ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
методическая разработка по логопедии на тему

Седлецкая Виктория Юрьевна

В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию заключения, на основании которого и стоится система работы учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obsledovanie.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение…………………………………………………………………………3

I   Принципы организации логопедического обследования

и подбора диагностического материала ………………………………………4

II   Методика обследования устной речи обучающихся,  поступающих

 в 1 – 2 классы специальной (коррекционной) школы

VIII вида ……….…………………………………………………………………9

  1. Изучение коммуникативно – речевых умений  ……………………………9

2. Обследование состояния и моторики артикуляционного аппарата ………11

3. Изучение звукопроизносительной стороны речи…………………………...13

4. Обследование фонематического слуха ………………………………………

5. Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости

слов ……….…………………………………………………………………………

6. Изучение навыков фонематического анализа …………………………………

Заключение ………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………

Введение

I    Принципы организации логопедического обследования

и подбора диагностического материала

Диагностика – это теория и практика постановки диагноза. Она подразделяется на теоретическую диагностику – постановку диагноза и теоретическую – процесс сбора материала для постановки диагноза.

Диагноз  - определение сущности, причины нарушения с целью его коррекции через  педагогическое воздействие на ребенка.

Необходимо выявить причины речевого нарушения для того, чтобы принять меры по их устранению и компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка.

Диагноз – это подведение конкретного случая под определенное явление.

Диагностика призвана оптимизировать процесс обучения, определить результат коррекционного воздействия и свести к минимуму диагностические ошибки.

Подбор диагностических материалов и методик осуществляется с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л. С. Выготским и развит другими исследователями (С. Я. Рубинштейн, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и другие).

  • Принцип системного изучения
  • Принцип комплексного подхода
  • Принцип динамического изучения (основан на концеции Л. С. Выготского «о зонах актуального и ближайшего развития»)
  • Принцип качественного анализа результатов обследования

Реализация принципа системного изучения обеспечивает выявление причин и источников нарушения.

Комплексный подход предусматривает всестороннее тщательное обследование и оценку особенностей детей. Реализуя этот принцип, педагоги изучают не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность ребенка, но и поведение, эмоции, уровень овладения знаниями и навыками, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический и психический статус, соматическое состояние ребенка. Логопедическое обследование является частью комплексного подхода к всестороннему изучению ребенка.

Комплексный подход реализуется через следующие принципы:

психофизиологические

психологические

педагогические

  • принцип квалификации дефекта
  • принцип опоры на сохранные анализаторы
  • принцип опоры на сохранные психические функции
  • принцип контроля (обратной связи)
  • принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности
  • принцип опоры на предметную деятельность
  • принцип опоры на программное обучение
  • принцип учета личности ребенка
  • принцип «от простого к сложному»
  • принцип учета объема и разнообразия материала (вербальный, наглядный)
  • принцип учета сложности вербального материала (фонетически и лексически доступного)
  • принцип учета эмоциональной стороны материала

Принцип динамического изучения предполагает не только применение диагностических методик с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и интеллектуальных возможностей, но и выявляет потенциал ребенка. При  этом необходимо учитывать перспективу как речевого, так и личностного развития ребенка.

Принцип качественного анализа результатов обследования  не противопоставляется учету количественных данных, результатов тестирования.

При проведении обследования необходимо использовать набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Качественные различия в речи аномального ребенка можно установить только ри сопоставлении нескольких количественных показателей. Качественные и количественные диагностики основных компонентов обучаемости – восприимчивость к помощи, способность к переносу, активность в решении поставленных задач – помогают определить структуру речевого дефекта.

К диагностическим и коррекционным методикам предъявляются следующие требования: материал и условия выполнения подбираются с учетом максимальной доступности для детей и в методики включается серия однотипных заданий,  что исключает влияние случайных причин.

Диагностические и коррекционные методики предполагают системное взаимодействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков.

Диагностический блок

Коррекционный блок

Оценочный блок

Цель

Диагностика факторов риска, разработка коррекционной программы

Создание установки на коррекционную работу, формирование речевых навыков, коррекция речевых нарушений и личности в целом

Оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости  и отсутствие рецидивов

Методы

Анализ анамнестических данных, медицинской документации, беседы, наблюдение, выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических), выявление неврологической симптоматики.

Разработка перспективного плана работы

Организация различных форм групповой и индивидуальной коррекции.

Работа с родителями

Повторное обследование и сравнительный анализ результатов.

Отчеты родителям, администрации

Данная диагностическая методика является результатом изучения традиционных методик обследования речи (Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой, Чиркиной,     ) и современных подходов к диагностике речевой патологии (А.Н.   Корнева, Т.А. Фотековой, Т. В. Ахутиной).

Предложенная диагностическая методика для оценки уровня развития речи использует балльную систему, которая дает возможность количественно отразить результаты обследования в речевом профиле ребенка, отслеживать динамику состояния речи в процессе и по окончании коррекционной работы, сравнить достигнутые результаты с возрастными нормами и другими детьми.

В данном случае оценка несет не только количественный компонент.

Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения (понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).

Такой количественно – качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения одного ребенка, но и определить типичные показатели для класса в целом.

        Учитывая специфические нарушения познавательной деятельности и состояние психических процессов детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, обследование лучше проводить с использованием разнообразных методов и приемов, стимулирующих познавательную активность (дидактические игры и упражнения, постановка поисковой задачи, наглядный материал).

Выполнение большинства заданий не требует от ребенка развернутых речевых высказываний, что очень важно при ограниченном словаре и несовершенстве грамматического оформления предложений у малоодаренных детей.

Использование данной методики обследования позволяет:

  • учесть особенности детей с ограниченными интеллектуальными возможностями;
  • сделать вывод о сформированности всех структурных компонентов речи в количественном и качественном отношении;
  • выявить потенциальные возможности ребенка;
  • спланировать коррекционную работу в соответствии с реальными потребностями детей;
  • осуществить индивидуальный подход в коррекционной работе по преодолению речевой патологии;
  • при анализе результатов, полученных в разные периоды обучения, выявить динамику речевого развития и определить приоритетные направления в дальнейшей работе.

         

II   Методика обследования устной речи обучающихся,  поступающих

в 1 – 2 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида

(возраст 7 – 9 лет)

Обследование речи детей проводится по следующим направлениям:

* Изучение коммуникативно – речевых умений

* Обследование состояния и моторики артикуляционного аппарата

* Изучение звукопроизносительной стороны речи

* Обследование фонематического слуха

* Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости  слов

* Изучение навыков фонематического анализа

* Обследование состояния словаря

* Изучение сформированности грамматического строя речи

* Исследование связной речи

  1. Изучение коммуникативно – речевых умений

Для изучения коммуникативных умений проводятся наблюдения за свободным общением детей. В ходе обследования обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступить в диалог и вести его, слушать собеседника, понимать его и умение выражать свои мысли.

Выявляется контактность, активность ребенка, общее звучание речи, осведомленность.

1. Предварительная беседа, основная цель которой – установление доверительных отношений с ребенком, нахождение контакта. Вопросы логопеда должны быть конкретными и простыми на темы, близкие ребенку.  

 У ряда обучающихся коррекционной  школы VIII вида нет родителей, родители многих детей ведут асоциальный образ жизни, поэтому в беседе важно не задевать тем, которые могут травмировать ребенка. Необходимо тщательно изучать сопровождающую ребенка документацию.

2. Игровая ситуация – выявление интереса к процессу общения, умения вступать в контакт и вести диалог.

Логопед создает игровую ситуацию с игрушками, предметами обихода (куклы, мягкие игрушки, мебель, посуда) и стимулирует ребенка к организации высказываний по ходу действия игровой ситуации.

3. Диалог по картинке (прием В. И. Яшиной, 1998).  Логопед предъявляет сюжетную картинку и предлагает рассказать ребенку, что на ней нарисовано при условии, что ребенок сам спросит логопеда. Таким образом стимулируется желание ребенка задать вопрос. Данное задание чрезвычайно сложно для детей с нарушением интеллекта, т. к. у них снижена мотивация речевого общения.

Критерии оценки коммуникативных умений

Оценка

в баллах

Ребенок легко вступает в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объеме, умеет слушать. Дает развернутые ответы, пользуется лексическими средствами языка, не затрудняется в подборе слов, ясно и последовательно выражает мысли, умеет задавать вопросы в ходе диалога, проявляет интерес к заданиям..

5

Ребенок контактен, но в общении участвует по инициативе других, понимает речь в полном объеме,  умеет слушать и отвечать на вопросы, хотя ответы недостаточно развернуты, испытывает затруднения при формулировке вопросов.

4

Ребенок вступает в контакт, но не всегда понимает речь в полном объеме, возможно отсутствие дистанции в общении со взрослыми, перебивает собеседника, соскальзывает на побочные темы, застревает на фразе, не умеет правильно излагать свои мысли, при формулировке вопросов ограничивается вопросом «Что это?», требует постоянного побуждения к речевой деятельности.

3

С трудом вступает в контакт, требуется значительная активизация, побуждение. Ребенок малоактивен, не разговорчив, с трудом понимает обращенную речь, отвечает на вопросы односложно, либо игнорирует вопрос. Может наблюдаться избирательность общения, скованность. Не может сформулировать вопрос.

2

Ребенок не вступает в контакт, проявляет избирательный негативизм.

1

2. Обследование состояния и моторики артикуляционного аппарата

Обследование проводится по известной методике (Г.В. Чиркина, Г. А. Волкова, Т.Б. Филичева и другие).

Прежде всего выявляются и отмечаются аномалии в строении артикуляционного аппарата в статике:

  • губ: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;
  • челюстей: прогения (излишнее выдвижение веред нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение веред верхней челюсти);
  • прикуса: открытый передний, открытый боковой;
  • зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги;
  • языка: излишне толстый, массивный, тонкий, распластанный, излишне узкий, укороченная подъязычная уздечка;
  • неба: излишне низкое, уплощенное, куполообразное, укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка.

Затем проводится исследование произвольной моторики артикуляционного аппарата и мимических мышц.

Ребенку предлагаются следующие упражнения:

* оскал – покой, поднимание верхней губы

* надувание обоих щек по очереди

* поднимание бровей

* наморщивание носа

* очередное зажмуривание глаз

Отметить: сглаженность носогубных складок, одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века, синкинезии – свидетельствуют о дизартрии.

Упражнения для губ: оскал, круговое движение хоботком, поднимание и опускание губ поочередно.

Упражнения для языка: широкий, узкий язык, попеременно, «чашечка», облизать губы широким, узким языком, дотянуться кончиком языка до носа, поцокать.

Отметить: равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы, отклонение кончика языка при показе, тремор при движении и удержании позы, гиперкинезы, замедление тема движения при повторной позе, слюнотечение.

Критерии оценки моторики артикуляционного аппарата

Оценка

в баллах

Все движения доступны, выполнение точное, объем движений полный, тонус нормальный, хороший темп, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена

5

Движения доступны в полном объеме, темп выполнения и переключаемость замедленны, 1 – 2 движения удаются не сразу, а после нескольких попыток

4

Движения выполняет, но темп выполнения и переключаемость снижены, объем движений неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удержание позы, требуются повторные показы движения

3

Для выполнения многих заданий требуется подробная поэтапная инструкция, значительная истощаемость, вялость, либо напряженность языка, тремор языка, гиперкинезы, синкинезии, не удается большинство движений

2

Невозможность выполнения, отказ от деятельности

1

3. Изучение звукопроизносительной стороны речи

Обследование произношения звуков проводится изолированно, на материале слогов, слов, в фразовой речи. Материал для обследования изложен в работах Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой.

Ребенку предлагают назвать картинки, повторить за логопедом слова и фразы, используют результаты наблюдения за самостоятельными непроизвольными высказываниями ребенка.

Т.А. Фотекова и Т. В. Ахутина для исследования звукопроизношения предлагают следующий речевой материал с инструкцией повторить за логопедом.

СОБАКА – МАСКА – НОС                                РЫБА – КОРОВА - ТОПОР

ЗАМОК – КОЗА                                                РЕКА – ВАРЕНЬЕ - ДВЕРЬ

ЗИМА – КОРЗИНА                                        ЛАМПА – МОЛОКО - ПОЛ

ЦАЛЯ – ОВЦА – ПАЛЕЦ                                ЛЕТО – КОЛЕСО - СОЛЬ

ШУБА – КОШКА – КАМЫШ

ЖУК – НОЖИ

ЩУКА – ВЕЩИ – ЛЕЩ

ЧАЙКА – ОЧКИ – НОЧЬ

У данных авторов отмечается грамотный отбор речевого материала для обследования: слова не содержат оппозиционных звуков, звонкие согласные берутся только в сильной позиции.

А.Н. Корнев для оценки звукопроизношения предлагает удобный и информативный экспресс – метод, позволяющий выявить даже скрытые дефекты произношения.

Ребенку предлагают повторить двустишия и фразы, насыщенные сложными для произношения звуками.

а) двустишия, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные звуки, например:

* Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

* Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

* Стоит воз овса, возле овса – овца.

* Зоя – зайкина хозяйка спит в тазу у Зои зайка.

и т.д.

б) Фразы со сложной слоговой структурой:

* Рыбки в аквариуме ныряли.

* Милиционер остановил велосипедиста.

* Полполдника проболтали.

Критерии оценки звукопроизношения

Оценка

в баллах

Все звуки произносятся правильно без искажений и пропусков

5

1 – 2 звука недостаточно автоматизированы, то есть в самостоятельной речи ребенок произносит звуки неправильно, но при указании на ошибку, может ее исправить

4

Нарушено произношение звуков, но не более 5.

3

Нарушено произношение 2 – 3 групп звуков, но не более 10.

2

Нарушено произношение более 10 звуков.

1

4. Обследование фонематического слуха

Используемые для изучения фонематического слуха приемы представлены в работах А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.И. Власенко и других авторов.

1. Отраженное воспроизведение слоговых рядов и слов с оппозиционными звуками.

Логопед предлагает повторить серии из трех слогов, а затем слов (в случае невыполнения – из двух) с оппозиционными звуками. Если ребенок дефектно произносит звуки в предлагаемых пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши или поднять руку, если услышит нужный звук).

ДА – ТА – ДА                                 КОТ – ГОД - КОТ

ТА – ДА – ТА                                 ДЕНЬ – ТЕНЬ - ДЕНЬ

СА – ША – СА                                ПОЧКА – БОЧКА - ПОЧКА

ША – СА – ША                                СУП – ЗУБ - СУП

РА – ЛА – РА

ЛА – РА – ЛА                                и т. п.

Критерии оценки воспроизведения слов и слогов

Оценка

в баллах

Все задания воспроизводятся верно

5

Имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов и слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно.

4

Задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары – верно.

3

Большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и пары слогов и слов.

2

Невыполнение

1

2. Изучение дифференциации звуков в произношении.

Предлагается повторить пары слов и фразы.

МИШКА – МИСКА                                        РАК - ЛАК

РОЖИ – РОЗЫ                                                МАРКА - МАЙКА

ЧЕЛКА – ТЕЛКА                                        МЫШКА - МИШКА

ЦАЛЯ – САБЛЯ                                                КОЗЫ  - КОСЫ

ГАЙКА – ГАЛЬКА                                        КОСТИ – ГОСТИ

СТАРШИЙ БРАТИШКА РАССКАЗЫВАЛ СТРАШНУЮ СКАЗКУ.

ЮЛЯ УРОНИЛА ФАРФОРОВОЕ БЛЮДЦЕ.

ЧАЙКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАПЛИ.

В ДОМИШКЕ ЖИЛИ МЫШКИ.    и т.д.

Критерии оценки воспроизведения слов и слогов

Оценка

в баллах

Все задания выполнены  верно.

5

Встречаются  единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в замедленном темпе.

4

Задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна.

3

Задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны.

2

Неадекватные ответы, отказ от выполнения

1

5. Изучение сформированности слоговой структуры

и звуконаполняемости слов

1. Отраженное воспроизведение слов.

Ребенку предлагается повторить за логопедом слова (ответы ребенка записываются).

КАРТИНА                                БЕГЕМОТ                                АКВАРИУМ

ВСТРЕЧА                                ТАНКИСТ                                СКВОЗНЯК

СНЕГОВИК                        ЛЕКАРСТВО                        ТЕРМОМЕТР

ТЕЛЕВИЗОР                        ПШЕНО                                МИЛИЦИОНЕР

СКОВОРОДА                        ПРОСТОКВАША                   и т. д.

Критерии оценки состояния слоговой структуры слов

Оценка

в баллах

Все слова воспроизводит точно

5

Большинство слов воспроизводит верно, но в замедленном темпе, могут быть запинки, самостоятельное исправление ошибок.

4

Слова воспроизводит медленно, 2 – 3 слова с искажением слоговой структуры: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков)

3

Большинство слов воспроизводятся с искажением слоговой структуры: сокращение числа слогов, добавлением слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.

2

Неадекватные ответы, отказ от выполнения

1

6. Изучение навыков фонематического анализа

Целесообразно проверить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.

Для исследования навыков фонематического анализа используются следующие приемы (задания расположены в порядке усложнения):

  • Выделение звука на фоне слова (по картинкам и на слух).
  • Выделение ударных гласных в начале, середине, конце слова.
  • Выделение согласного в начале слова.
  • Выделение безударного гласного в начале слова.
  • Определение последовательности звуков в слове.
  • Определение количества звуков в слове.

Критерии оценки состояния фонематического анализа

Оценка

в баллах

Все задания выполнены правильно

5

В основном задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью наводящего вопроса.

4

Задания выполняются с ошибками, которые исправляет логопед, темп выполнения заданий замедлен, 2 – 3 задания недоступны даже с помощью.

3

При выполнении требуется значительная помощь логопеда, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца».

2

Неадекватные ответы, отказ от выполнения

1

7. Обследование состояния словаря

8. Изучение сформированности грамматического строя речи

9. Исследование связной речи

Заключение

По  результатам обследования нарушений речи у детей на каждого ребенка вычерчивается профиль речевого развития (см. приложение), в который заносятся количественно – качественные показатели по всем параметрам обследования.

Далее логопед должен поставить диагноз и занести его в речевую карту ребенка.

На современном этапе, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение. Для подробного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.

Медицинский аспект классификации предполагает учет того, какой из анализаторов нарушен (речеслуховой или речедвигательный), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его, или после того как речь была уже сформирована).

Логопедический аспект классификации предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: нарушение голоса, ритма, темпа речи, фонетическое, фонематическое, лексическое, грамматическое, семантическое недоразвитие).

Психологический аспект классификации предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каков прогноз речевого расстройства.

Именно на основе правильно проведенного обследования возможна грамотная постановка диагноза и разработка перспективного плана коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей.

Список литературы:

  1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1993.
  2. Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб., издательство «Детство – Пресс», 2003.
  3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.,Издательский Дом «МиМ», 1997.
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., «Просвещение», 1998.
  5. Методы обследования нарушений речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной.  – М., «Просвещение», 1992.
  6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., «Просвещение», 1990.
  7. Фотекова Т.А. Тестовая  методика диагностики нарушений речи у младших школьников. – М., 2000.
  8. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов. – М., 2002.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Доклад с использованием ИКТ "Логопедическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Большинство детей, поступающих в  специальную (коррекционную) школу   VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательно...

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихсяспециальных (коррекционных) школ VIII вида....

Дидактические материалы для обследования учащихся 2 классов по математике и письму по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида

Дидактический материал составлен в соответствии с программойспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В материале отражены все ЗУНы по математике и письму за 2 класс. Материал ...

Особенности организации логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития....

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...