Рабочая программа по учебной дисциплине "Изобразительное искусство" для коррекционных школ VIII вида
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Степанова Любовь Олеговна

Изобразительное искусство как школьный учебный пред­мет имеет важное

коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их по­становке оказывают существенное воздействие на интеллек­туальную, эмоциональную и двигательную сферы, способ­ствуют формированию личности умственно отсталого ребен­ка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

·         способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целе­направленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета пред­метов, их положения в пространстве;

·         находить в изображаемом существенные признаки, уста­навливать сходство и различие;

·         содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

·         ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

·         исправлять недостатки моторики и совершенствовать зри­тельно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

·         дать учащимся знания элементарных основ реалистиче­ского рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

·         знакомить учащихся с отдельными произведениями изоб­разительного, декоративно-прикладного и народного искус­ства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое от­ношение к ним;

·         развивать у учащихся речь, художественный вкус, инте­рес и любовь к изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное

коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:

декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

Подготовительные занятия

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения

видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и

графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого

необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими

действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения,

можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

Декоративное рисование

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами

декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных

умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам

рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

        Рисование с натуры

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта,

определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего

оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей

рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность

постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки  правильности рисунка.

        Рисование на темы

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей

жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся

смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи:

правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет

отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Беседы об изобразительном искусстве

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического

воспитания школьников.

В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров

(преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется

показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства

важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать

и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о

работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

Содержание программы

4 класс (34 часа)

      РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей; развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.  

      ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ        

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

     

     

      РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Раздел

программы

Тема

Количество часов

ЗУНы

Элементы содержания

Тип урока

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Рисование с натуры

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске  

1

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь изображать предметы округлой и продолговатой формы; передавая их характерные особенности; знать последовательность выполнения рисунка

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.  Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Загадки о цветах, плодах

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

2

Рисование с натуры

Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал)

1

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь изображать предметы округлой и продолговатой формы; передавая их характерные особенности; знать последовательность выполнения рисунка

Рисование с натуры осенних листьев. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Загадки о цветах, плодах

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

3

Рисование с натуры

Рисование с натуры ветки рябины

1

Уметь изображать предметы с натуры; передавая их характерные особенности; знать последовательность выполнения рисунка

Загадка и чтение стихотворения о рябине. Рисование с натуры ветки рябины

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

4

Декоративное рисование

Составление узора в квадрате из растительных форм

1

Уметь рисовать узоры из  растительных форм в квадрате  (по образцу); уметь  правильно располагать элементы оформления в квадрате; знать последовательность выполнения рисунка

Рассматривание иллюстраций с применением узора в квадрате. Составление узора в квадрате из веток с листочками

Комбинированный

Текущий

5

Беседы об изобразительном искусстве

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель «Трудовые резервы»)

1

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства

Рассматривание репродукций А. Пахомова «Василий Васильевич», Л. Кербель «Трудовые резервы»

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

6

Декоративное рисование

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка для столика квадратной формы

1

Уметь последовательно выполнять построение геометрического орнамента по предложенной схеме; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов

Рисование геометрического орнамента для столика квадратной формы

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

7

Беседы об изобразительном искусстве

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка)

1

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства

Рассматривание таблиц и картин с изображением богородских игрушек; резных изделий из дерева

Комбинированный

Текущий

8

Рисование на темы

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен)

1

Уметь передавать в рисунке свои впечатления; правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом

Рассматривание книг с иллюстрациями избушек. Рисование «сказочной избушки»

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

9

Рисование с натуры

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью

1

Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

10

Беседы об изобразительном искусстве

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда)

1

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства

Рассматривание таблиц и картин с изображением посуды (хохлома)

Комбинированный

Текущий

11

Рисование на темы

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся)

1

Уметь передавать в рисунке свои впечатления; правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом

Беседа «Моя любимая игрушка»; рисование любимой игрушки

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

12

Рисование с натуры

Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).

1

Уметь анализировать объект; изображать объемные предметы прямоугольной формы; правильно определять величину рисунка

Беседа «Транспорт на улицах города». Рисование с натуры игрушки-автобуса или игрушки-грузовика (фургона)

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

13

Рисование на темы

Рисование на тему «Городской транспорт»

1

Уметь передавать в рисунке свои впечатления; правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом

Беседа «Правила дорожного движения на городских  улицах. Рисование на тему «Городской транспорт»

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

14

Декоративное рисование

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате

1

Уметь последовательно выполнять построение  орнамента по предложенной схеме; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

15

Декоративное рисование

Декоративное рисование  расписной тарелки (новогодняя тематика)

1

Беседа «Декоративно-прикладное искусство». Рисование  расписной тарелки (новогодняя тематика)

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

16

Декоративное рисование

Декоративное рисование панно «Снежинки»

1

Беседа «Декоративно-прикладное искусство». Декоративное рисование панно «Снежинки»

Комбинированный

Текущий

17

Беседы об изобразительном искусстве

Беседа по картинам на тему «Кончил дело гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»

1

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства

Рассматривание картинам на тему «Кончил дело гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

18

Рисование с натуры

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты)

1

Уметь анализировать объект;  правильно определять величину рисунка

Рисование вымпела с изображением ракеты

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

19

Рисование с натуры

Рисование с натуры раскладной пирамидки

1

Рисование раскладной пирамидки

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

20

Рисование с натуры

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура – раздаточный материал)

1

Уметь анализировать объект; изображать объемные предметы конической  формы; правильно определять величину рисунка

Рисование  бумажного стаканчика

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

21

Рисование с натуры

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т.п.)

1

Уметь анализировать объект; изображать объемные предметы конической, прямоугольной и цилиндрической  формы; правильно определять величину рисунка

Рисование  игрушки (бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т.п.)

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

22

Декоративное рисование

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта

2

Уметь последовательно выполнять построение  орнамента по предложенной схеме; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов

Беседа «8 Марта». Рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

23

Рисование с натуры

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники)

1

Уметь анализировать объект; изображать объемные предметы прямоугольной  формы; правильно определять величину рисунка

Беседа «Пернатые друзья». Рисование  домиков для птиц

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

24

Рисование на темы

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан «Март», «Первая зелень», К. Юон «Мартовское солнце»)

1

Уметь передавать в рисунке свои впечатления; правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом

Беседа «Весна на дворе». Рассматривание иллюстраций картин И. Левитана, К. Юона

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

25

Рисование с натуры

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

1

Уметь анализировать объект; изображать объемные предметы конической  и прямоугольной формы; правильно определять величину рисунка

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

26

Декоративное рисование

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)

1

Уметь  размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов

Беседа «Декоративно-прикладное искусство». Роспись блюда

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

27

Рисование на темы

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

2

Уметь передавать в рисунке свои впечатления; правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом

Беседа «Покорение космоса». Рисование  «Космические корабли в полете»

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

28

Рисование с натуры

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы – настольные, настенные, напольные и т.п.)

1

Уметь анализировать объект; изображать объемные предметы конической, прямоугольной и цилиндрической  формы; правильно определять величину рисунка

Рисование с натуры предметов конструктивной формы

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

29

Рисование с натуры

Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов

1

Рисование столярных или слесарных инструментов

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

30

Рисование с натуры

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т.п.)

1

Рисование  предмета симметричной формы

Комбинированный

Текущий

31

Беседы об изобразительном искусстве

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика)

1

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства

Рассматривание иллюстраций с вышивкой, кружевом, керамикой

Комбинированный

Текущий

Принести альбом, краски, карандаш, резинку, цветные карандаши

32

Декоративное рисование

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки)

1

Уметь последовательно выполнять построение геометрического орнамента по предложенной схеме; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм

Комбинированный

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы VIII вида

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует больш...

Рабочая программа по математике и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по математике с учетом ...

Рабочая программа по чтению и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по чтению с учетом инди...

Рабочая программа по обж и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по обж с учетом индивид...

Рабочая программа по игротерапии и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по игротерапии с учетом...

Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику  В.В.Эк Математика 3 класс....

Рабочая программа кружка для 2 класса коррекционной школы VIII вида «Радуга аппликации»

Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь р...