Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Вершинина Ирина Александровна

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pismo_2_klass.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

школа № 2 г. Павлово

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______/Немировченко А.А./

«___» _________        20__г.

«Утверждено»

Директор школы

_____        __/Жирякина О.Л./

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 2 КЛАССА

предмет, класс и т.п.

учитель ВЕРШИНИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Ф.И.О., категория

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________        от

«____» __________        20 __г.

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы  под редакцией  В. В. Воронковой, 2010 г. Программа рассчитана на 204 часа, 6 часов в неделю.

В младших классах овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

 Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой обучающихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». По всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников. Для реализации Рабочей программы используется учебное издание Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова «Русский язык. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» - М, «Просвещение» - 2013 – 175 с.

Цель программы обучения:

Формирование навыков грамотного письма, совершенствование и развитие речевой деятельности.

Задачи программы обучения:

Образовательные:

  • совершенствовать навыки фонетически правильного письма и письма по правилу;
  • формировать основные орфографические пунктуационные навыки;
  • совершенствовать технику письма;
  • учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

            Коррекционно-развивающие:

  • развитие и коррекция познавательных процессов;
  • повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • корригировать умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;

        Воспитательные:

  • формировать умение обучающихся слушать объяснения учителя и уметь сформулировать ответ на поставленный вопрос;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
  • формирование познавательного интереса к родному языку.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

-   алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре;

-   расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу;

- различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л;

- различать свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые предложения, текст после предварительного анализа;

- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

На уроках письма и развития речи осуществляются межпредметные связи с математикой – нахождение страниц в учебнике; с чтением и развитием речи – развитие устного высказывания, формирования логической и интонационной стороны высказывания; прослеживается взаимосвязь с изобразительной деятельностью и развитием речи – при составлении рассказа-описания предмета или явления окружающей действительности.

Методология преподавания письма:

На уроках письма используются следующие методы обучения обучающихся:

- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;

- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);

- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);

- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).

Для составления программы использовалась следующая учебная литература:

  1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М.:  Просвещение, 1994 г. – 368 с.
  2. Гризик Т.И. «Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2006 г. – 64 с.
  3. «Дидактический материал к урокам чистописания» Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова – М., «Просвещение», 1990. – 48 с.
  4. Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителя начальных классов» - М.: ВАКО, 2006 г. – 128 с.
  5. Павлова Н.Н. «Читаем после азбуки» – М.: ООО «ЭКСМО» - 2009 г. – 64 с.
  6. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2010 год).
  7. Якубовская Э. В., Павлова Н. В. «Русский язык. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» - М, «Просвещение» - 2013 – 175 с.

Тематическое планирование

Тема раздела

Кол.

часов

Коррекционные задачи

Обязательный минимум ЗУН

1. Повторение пройденного в 1 классе

21 ч.

- развивать навыки учебной деятельности;

- развитие зрительного восприятия через усвоение простейших комбинаций из прямых линий и фигур;

- развитие моторики пальцев рук и наглядно-действенного мышления, через конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов, через рисование на доске и в тетради элементов букв;

- формировать умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и

письменной форме;

- знать отличия «звука» и «буквы»;

- уметь определять количество  и последовательность звуков в слове;

- составлять предложения из 2-3 слов;

- уметь писать основные элементы, рукописных букв, буквы и короткие слова на доске и в тетради;

2. Звуки и буквы

105 ч.

- развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе отработки навыков изображения букв;

- формировать мыслительные операции (классификация, анализ, обобщение) при изучении букв и звуков;

- развивать слуховую и зрительную  память при запоминании букв и звуков;

- выработать элементарные навыки грамотного письма;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- знать и отличать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые- мягкие, звонкие- глухие согласные;

- уметь переносить по слогам;

- знать рукописное   начертание  изучаемых   строчных   букв   и прописных;

- уметь дифференцировать изучаемые  строчные   буквы   и прописные;

- уметь изображать в тетради и на доске изучаемые  строчные   буквы   и прописные;

- уметь правильно и чётко произносить звуки;

- уметь различать звуки в начале и конце слова;

3. Слово

51 ч.

- развивать речь, через обогащение словарного запаса;

- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;

- корригировать умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал;

- развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе отработки навыков изображения букв и их элементов;

- развитие и коррекция познавательных процессов;

 - активизировать речемыслительную деятельность при ответе на вопросы;

- уметь различать разряды слов - названия предметов, действий, признаков;

- уметь списывать с классной доски прочитанные и разобранные слова, состоящие из двух слогов;

- уметь писать под диктовку короткие слова;

4. Предложение

16 ч.

- развивать у обучающихся речемыслительную деятельность, через расширение словарного запаса;

- развивать словесно-логическое мышление, при ответе на вопросы;

- развивать речевую активность;

- развивать умения логически верно высказывать свои мысли в устной и письменной форме;

- знать правила написания предложений;

- знать, что большая буква в начале предложения, точка в конце предложения;

- составлять предложения самостоятельно, с опорой на картинку или с небольшой помощью учителя;

- уметь распространять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- отвечать полным предложением на вопрос учителя;

5. Повторение изученного во 2 классе

11 ч.

- формировать пространственные представления через ориентировку в составных частях слова (начало, конец, середина);

- развивать речевую активность, через усвоения нового словесного материала;

- формировать познавательный интерес;

- формировать мелкую моторику пальцев рук, через изображение элементов букв в тетради и на доске;

- формировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) при дифференциации звуков и букв в слоге и в слове;

- знать зрительный и звуковой образ буквы;

- знать, что большая буква в начале предложения, точка в конце предложения;

- уметь подбирать слова на заданный звук;

- дифференцировать положение звука в слове;

-  уметь писать  хорошо знакомые слова под диктовку после анализа их звукового состава и самостоятельно;

- уметь вставлять пропущенные буквы в словах под картинками;

Календарно-тематическое планирование

Тема урока.

Кол.

часов

Дата

Словарь

I четверть (54 ч.)

Повторение пройденного в 1 классе (21 ч.)

1.

Понятие о предложении.

1 ч.

Москва

2.

Употребление простого предложения. Большая буква в начале,  точка в конце.

1 ч.

Дуб, бак

3.

4.

Предложение и его схема.

2 ч.

5.

6.

Распространение предложений.

2 ч.

7.

Слово.

1 ч.

Венок

8.

Составление предложений с данным словом.

1 ч.

9.

Слово. Схема слов.

1 ч.

Сын, сон

10.

Слова, отличающиеся количеством звуков.

1 ч.

11.

Выделение первого звука из слова.

1 ч.

12. 13.

Установление количества звуков и букв в слове.

2 ч.

Дедушка

14.

15.

Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Звуки и буквы л  ш  ч  ф  х  ж.

2 ч.

Горох, карандаш

16.

17.

Буквы, различающиеся каким-нибудь элементом. Слова с этими буквами.

2 ч.

18.

19.

Составление предложений из двух – трех слов.

2 ч.

Яблоко

20.

Контрольная работа №1 по теме «Повторение».

1 ч.

21.

Работа над ошибками по теме «Повторение».

1 ч.

Звуки и буквы (105 ч.)

22.

23.

Звуки гласные и согласные и их различие.

Гласные  звуки и буквы.

2 ч.

Аист

24.

25.

Согласные звуки и буквы.

2 ч.

26.

Различение гласных и согласных звуков и букв.

1 ч.

27.

28.

Слово. Выделение звука из слова. Установление количества звуков и букв в слове.

2 ч.

29.

30.

Определение последовательности звуков и букв в слове (работа с условно-графической схемой).

2 ч.

Мороз

31.

32.

Слова, которые отличаются одним звуком.

2 ч.

Ёлка

33. 34.

Слова, которые различаются количеством звуков.

2 ч.

Юбка, яхта

35.

36.

Слова, которые отличаются последовательностью звуков.

2 ч.

37.

38.

Слова с гласной э.

2 ч.

Эклер

39.

40.

Слова со стечением согласных.

2 ч.

41.

42.

Сравнение слов типа сон – слон, мосты – мост.

2 ч.

43.

Контрольная работа № 2 по теме «Звуки гласные и согласные и их различие».

1 ч.

44.

Работа над ошибками по теме «Звуки гласные и согласные и их различие».

1 ч.

45.

46.

Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

Ударение в словах.

2 ч.

Замок

47.

48.

49.

Выделение ударного гласного в слове. Постановка знака ударения.

3 ч.

50.

51.

52.

Ударные и безударные гласные. Постановка знака ударения.

3 ч.

Кино, театр

53.

54.

Повторение пройденного материала по теме «Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения».

2 ч.

II четверть (42 ч.)

55.

«Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения». Повторение.

1 ч.

56.

Слог.

Слог, как часть слова.

1 ч.

57.

58.

Определение количества слогов в слове по числу гласных букв. Деление слов на слоги.

2 ч.

Тарелка

59.

60.

Слог. Деление слов на слоги.

2 ч.

61.

Гласные в образовании слогов.

1 ч.

62.

Перенос слов. Перенос части слова при письме. Перенос слов по слогам.

1 ч.

Воробей

63.

Варианты переноса слова.

1 ч.

64.

65.

Перенос слов по слогам. Правила переноса.

2 ч.

66.

67.

68.

Слова с буквами и  и  й, их различие, деление слов на слоги

3 ч.

Чайник, майка

69. 70.

Согласные артикулярно сходные р – л. Их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными

2 ч.

71. 72.

Повторение пройденного материала по теме «Звуки и буквы».

2 ч.

Пиджак

73.

Контрольный диктант №3 по теме «Звуки и буквы».

1 ч.

74.

Работа над ошибками по теме «Звуки и буквы»

1 ч.

75. 76.

Согласные звонкие и глухие.

Определение звонких и глухих согласных

2 ч.

77.

Дифференциация б-п.

1 ч.

Бочка, почка

78.

Дифференциация в – ф.

1 ч.

79.

Дифференциация г – к.

1 ч.

Колос-голос

80.

Дифференциация д – т.

1 ч.

Дочка, точка

81.

Дифференциация ж – ш.

1 ч.

Снежинка, рубашка

82.

Дифференциация з – с.

1 ч.

83.

84.

Обобщение дифференциации звонких и глухих согласных.

2 ч.

85.

Повторение пройденного материала по теме «Согласные звонкие и глухие».

1 ч.

86.

Контрольный диктант №4   по теме «Согласные звонкие и глухие».

1 ч.

87.

Работа над ошибками по теме «Согласные звонкие и глухие».

1 ч.

88.

89.

90.

Шипящие и свистящие согласные звуки.

Шипящие согласные. Различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

3 ч.

Ножницы, земля

91.

92.

93.

Свистящие согласные. Различение на слух и произношении. Написание слов с этими согласными.

3 ч.

94.

95.

96.

Дифференциация свистящих и шипящих согласных. Аффрикаты: (ч-ть-щ, щ-ть-с).

3 ч.

III четверть (60 ч.)

97.

Звуки и буквы. Повторение.

1 ч.

98.

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

Буква е в начале слова или слога.

1 ч.

Цепь, цель

99.

Буква и в начале слова или слога.

1 ч.

100.

Буква ё  в начале слова или слога.

1 ч.

101.

Буква ю   в начале слова или слога.

1 ч.

102.

Буква я в начале слова или слога.

1 ч.

103. 104.

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги.

2 ч.

Дождик, радость

105.

106.

Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных гласными  буквами е.ё, и, ю, я.

2 ч.

107.

Различение на слух и произношению твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных гласными  буквами е, ё, и, ю, я.

 Гласные ы –и после твердых и мягких согласных.

1 ч.

108.

Гласные о  - ё  после твердых и мягких согласных.

1 ч.

109.

Гласные у - ю  после твердых и мягких согласных

1 ч.

110.

Гласные а - я  после твердых и мягких согласных

1 ч.

111.

Гласная е после мягких согласных.

1 ч.

112.

113.

Различение твердых и мягких согласных.

2 ч.

Карта, полка

114.

Контрольный диктант №5 по теме «Согласные твердые и мягкие».

1 ч.

115.

Работа над ошибками по теме «Согласные твердые и мягкие».

1 ч.

116.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Различение на слух и произношению твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных в конце слова.

1 ч.

117.

Сравнение пар слов типа угол – уголь по смыслу, произношению.

1 ч.

118.

119.

Правила правописания мягкого знака на конце слова.

2 ч.

Уголь, вещь

120.

121.

122.

Разделительный ь и ъ.

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным мягким знаком

3 ч.

123. 124.

125.

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным твердым знаком.

3 ч.

126.

Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце.

1 ч.

Слово (51ч.)

127.

Слова, обозначающие предметы.

Предмет и его название.

1 ч.

128.

Названия предметов, отвечающие на вопрос что это?

1 ч.

Солнце

129.

Различение названий частей предмета.

1 ч.

130.

Различение сходных предметов и их названий.

1 ч.

131.

132.

Обобщающие слова для группы однородных предметов.

2 ч.

Белка, болото

133.

134.

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто это?

2 ч.

135.

Обобщающие слова для группы однородных предметов.

1 ч.

136.

137.

Различение слов, отвечающих на вопросы кто это?  что это?

2 ч.

138.

139.

Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.

2 ч.

Кит, кот

140.

Контрольный диктант № 6 по теме «Изучение слов, обозначающих предметы».

1 ч.

141.

Работа над ошибками по теме «Изучение слов, обозначающих предметы».

1 ч.

142.

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Большая буква в именах людей.

1 ч.

Сани

143.

Большая буква в именах и  фамилиях.

1 ч.

144.

Правописание имен и фамилий людей, употребление их в предложении.

1 ч.

Мяч

145.

Большая буква в кличках животных.

1 ч.

Бимка, Тузик

146.

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

1 ч.

147.

Контрольный диктант № 7 по теме «Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных».

1 ч.

148.

Работа над ошибками по теме «Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных».

1 ч.

149.

150.

Слова, обозначающие действия предметов.

Действие и его название.

2 ч.

Мышка, мишка

151. 152.

Название действий предметов по вопросам что делает?

2 ч.

153.

154. 155.

Название действий предметов по вопросам что делает? что делают?

3 ч.

156.

Согласование слов, обозначающих предмет, о словами- действиями

1 ч.

IV четверть (48 ч.)

157.

Повторение пройденного материала по теме «Слово».

1 ч.

Пыль

158.

Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается).

1 ч.

159. 160.

Различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает).

2 ч.

Лыжи

161. 162.

Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы.

2 ч.

Пожар

163. 164.

Название предметов и действий. Выделение названий предметов и действий по вопросам.

2 ч.

165. 166.

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы.

2 ч.

Нож, жаба, ежевика

167.

Контрольный диктант № 8 по теме «Слова, обозначающие действия предметов».

1 ч.

168.

Работа над ошибками по теме «Слова, обозначающие действия предметов».

1 ч.

169.

Предлог.

 1 ч.

170. 171.

Предлог -  как отдельное слово.

2 ч.

172. 173.

Предлоги в, из, на, у, с.

2 ч.

174. 175.

Раздельное написание предлогов со словами, к которым они относятся.

2 ч.

Морковь, цель

176. 177.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря.

Выделение «трудной» гласной в словах.

2 ч.

Написание гласных в словах-родственниках.

Предложение (16 ч.)

178.

Понятие о предложении.

Построение простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце.

1 ч.

179.

Выделение предложения из текста.

1 ч.

Барабан

180. 181.

Правила записи предложения.

2 ч.

182.

Предложение и его схема.

1 ч.

183. 184.

Связь слов в предложении.

2 ч.

185.

Порядок слов в предложении.

1 ч.

186.

Окончание начатого предложения.

1 ч.

187.

Составление предложений по предметной картинке.

1 ч.

Тени, конь

188. 189.

Составление предложений по сюжетной картинке.

2 ч.

190.

Составление предложения по вопросу.

1 ч.

Огни

191.

Обобщение по теме «Предложение»

1 ч.

Пень

192.

Контрольный диктант № 9 по теме «Предложение».

1 ч.

193.

Работа над ошибками по теме «Предложение».

1 ч.

Повторение пройденного за год (11 ч.)

194.

Звонкие и глухие согласные.

1 ч.

195.

Обозначение мягкости согласных (все случаи).

1 ч.

Игра

196.

Слова, обозначающие название предметов и название действий.

1 ч.

197.

Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.

1 ч.

Самолёт

198.

Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.

1 ч.

199.

Предложение. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

1 ч.

Телефон

200.

Обобщение пройденного материала. Подготовка к итоговому контрольному диктанту.

1 ч.

201.

Контрольный диктант № 10 Итоговый контрольный диктант за год.

1 ч.

202.

Работа над ошибками по теме «Итоговый контрольный диктант за год».

1 ч.

203.

204

Обобщение пройденного материала за год.

2 ч.

Берёза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Изобразительное искусство" для коррекционных школ VIII вида

Изобразительное искусство как школьный учебный пред­мет имеет важноекоррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их по­становке оказывают существенное воздействие...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»

Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:·        Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;·        Ф...