Доклад с использованием ИКТ "Логопедическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
статья

Пискунова Ирина Анатольевна

Большинство детей, поступающих в  специальную (коррекционную) школу   VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_soprovozhdenie.doc41.5 КБ
Office presentation icon logopedicheskoe_soprovozhdenie.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

«Сергиево-Посадская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 VIII вида»

Доклад

по логопедии.

 

Тема: «Логопедическое сопровождение в специальной(коррекционной) школе VIII  вида».

                                             Составил: учитель-логопед

                                                                 высшей кв. категории -

                                                      Пискунова И.А.

Учитель-логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи учащихся, препятствующих усвоению программы обучения.

      Учитель-логопед:

Проводит углублённое логопедическое обследование учащихся для определения структуры и степени выраженности имеющегося  дефекта.

Комплектует группы для занятий с учётом патологии речи в период с 1по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

Планирует направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы, методической работы на учебный год.

Проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции выявленных нарушений.

Использует разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственного стандарта.

Работает в тесном контакте с учителями, посещает занятия и уроки в целях выработки единой направленности работы.

Участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Консультирует педагогов школы, родителей (лиц, их заменяющих) по применению методов и приёмов оказания помощи учащимся, по результатам коррекции.

Участвует в методических семинарах, педагогических советах, конференциях и других школьных мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям и подросткам, проводит пропаганду логопедических знаний.

Логопедические занятия играют важную роль в коррекционной работе. 

Логопедическую помощь получают 100% нуждающихся в ней учащихся 1-7 классов.

Принципиальным в работе педагогов является умение работать в контакте «учитель- логопед- психолог - медицинский работник», имеется координация при составлении планирования, выработки единых педагогических требований, определении зоны ближайшего развития ребенка. Взаимодействие специалистов отражено и в конкретной документации школьной медико-психолого-педагогической комиссии.

Логопедические занятия проводятся с учащимися 1-7 классов; основные диагнозы: ОНР I - II уровней с фонетическими нарушениями; нарушение письменной речи, обусловленное ОНР.

Положительное направление в работе интерната – помимо коррекции речевых нарушений, включена коррекция высших психических функций.

В период аттестации учреждения коррекционная работа учителей-логопедов признана экспертами достаточно эффективной, так как отмечается положительная динамика.

Результаты анализа позволяют сделать выводы о высоком уровне логокоррекционной и методической работы:

Уровень диагностической и коррекционной работы педагогов школы соответствует современным научно-методическим требованиям. В образовательном учреждении разработан и внедрен комплекс целенаправленных коррекционных мероприятий, способствующих компенсации речевых и неречевых дефектов.

Учителя-логопеды школы имеют высокую профессиональную квалификацию, адекватно используют различные методы психолого-педагогического изучения детей школьного возраста, применяют современные, научно обоснованные методики коррекционного воздействия, направленные на преодоление речевой патологии и вторичных нарушений.

В школу принимаются дети по направлению ПМПК с заключением «общее недоразвитие речи», «дисграфия», «дислексия».

Календарно-тематическое планирование, организация и проведение различных видов логопедической работы (обследование устной и письменной речи, фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия) определяется программными и методическими пособиями, осуществляется своевременно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Изучение речевых умений и навыков детей специалисты умело сочетают с обследованием неречевых компонентов, применяя разнообразные методы и приемы и адекватную конкретным ситуациям обследования педагогическую технику воздействия на ребенка. Для проведения процедуры обследования каждым логопедом подготовлен и структурирован необходимый материал.

Результаты обследования, проводимые в начале учебного года, оформляются в речевой карте, что позволяет комплектовать группы, объединенные общностью дефекта, для дальнейших логопедических занятий. В конце года, при повторном обследовании, в профиле отмечается эффективность коррекционной работы с каждым учащимся.

Логопедическая документация адекватна условиям образовательного пространства данного коррекционного учреждения, отвечает современным научно-методическим требованиям.

Посещение уроков и логопедических занятий, обследование учащихся школы на I и II ступени обучения позволяют констатировать положительную динамику в преодолении речевой патологии. Проводимые мероприятия в рамках логопедической и коррекционно-развивающей работы позволяет специалистам школы добиваться оптимальных результатов в реабилитационной работе с детьми, страдающими тяжелой патологией речи.

Всеми логопедами ведется просветительская работа с родителями детей, посещающих данное учреждение. Традиционным стало проведение родительских собраний, посвященных результатам подробного психолого-педагогического обследования учащихся (в сентябре), результатам логопедической работы за полугодие (декабрь), итогам коррекционного обучения за год (май). Регулярно учителями-логопедами проводится индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы по преодолению речевой патологии.

Специалисты-логопеды активно участвуют в работе педагогических советов и методических объединений, проводимых на базе школы.

Опыт работы учителей-логопедов рекомендовано представить на семинарах для специалистов подобного профиля г. Москвы как в плане содержания работы (особенно программа курса по развитию психомоторики), так и как модель взаимодействия специалистов коррекционной школы от планирования до оценки результатов и коррекции программы действий.

Мониторинг развития речи учащихся (на каждый класс):

Речевые карты с направлениями работы и картами динамического наблюдения за состоянием письменной речи

Логопедический профиль учащихся класса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Сергиево-Посадская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 VIII вида» ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕСОПРОВОЖДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Составил: учитель – логопед высшей кв. категории Пискунова И.А.

Слайд 2

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов, учителей, воспитателей по предупреждению речевых нарушений у детей. Логопедическая работа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

Слайд 3

Этапы работы: - диагностика (выявление нарушений, разработка групповых и индивидуальных занятий); - коррекция (исправление присущих учащимся недостатков в речевом развитии ) на основе создания условий для развития творческого потенциала личности каждого учащегося; - оценка и контроль: оценка динамики речевого развития, отсутствие рецидивов (повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований).

Слайд 4

2008-2009 2009-2010 2011-2012 55 учащихся 76 учащихся 73 учащихся Всего с 2008 по 2012 уч. г. 268 учащихся Количество учащихся, охваченных логопедической помощью 2010-2011 64 учащихся

Слайд 5

Участники: Учащиеся Учитель-логопед Педагоги Воспитатели ГПД Родители Логопедическое сопровождение

Слайд 6

Программа по логопедическому сопровождению

Слайд 7

Цель программы: Оптимизация коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование мыслительной и речевой активности. Устранение пробелов в формировании языковых средств. Развитие полноценных фонетических, морфологических и синтаксических обобщений. Предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Программа по логопедическому сопровождению

Слайд 8

Задачи: Обследование устной и письменной речи учащихся. Комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий Проведение коррекционно-логопедической работы Общее развитие речи умственно отсталых школьников Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку, чтению, математике и другим предметам Проведение работы с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде логопедических знаний Логопедическое сопровождение

Слайд 9

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения Формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, слухового и зрительного внимания) Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков (постановка, автоматизация, введение звуков в самостоятельную речь) Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности Уточнение значения слов, активизация имеющегося словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевод слова из пассивного в активный словарь Подготовка к обучению грамоте, знакомство с основными понятиями: слово, слог, звук, составление схем Развитие звуко-слогового анализа и синтез Формирование связной речи, обучение всем видам пересказа Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, листе бумаги Развитие мелкой моторики рук путем использования массажа, самомассажа, пальчиковых игр Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, элементов букв Направления работы:

Слайд 10

Формирован ие личности и развитие учащихся Общительность Нестандартность мышления Уверенность в себе Любознательность Активность Богатство фантазии Использование возможностей обоих полушарий мозга Развитие двигательной координации Развитие чувства ритма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к уроку в специальной (коррекционной)школе- интернат VIIIвида

Краткие методические рекомендации проведения урока в специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида...

Конспект урока для специальной (коррекционной) школы VIIIвида. Окружающий мир, 3 класс+презентация. Дикие животные.Ёж.

Данный материал может быть интересен учителям начальной школы, обучающим ребят с ОВЗ. Позволяет выявить имеющиеся знания о диких животных, ознакомить учащихся с особенностями ежа, его образом жизни, с...

Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».

В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....

Особенности организации логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития....

Использование инновационных технологий в специальной коррекционной школе VIII вида.

В период введения ФГОС с УО, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности  учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе...

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения...