Рабочая программа по обж и КТП для школ VIII вида
рабочая программа по обж (4 класс) на тему

Скоробогатова Светлана Анатольевна

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по обж с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh.doc84.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_obzh.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Бетлицкая специальная (коррекционная)  школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями

здоровья  VIII вида»

«Рассмотрено»

на заседании МО  

Протокол № ___________

от « ____»  ________2013г.

Руководитель МО

Никитенкова Л.С.________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида

Гурикова Е.А.___________

« ____»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор Бетлицкой

 школы-интерната для детей-сирот VIII вида

Новикова Л.В.____________

«____»______________2013г.

Рабочая программа

учебного курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»  

   для   4  класса

на 2013-2014 учебный год

                                                         Составитель программы:

Скоробогатова С.А.,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории.

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и  на основе:

  1. Учебного плана ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2013-2014 учебный год;
  2. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 1994.

Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни:  удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.

        В основу курса заложена программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности», учебная программа "Основы безопасности жизнедеятельности", рекомендованная Министерством Образования РФ, дополненная и расширенная.

        Цель  программы обучения:

  • формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.

Задачи программы обучения:

  • Изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
  • Сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
  • Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Программа построена по концентрическому принципу. Программа является модифицированной.

Имеется возможность привлечь к учебному процессу специалистов в области медицины, психологии, безопасности жизнедеятельности, социологии.

Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.

Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры, гербарии; электронных средств обучения (компьютер, медиапроектор).

Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:

  • провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • активные паузы проведение физкультминуток.

На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.

Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за четверть и за год.

Так как в данную программу включен здоровьесберегающий компонент, то необходимо соблюдать следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.
  2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Норма: 4—7 видов за урок.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут.
  4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех.
  5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут.
  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения.
  8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
  9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого.
  10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т. д.
  11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.
  12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный); между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).
  13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
  14. Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.
  15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25—30 минут в 1 классе, 35—40 минут в начальной школе.

Учебно-тематический  план

Наименование раздела и темы

Кол-во

часов

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

26

Безопасное поведение на улицах и дорогах

12

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

3

Безопасное поведение дома

5

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

6

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3

Первая медицинская помощь при отравлении газами

3

4.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварий, катастрофы, военные конфликты)

2

Основные мероприятия гражданской обороны по

защите населения

2

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

2

Всего:

35

Содержание образовательной программы.

35 часов, 1час в неделю

На основании программы Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений», 1994 года издания , в рабочую программу по основам безопасности жизнедеятельности 4 класса  включены  следующие разделы:

  1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

1.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

 Правостороннее и левостороннее движение.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды. 

Переходим улицу, площадь, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Мы пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства.

На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге.

1.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре

Огонь и человек. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки. Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведение.

1.3. Безопасное поведение дома

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печном отоплении.

1.4. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей. Звонок в дверь. Звонок по телефону.

Особенности поведения с незнакомыми людьми. Самозащита от насильников и хулиганов.

  1.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами

Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

4.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

 Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Ураганы, бури(штормы), смерчи. Примеры их последствий, мероприятия по защите. Оползни, сели, лавины. Мероприятия по предупреждению и защите от их последствий.

4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Организация; оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

4.3. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны (убежище, ПРУ).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения на улицах и дорогах
  • правила посадки и высадки транспортного средства
  • правила поведения при возникновении пожара в общественных местах
  • меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии
  • правила поведения с незнакомыми людьми
  • правила оказания медицинской помощи при отравлении угарным газом
  • простейшие правила оказания первой медицинской помощи;
  • возможные чрезвычайные ситуации природного характера
  • порядок эвакуации, способы оповещения населения;
  • наиболее распространенные инфекционные заболевания.

Учащиеся должны  понимать:

  • основные понятия безопасности;
  • основные правила поведения учащихся на улице, в помещениях, на воде, на  дороге;
  • основные понятия о ЧС.

Учащиеся должны  уметь:

  • обеспечить собственную безопасность;
  • выполнять мероприятия ГО по плану общеобразовательного учреждения;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, укусах насекомых, порезах, ожогах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.А. Порочина «Поурочные разработки по ОБЖ»   1 клаccа.
  2. Поляков,  В.В.. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 2-3 кл. (1-3), 2-4 кл. (1-4). В 3 ч. Ч. 1. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 88 с., ил.
  3. Поляков,  В.В.. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 2-3 кл. (1-3), 2-4 кл. (1-4). В 3 ч. Ч. 2. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 72 с., ил.
  4. Программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности». О.С. Гладышева, И.Ю. Абросимова;
  5. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 1994.
  6. А.Усачёв. А.Березин «Школа безопасности»



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическоепланирование уроков основ безопасности жизнедеятельности

1 час в неделю

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты

I  ЧЕТВЕРТЬ  (8 часов)

I  Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

1.

04.09

Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.

Как правильно переходить дорогу. Как лучше защитить себя во время аварии.

Знать правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;

2.

11.09

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.

Определятьэлементы улиц и дорог.Определять элементы дорожной разметки.

Знать элементы улиц и дорог.Знать  для чего нужна дорожная разметка.

3.

18.09

Перекрестки, их виды.

Определять перекрестки, их виды.Безопасность на улице.

Знатьперекрестки, их виды.Уметь  правильно переходить перекресток.

4.

25.09

Переходим улицу, площадь, перекресток.

Определять как правильно переходить перекресток.

Знать правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;

5.

02.10

Сигналы светофора и регулировщика.

Определять сигналы светофора и регулировщика.

Знать сигналы светофора и регулировщика. Уметь переходить улицу по светофору.

6.

09.10

Виды транспортных средств.

Определять и различать виды транспортных средств.

Знать виды транспортных средств. Уметь их различать.

7.

16.10

Скорости движения городского транспорта.

Оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;

Знать скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;

8.

23.10

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Определять сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Знать сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

II ЧЕТВЕРТЬ (8 часов)

9.

06.11

Мы пассажиры. Безопасность пассажиров.

Игра «Определи, что неправильно делает мальчик». Соблюдение правил пассажиров.

Знать обязанности пассажиров, меры безопасности пассажиров.

10.

13.11

Обязанности пассажиров.

11.

20.11

Правила посадки и высадки из транспортного средства.

Правильно выполнять посадку  и высадку из транспортного средства

Знать правила посадки в транспортное средство и высадки из него.

12.

27.11

На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге.

Различать шоссе и загородную дорогу.

Знать правила движения пешеходов по загородной дороге.

Пожарная безопасность и поведение при пожаре.

13.

04.12

Огонь и человек. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров.

Определять причина возникновения пожара в общественных местах.

Знать причина возникновения пожара в общественных местах,правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте.

14.

11.12

Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки.

Правила безопасности поведения при возникновении пожара вобщественных местах.

15.

18.12

Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведение.

Определять причины возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведение.

Знать  правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте.

Безопасное поведение дома.

16.

25.12

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

Определять меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

Знать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии.

III ЧЕТВЕРТЬ (10 часов)

17.

15.01

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

Определять предметы бытовой химии и меры безопасности при использовании.

Знать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии.

18.

22.01

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

Электричество и газ, как источники возможной опасности. Определять меры безопасности при пользованииэлектрическими приборами и газовыми приборами в быту.

Знать меры безопасности при пользовании в быту электрическими приборами.Уметь соблюдать элементарные правила пожарной и электробезопасности;.

19.

29.01

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами

Знать меры безопасности при пользовании в быту  газовыми приборами.

20.

05.02

Соблюдение мер безопасности при пользовании  печным отоплением.

Определять меры безопасности при пользованиипечным отоплением.

Знать меры безопасности при пользовании в быту печным отоплением.Знать признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений.

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

21.

12.02

Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Определять правила обеспечения сохранности личных вещей.

Знать правила обеспечения сохранности личных вещей.

22.

19.02

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей.

Что за опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми?

Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома по телефону, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь

Знать особенности поведения с незнакомыми людьми.Знатьопасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

23.

26.02

Звонок в дверь. Звонок по телефону.

24.

05.03

Особенности поведения с незнакомыми людьми.

25.

12.03

Особенности поведения с незнакомыми людьми.

26.

19.03

Самозащита от насильников и хулиганов.

Определять методысамозащита от насильников и хулиганов.

Знать как защитить себя от насильников и хулиганов.

IV ЧЕТВЕРТЬ (9 часов)

II  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлении газами.

27.

02.04

Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами.

Определять признаки  и причиныотравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами.

Знать признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений.

28.

09.04

Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом.

Мероприятия по профилактика отравлений.

Знать мероприятия по профилактике отравлений, признаки отравления угарным газом.

29.

16.04

Первая помощь при отравлении угарным газом.

Упражняться в оказании первой помощи при отравлении угарным газом.

Знать как  оказать первую помощь при отравлении угарным газом. Уметь вызвать скорую помощь

IV  Защита человека в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

30.

23.04

Чрезвычайные ситуации природногопроисхож-дения. Ураганы, бури(штормы), смерчи. Примеры их последствий, мероприятия по защите.

Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации - стихийное бедствие. Примеры их последствий, мероприятия по защите.

Знать о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:

 ураган, буря, смерч (примеры, последствия), оползни, сели, лавины. Знать действия по его предупреждению и защите от их последствий.

31.

30.04

Оползни, сели, лавины. Мероприятия по преду-преждению и защите от их последствий.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

32.

07.05

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

Знатькак оповещают население о чрезвычайных ситуациях;

33.

14.05

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного времени.

34.

21.05

Защитные сооружения гражданской обороны (убежище, ПРУ).

ОпределятьЗащитные сооружения гражданской обороны (убежище, ПРУ).

Знать защитные сооружения гражданской обороны (убежище, ПРУ).

35.

28.05

Защитные сооружения гражданской обороны (убежище, ПРУ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по математике с учетом ...

Рабочая программа по чтению и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по чтению с учетом инди...

Рабочая программа по игротерапии и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по игротерапии с учетом...

Рабочая программа по математике для 2 класса школ VIII вида

В данном материале предоставлена рабочая программа по математике для 2 класса специальных коррекционных школ  VIII вида...

Рабочая программа по ИЗО для 2 класса школ VIII вида

В данном материале предложена рабочая программа по ИЗО для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику  В.В.Эк Математика 3 класс....

Рабочая программа по математике для 4 класса (школа VIII вида)

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  и авторской программы...