Рабочая программа по игротерапии и КТП для школ VIII вида
рабочая программа (4 класс) на тему

Скоробогатова Светлана Анатольевна

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по игротерапии с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igroterapiya.doc88 КБ
Microsoft Office document icon ktp_igroterapiya.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Бетлицкая специальная (коррекционная)  школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями

здоровья  VIII вида»

«Рассмотрено»

на заседании МО  

Протокол № ___________

от « ____»  ________2013г.

Руководитель МО

Никитенкова Л.С.________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида

Гурикова Е.А.___________

« ____»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор Бетлицкой

 школы-интерната для детей-сирот VIII вида

Новикова Л.В.____________

«____»______________2013г.

Рабочая программа

учебного курса «Игротерапия»                    

для   4  класса

на 2013-2014 учебный год

                                                       Составитель программы:

                                                                              Скоробогатова С.А.

                                                                              учитель начальных классов,

                                                                              высшей квалификационной категории

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по  игротерапии  для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  на основе:

1. Учебного плана ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2013-2014 учебный год;

2. Программы курса ««Игротерапия» для детей с ограниченными возможностями в развитии VIII вида. 0-4 класс», составитель Никитенкова Л. С., утверждена Решением педагогического совета от 29 .09. 2007г. протокол №2.

 Программа рассчитана на 34 часа.

 Составление программы по игротерапии вызвано включением в учебный план нового предмета - игротерапии, в связи с недостаточным развитием у детей общения и способности взаимодействовать с другими детьми.

Играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности ребенка. В игре ребенок преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротическое состояние и становится способным к личностному росту и развитию. Игровая терапия должна удовлетворять потребность ребенка в физической активности, игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

Игротерапия является дополнением к обучающей среде, опыту, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Программа составлена с учетом физического, умственного и нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта.

Цели игротерапии:

  • Способствовать психическому и личностному росту ребенка, помочь ему адаптироваться к школьным условиям.
  • Развивать коммуникативные умения и навыки содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
  • Регулировать эмоциональные, нравственно-поведенческие и другие свойства психики.

Задачи игротерапии:

  • Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  • Развивать навыки социального поведения.
  • Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.
  • Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам.
  • Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
  • Воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач.
  • Формировать чувство принадлежности к коллективу, помочь ребенку чувствовать себя более защищенным.
  • Снижение агрессивного поведения ребенка.
  • Улучшение эмоционального состояния детей.
  • Снижение тревоги и ряда других проблем.

В игровой теории ключом к росту являются отношение, а не использование игрушек. Отношения строятся на основании сиюминутного живого опыта:

Личность ... важнее ... проблемы;

настоящее ... важнее ... прошлого;

чувства ... важнее ... мыслей и действий;

направленность ... важнее ... инструкций;

мудрость ... важнее ... знаний учителя.

Система отношений обеспечивает развитие у ребенка чувства безопасности, активности.

Основной формой организации занятий по игротерапии является игра: дидактическая, развивающая, сюжетно-ролевая.

Программа по игротерапии предусматривает следующие разделы:

  1.  Развитие коммуникативности через игру.
  2.  Игры на развитие внимания.
  3.  Игры на развитие памяти.
  4.  Игра на развитие мышления и воображения.
  5.  Развитие речи в ходе игры.

Все занятия по игротерапии должны способствовать наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей (интеллектуальных, эмоциональных) каждого учащегося, что способствует прочному овладению знаниями к адаптации в классе.

Учебно-тематический  план

Наименование раздела

Количество часов

1.

Игры, сближающие учащихся друг с другом.

4

2.

Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка.

4

3.

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия.

4

4.

Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета

4

5.

Игры, развивающие восприятие формы.

5

6.

Игры, развивающие целенаправленное внимание.

4

7.

Игры, развивающие речь и мышление.

4

8.

Игры, развивающие память.

5

Всего:

34

Содержание образовательной программы.

34 часа, 1 час в неделю

На основании программы курса ««Игротерапия» для детей с ограниченными возможностями в развитии VIII вида. 0-4 класс», составитель Никитенкова Л. С., утверждена Решением педагогического совета от 29 .09. 2007г. протокол №2. в рабочую программу по игротерапии 4 класса  включены  следующие разделы:

  1. Игры, сближающие учащихся друг с другом, строятся на отношениях игрового партнерства для добровольного участия каждого ребенка. Соперничество недопустимо. Содержание и         правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. Сочетание движений со словом помогает осознать содержание игры. Учителю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Игра организует.

Игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково.

3 класс. 4 класс: «Поздравим малышей», «Белые медведи», «Когда это бывает?», «Иголочка и ниточка», «Летает, не летает», «Колечко», сюжетно-ролевая игра по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

II. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка.

Задача учителя (воспитателя) является преодоление негативных проявлений, которые портят жизнь и ребенку и окружающим его людям:

  •  способность нее пугаться трудностей;
  •  умение соблюдать очередность, не мешая друг другу;
  •  делиться игрушками, делать приятное сверстникам, помогать им.

Игры этого раздела создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха.

3 класс. 4 класс: «Пустое место», «Цыплята» - инсценировка, «Поймай рыбку», «Я принес тебе в подарок», «Как я проведу каникулы» - игры -придумывания.

III. Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания.

Общая цель этих игр - открыть для детей особый мир звуков, сделать привлекательным, значимым, говорящим о чем-то важном.

Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия: во-первых, отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок, чтобы участники игры могли сосредоточиться на звуке и оценить ответы друг друга. Во-вторых, сделать так, чтобы ребенок, отгадывающий звуковую загадку, не мог видеть источник звука.

3 класс. 4 класс: «Встречайте гостей», «Совушка», «Два жадных медвежонка», сюжетно-ролевая игра «Красная шапочка».

IV. Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.

Эти игры содержат два типа обучающих задач:

  1.  Задачи на целенаправленное развитие цветовых тонов.
  2.  Задачи на правильное называние цветов.

Окраска предметов выполняет сигнал к действию или его запрету. Дети сравнивают или выбирают предметы по их окраске. Знакомство с цветами следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. Чтобы дети успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:

  1. Предметы должны быть привлекательными для детей, вызвать эстетическое отношение.
  2. Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.

Материалы: разноцветные флажки, цветные ленты, полоски цветной бумаги, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамиды, цветные коробочки.

3 класс. 4 класс: «Цветное лото», «Готовим подарки», «Испечем пироги», «Не ошибись, Петрушка!», «Лети, голубок», сюжетно-ролевая игра «Почта».

V. Игры, развивающие восприятие формы. 

Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы.

Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать их одновременно руками и глазами - зрительным и осязательным способом. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете. Предлагаемые игры преследуют цель - развивать координацию руки и глаза. Без этого дети не научатся застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, вытирать руки полотенцем и т. д.

3 класс. 4 класс: «Есть у тебя или нет!», «Отгадай, что в мешочке!», «Закрой окошко», « Строим дома», «Не ошибись Петрушка!», «Геометрическое лото», «Игра в поручения», «Раз-два-три ищи».

  1. Игры, развивающие целенаправленное внимание.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Характерным для этих игр является наличие текста (как, правило стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и те условия их выполнения, которые связаны с управлением своим вниманием. Взрослый является не только организатором, но и непосредственным участником игры. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению.

3 класс. 4 класс: «Прятки с игрушками», «Разберем и соберём», «Волшебный столик», «Поправь Петрушку», «Проказы мишки-шалунишки».

  1. Игры, развивающие речь и мышление.

 Развитие речи детей идёт по нескольким направлениям. Это отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, формирование речевого мышления. Есть игры направленные на отработку артикуляции и уточнение произношения трудных звуков. Есть игры направленные на развитие пространственных представлений ребёнка. В сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий. Происходит обогащение словаря. В играх слово связано с движением и действием.

3 класс. 4 класс: «Где мы побывали, что мы повидали», «Игрушки - артисты», «Птичий двор», «Добрая лошадка».

  1. Игры, развивающие память. Память - необходимое звено всякой деятельности: практической, познавательной, художественной и др. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Игры содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти.

Во-первых, во всех играх предлагают условия, где нужно что-нибудь запомнить, чтобы принять участие в игре.

Во-вторых, ребёнку передаются рациональные приёмы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приёмы используются ребёнком в качестве опоры актуальной для него игровой ситуации и поэтому легко осваивать им. Дети в играх учатся самостоятельно устанавливать и припоминания. Важны эмоциональное общение с детьми и вовлеченность взрослого в сюжет игры, и четкая понятная формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности учащихся.

3 класс, 4 класс: «Времена года», «Распутай путаницу», «Что в корзинку мы берем», «Переполох», «Помоги малышам», «Кто где спрятался?», «Что достать тебе дружок?».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  •  правила поведения в общественных местах;
  •  правила общения со взрослыми;
  • правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками);
  •  7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

Учащиеся должны уметь:

  •  слушать и понимать обращенную к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;
  •  уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета;
  •  согласовывать свои действия с условиями игры;
  •  изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;
  •  находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители;
  •  при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.

Литература

  1. Л.В.Артемова. «Окружающий мир в дидактических играх». Москва, «Просвещение», 1992 г.
  2. Э.М. Богуславская, Е. О. Смирнова.  «Развивающие игры для детей младшего возраста». «Просвещение», 1991 г.
  3. А.В.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду». Москва, «Просвещение», 1985г.
  4. М.А.Панфилова. «Игротерапия общения» Москва, 2005 г.
  5. Программа курса ««Игротерапия» для детей с ограниченными возможностями в развитии VIII вида. 0-4 класс», составитель Никитенкова Л. С., утверждена Решением педагогического совета от 29 .09. 2007г. протокол №2.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков игротерапии

1 час в неделю

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты

I  ЧЕТВЕРТЬ  ( 8 часов)

Игры, сближающие учащихся друг с другом (4 часа)

1.

07.09

"Поздравление малышей". Сюжетно-ролевая игра.

Инсценировка «Поздравляем малышей»

Уметь согласовывать свои действия и слова  с условиями игры.

2.

14.09

Разучивание игры "Когда это бывает?". Правила игры.

Знакомство с правилами поведения во время игры. Разучивание игры «Когда это бывает?».

Уметь слушать и понимать обращенную речь.

3.

21.09

Разучивание игры "Белые медведи". Чтение рассказа В. Осеевой "волшебное слово".

Разучивание игры «Подарки». Коллективная игра.

Уметь слушать и понимать обращенную речь. Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками).

4.

28.09

Сюжетно-ролевая игра по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово".

Инсценировка рассказа  «Волшебное слово».

Уметь согласовывать свои действия и слова  с условиями игры.

Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности (4 часа)

5.

05.10

Разучивание игры "Пустое место". Чтение сказок

Разучивание игры «Пустое место».

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

6.

12.10

Инсценировка "Цыплята".

Инсценировать  ролевую игру «Цыплята».

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

7.

19.10

Разучивание игры "Я принёс тебе в подарок".

Находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры.

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

8.

26.10

Игра- придумывание "Как я проведу каникулы".

Находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры.

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

II четверть (8 часов)

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания (4 часа)

9.

09.11

Разучивание игры " Встречайте гостей".

Подражая взрослому, постепенно овладевать игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками)

10.

16.11

Разучивание игры "Совушка".

Разучивание игры «Совушка».

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

11.

23.11

Закрепление игр. Чтение сказки "Два жадных медвежонка."

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

12.

30.11

Сюжетно-ролевая игра по мотивам сказки" Два жадных медвежонка.".

Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка».

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета (4 часа)

13.

07.12

Разучивание игры "Цветовое лото".

Разучивать игру «Цветовое лото».

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

14.

14.12

Сюжетно-ролевая игра "Готовим подарки".

Выражать свою мысль словами, формирование речевого мышления

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

15.

21.12

Сюжетно-ролевая игра "Испечем пироги".

Выражать свою мысль словами, формирование речевого мышления

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

16.

28.12

Разучивание игры "Не ошибись, Петрушка!".

Разучивать игру «Не ошибись, Петрушка!»

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

III четверть (9 часов)

Игры, развивающие зрительное восприятие формы (5 часов)

17.

18.01

Игра "Строим дома".

Развивать координацию руки и глаза.

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их

18.

25.01

Разучивание игры "Есть у тебя или нет!".

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи.

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

19.

01.02

Разучивание игры

"Закрой окошко ".

Развивать координацию руки и глаза.

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками)

20.

08.02

Разучивание игры "Геометрическое лото ".

Развивать координацию руки и глаза.

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками)

21.

15.02

Разучивание игры" Раз-два-три ищи".

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи.

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их

Игры, развивающие целенаправленное внимание (4 часа)

22.

22.02

Разучивание игры "Прятки с игрушками".

Разучивание игры «Прятки с игрушками».

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

23.

01.03

Разучивание игры "Проказы мишки-шалунишки".

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи.

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их

24.

15.03

Разучивание игры"Волшебный столик ".

Разучивание игры «Волшебный столик».

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

25.

22.03

Разучивание игры"Поправь Петрушку ".

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи.

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

IV четверть (9 часов)

Игры, развивающие речь и мышление (4 часа)

26.

05.04

Разучивание народной игры "Где мы побывали, что мы повидали?".

Развивать связную речь. Выражать  свою мысль словами, формировать речевого мышления.

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками)

27.

12.04

Разучивание игры "Игрушки-артисты".

28.

19.04

Разучивание игры "Добрая лошадка".

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, формирование речевого мышления

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками). Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

29.

26.04

Разучивание игры" Птичий двор ".

Игры, развивающие память (5 часов)

30.

03.05

Разучивание игры "Кто где спрятался?".

Усвоение значения основных предлогов и наречий. Происходит обогащение словаря

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками)

31.

10.05

Разучивание игры "Что достать тебе дружок?".

Выражать свою мысль словами, формирование речевого мышления

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

32.

17.05

   Разучивание игры «Что в корзинку мы  берем»

Совместная работа учителя и учащихся над сюжетом игры  

Эмоционально участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

33.

24.05

Разучивание игры "Переполох".

Подражая взрослому, постепенно овладевать игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению.

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками). Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

34.

31.05

Разучивание игры" Распутай путаницу ".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по математике с учетом ...

Рабочая программа по чтению и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по чтению с учетом инди...

Рабочая программа по обж и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по обж с учетом индивид...

Рабочая программа по математике для 2 класса школ VIII вида

В данном материале предоставлена рабочая программа по математике для 2 класса специальных коррекционных школ  VIII вида...

Рабочая программа по ИЗО для 2 класса школ VIII вида

В данном материале предложена рабочая программа по ИЗО для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику  В.В.Эк Математика 3 класс....

Рабочая программа по математике для 4 класса (школа VIII вида)

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  и авторской программы...