не раскрыто основное содержание учебного материала;

    - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

    - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

    Критерии оценок для проекта:

    - эстетичность оформления;

    - содержание, соответствующее теме работы;

    - полная и достоверная информация по теме;

    - отражение всех знаний и умений обучающихся в данной программе.


    Учебно-методическое обеспечение

    для обучающихся

    1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Часть 1. 3-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2012. – 104 с.;
    2. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс.  Часть 1. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  2-е издание, доработанное. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2010. – 48 с.;
    3. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 3 класс.  Часть 1. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  2-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2010. – 12 с.;

    для учителя

    1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Часть 1. 3-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2012. – 104 с.;
    2. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс.  Часть 1. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  2-е издание, доработанное. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2010. – 48 с.;
    3. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 3 класс.  Часть 1. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  2-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2010. – 12 с.;
    4. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Книга  для учителя. 3 класс – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2009.


    Материально-техническое обеспечение

    № п/п

    Наименования объектов и средств

    материально-технического обеспечения

    Необходимое количество

    Имеется в наличии

    % оснащенности

    1.

    Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    1.1

    Стандарт основного общего образования по информатике

    Д

    Д

    100

    1.2

    Примерная программа основного общего образования по информатике

    Д

    Д

    100

    1.3

    Авторская рабочая программа Семенов А.Л. по информатике

    Д

    0

    0

    1.4

    Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

    Д

    Д

    100

    1.5

    Учебник по информатике Семенов А.Л., Рудченко Т.А. для общеобразовательной организации

    К

    1

    0

    1.6

    Рабочая тетрадь по информатике Семенов А.Л., Рудченко Т.А.

    К

    0

    0

    1.7

    Научная, научно-популярная литература, периодические издания

    П

    0

    0

    1.8

    Справочные пособия (энциклопедии и т.п.)

    П

    0

    0

    2.

    Печатные пособия

    Плакаты

    2.1

    Организация рабочего места и техника безопасности

    Д

    0

    0

    2.2

    Архитектура компьютера

    Д

    0

    0

    2.3

    Архитектура компьютерных сетей

    Д

    0

    0

    2.4

    Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)

    Д

    0

    0

    2.5

    Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме

    Д

    0

    0

    2.6

    История информатики

    Д

    0

    0

    Схемы

    2.7

    Графический пользовательский интерфейс

    Д

    0

    0

    2.8

    Информация, арифметика информационных процессов

    Д

    0

    0

    2.9

    Виды информационных ресурсов

    Д

    0

    0

    2.10

    Виды информационных процессов

    Д

    0

    0

    2.11

    Представление информации (дискретизация)

    Д

    0

    Д

    2.12

    Моделирование, формализация, алгоритмизация

    Д

    0

    0

    2.13

    Основные этапы разработки программ

    Д

    0

    0

    2.14

    Системы счисления

    Д

    0

    0

    2.15

    Логические операции

    Д

    0

    0

    2.16

    Блок-схемы

    Д

    0

    0

    2.17

    Алгоритмические конструкции

    Д

    0

    0

    2.18

    Структуры баз данных

    0

    0

    2.18

    Структуры веб-ресурсов

    0

    0

    2.19

    Таблица Программа информатизации школы

    Д

    0

    0

    3.

    информационно-коммуникативные средства

    Программные средства

    3.1

    Операционная система

    К

    К

    100

    3.2

    Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

    К

    К

    100

    3.3

    Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

    К

    К

    100

    3.4

    Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей.

    К

    К

    100

    3.5

    Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами

    3.6

    Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер.

    Д

    Д

    Д

    3.7

    Антивирусная программа

    К

    К

    К

    3.8

    Программа-архиватор

    К

    К

    К

    3.9

    Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков

    К

    К

    К

    3.10

    Программа для записи CD и DVD дисков

    К

    К

    К

    3.11

    Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы.

    К

    К

    К

    3.12

    Звуковой редактор.

    К

    К

    К

    3.13

    Программа для организации аудиоархивов.

    К

    К

    К

    3.14

    Редакторы векторной и растровой графики.

    К

    К

    К

    3.15

    Программа для просмотра статических изображений.

    К

    К

    К

    3.16

    Мультимедиа проигрыватель

    К

    К

    К

    3.17

    Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов

    П

    П

    П

    3.18

    Редактор Web-страниц.

    К

    К

    К

    3.19

    Браузер

    К

    К

    К

    3.20

    Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования.

    К

    К

    К

    3.21

    Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал.

    К

    К

    К

    3.22

    Система автоматизированного проектирования.

    К

    К

    К

    3.23

    Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук.

    К

    К

    К

    3.24

    Интегрированные творческие среды.

    К

    К

    К

    3.25

    Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь.

    К

    К

    К

    3.26

    Система программирования.

    К

    К

    К

    3.27

    Клавиатурный тренажер.

    К

    К

    К

    3.28

    Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных

    К

    К

    К

    3.29

    Программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники

    К

    К

    К

    3.30

    Программное обеспечение для работы цифрового микроскопа

    К

    К

    К

    3.31

    Коллекции цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам

    К

    К

    К

    4.

    Экранно-звуковые пособия

    4.1

    Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов

    Д

    Д

    Д

    5.

    Технические средства обучения (средства ИКТ)

    5.1

    Экран (на штативе или настенный)

    Д

    Д

    Д

    5.2

    Мультимедиа проектор

    Д

    Д

    Д

    5.3

    Персональный компьютер – рабочее место учителя

    Д

    Д

    Д

    5.4

    Персональный компьютер – рабочее место ученика

    К

    К

    К

    5.5

    Принтер лазерный

    П

    П

    П

    5.6

    Принтер цветной

    П

    0

    0

    5.7

    Принтер лазерный сетевой

    Д

    0

    0

    5.8

    Сервер

    Д

    0

    0

    5.9

    Источник бесперебойного питания

    Д

    Д

    Д

    5.10

    Комплект сетевого оборудования

    Д

    Д

    Д

    5.11

    Комплект оборудования для подключения к сети Интернет

    Д

    Д

    Д

    5.12

    Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения)

    Ф

    Ф

    Ф

    5.13

    Копировальный аппарат

    Д

    Д

    Д

    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации

    5.14

    Устройства создания графической информации (графический планшет)

    Ф

    0

    0

    5.15

    Сканер

    Д

    Д

    Д

    5.16

    Цифровой фотоаппарат

    Д

    0

    0

    5.17

    Устройство для чтения информации с карты памяти

    (картридер)

    Д

    0

    0

    5.18

    Цифровая видеокамера

    Д

    0

    0

    5.19

    Web-камера

    Д/Ф

    0

    0

    5.20

    Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники

    Ф

    0

    0

    5.21

    Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники

    Д

    Д

    Д

    5.22

    Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры)

    П

    0

    0

    5.23

    Внешний накопитель информации

    Д

    Д

    Д

    5.24

    Мобильное устройство для хранения информации
    (флеш-память)

    Д

    Д

    Д

    Расходные материалы

    5.25

    Бумага

    5.26

    Картриджи для лазерного принтера

    5.27

    Картриджи для струйного цветного принтера

    5.28

    Картриджи для копировального аппарата

    5.29

    Дискеты

    5.30

    Диск для записи (CD-R или CD-RW)

    5.31

    Спирт для протирки оборудования

    6.

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    6.1

    Конструктор для изучения логических схем

    П

    0

    0

    6.2

    Комплект оборудования для цифровой измерительной естественно-научной лаборатории на базе стационарного и/или карманного компьютеров

    П

    0

    0

    6.3

    Комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники

    П

    0

    0

    6.4

    Цифровой микроскоп или устройство для сопряжения обычного микроскопа и цифровой фотокамеры.

    Д/Ф

    0

    0

    7.

    МОДЕЛИ

    7.1

    Устройство персонального компьютера

    Д/Ф

    0

    0

    7.2

    Преобразование информации в компьютере

    Д/Ф

    0

    0

    7.3

    Информационные сети и передача информации

    Д/Ф

    0

    0

    7.4

    Модели основных устройств ИКТ

    Д/Ф

    0

    0

    8.

    НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

    8.1

    В качестве натуральных объектов предполагается использование средств ИКТ, описанных в разделах «Технические средства обучения» и «Учебно-практическое оборудование»

    8.2

    Микропрепараты для изучения с помощью цифрового микроскопа

    П

    П

    9.

    МЕБЕЛЬ

    9.1

    Компьютерный стол

    Д/Ф

    Д/Ф

    Д/Ф

    9.2

    Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью

    Д

    0

    0

    9.3

    Стойки для хранения компакт-дисков, запирающаяся на ключ

    Д

    0

    0

    9.4

    Запирающиеся шкафы для хранения  оборудования

    Д

    Д

    Д


    Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 3 классе


    п/п

    Название темы

    Число

    часов

    Плановые сроки прохождения

    Характеристика деятельности учащихся

    план

    факт

    «Информатика, 3» (1-я часть курса)

    Раскрась как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет                                                              

    1

    Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).

    Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.

    Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах

    Раскрась как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет                                                              

    1

    Проект «Моё имя»

    1

    Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).

    Работать в компьютерной адаптированной среде: изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж)

    Области

    1

    Работать по правилам игры: выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом

    Одинаковые (такая же). Разные

    1

    Сравнивать фигурки по различным признакам.

    Работать по правилам игры: выполнять действия «соедини», «обведи». Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.

    Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах

    Обведи. Соедини

    1

    Обведи. Соедини

    1

    Бусины

    Одинаковые бусины. Разные бусины

    1

    Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин

    Проект «Разделяй и властвуй»

    1

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам

    Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно

    1

    Работать по правилам игры: выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

    Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах

    Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно

    1

    Все, каждый.

    Буквы и цифры

    1

    Работать по правилам: выделять все объекты (фигурки, бусины), удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.

    Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать  инструмент «текст» в компьютерных задачах

    Все, каждый.

    Буквы и цифры

    1

    Контрольная работа 1

    1

    Проект «Фантастический зверь»

    1

    Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).

    Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук

    Цепочка: бусины в цепочке

    1

    Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке.

    Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах

    Цепочка: бусины в цепоч-ке

    1

    Сколько всего областей

    1

    Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм

    Истинные и ложные утверждения

    1

    Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Выделять, достраивать, строить цепочку соответствующую набору утверждений и их значениям истинности, в том числе утверждений, содержащих понятия есть/нет, следующий, предыдущий, одинаковые цепочки, разные цепочки.

    Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными)

    Истинные и ложные утверждения

    1

    Есть – нет

    1

    Есть – нет

    1

    Одинаковые цепочки. Разные цепочки

    1

    Бусины в цепочке

    1

    Бусины в цепочке

    1

    Контрольная работа 2

    1

    Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

    1

    Проект «Новогодняя открытка»

    1

    Работать в компьютерной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов

    Проект «Новогодняя открытка»

    1

    Алфавитная цепочка. Слово

    1

    Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков, анализировать русский алфавит как цепочку букв, упорядочивать русские буквы по алфавиту.

    Раньше – позже

    1

    Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить логически грамотные рассуждения, утверждения, включающие имена и понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений

    Раньше – позже

    1

    Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет

    1

    Имена. Если бусина не од-на. Если бусины нет

    1

    Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

    1

    Осваивать знаково-символическую систему русского языка – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания). Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определённое слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма

    Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

    1

    Словарь

    1

    Бусины в цепочке

    1

    Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить цепочку по описанию, содержащему понятия частичного порядка: второй после, третий перед, пятый с конца и пр. Строить логически грамотные рассуждения, утверждения, включающие понятия частичного порядка, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений

    Бусины в цепочке

    1

    Проект «Записная книжка»

    1

    Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса.

    Работать в компьютерной среде: изготовление при помощи компьютерного ресурса базы данных об учениках класса, изготовление бумажной записной книжки

    Проект «Записная книж-ка»

    1

    Мешок

    1

    Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.

    Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах

    Одинаковые и разные мешки

    1

    Мешок бусин цепочки

    1

    Мешок бусин цепочки

    1

    Таблица для мешка (одномерная)

    1

    Таблица для мешка (одномерная)

    1

    Решение задач

    1

    Решение задач

    1

    Контрольная работа 3

    1

    Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

    1

    Проект «Наши рецепты»

    1

    Работать в компьютерной среде: составлять небольшой текст – рецепт кулинарного блюда. Вводить текст с клавиатуры, работать в стандартном текстовом редакторе – печатать и оформлять рецепт своего блюда по образцу

    Проект «Наши рецепты»

    1

    «Информатика, 3 4» (2-я часть курса)

    Длина цепочки

    1

    Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка цепочек). Строить цепочку по описанию, включающему понятие длина цепочки. Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию

    Цепочка цепочек

    1

    Цепочка цепочек

    1

    Таблица для мешка (по двум признакам)

    1

    Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых мешка в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице, используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи)

    Таблица для мешка (по двум признакам)

    1

    Проект «Одинаковые мешки»

    1

    Проект «Одинаковые мешки»

    1

    Словарный порядок. Дефис и апостроф

    1

    Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определённое слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами

    Словарный порядок. Дефис и апостроф

    1

    Проект «Лексикографический порядок»

    1

    Проект «Лексикографический порядок»

    1

    Контрольная работа 4

    1

    Выравнивание, решение трудных задач.

    1

    Проект «Мой лучший друг»/«Мой любимец»

    1

    Работать в компьютерной среде: составлять текст в письменной форме – небольшой рассказ о своём друге или домашнем любимце. Использовать программу подготовки презентации – готовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст. Набирать текст с клавиатуры. Готовить сообщение и выступать с графическим сопровождением

    Проект «Мой лучший друг»/«Мой любимец»

    1

    Итого:

    68


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа педагога Кирпинёвой Елены Александровны Высшей квалификационной категории по учебному курсу «Русский язык» 1 класс Программа «Школа 2100»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной»  «Рассмотрено»Руководитель МО__________/ Е. А. Крипинева/Протокол №___...

    Рабочая программа педагога Кирпинёвой Елены Александровны Высшей квалификационной категории по учебному курсу «Литературное чтение» 1 класс Программа «Школа 2100»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной»  «Рассмотрено»Руководитель МО_________/ Е. А. Крипинева/Протокол №___ от «___»авгу...

    Рабочие программы по литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, изо УМК "Школа Росссии" для 2 класса

    Рабочие программы сотавлены на основе авторской Л. Ф. Климановой,  М. И. Моро, А. А. Плешакова, О. А. Куревиной, Б. М. Неменского в соответствии с требованиями Федерального образовательного станд...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (УМК "Начальная школа XXI века",2 класс)

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (УМК "Начальная школа XXI века",2 класс)...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (УМК "Начальная школа XXI века",2 класс)

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (УМК "Начальная школа XXI века",2 класс)...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру (УМК "Начальная школа XXI века",2 класс)

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру (УМК "Начальная школа XXI века",2 класс)...

    Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

    Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...