Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения
материал на тему

Сазонова Александра Михайловна

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihol.soprovozhdenie.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение

в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения

Цель   психологической  службы -  обеспечение   психологических  условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.

Основная идея - идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся.

        Поэтому работа психолога в школе для детей с нарушениями зрения направлена на сохранение психического и физического здоровья, создание нормальных условий для обучения слабовидящих школьников, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого ребенка.

        Высокая сензитивность младшего школьного возраста определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка, поэтому вовремя должна осуществляться необходимая коррекционная работа. Первостепенной задачей педагогов в занятиях с детьми младшего школьного возраста является организация наилучших условий с целью выявления и реализации потенциалов детей с учетом индивидуальности каждого ученика.

На коррекционно-развивающих занятиях у меня большое внимание уделяется развитию познавательных процессов школьников для успешного обучения в школе. Немаловажное значение имеет также развитие речи детей с нарушениями зрения, так как особенности процесса формирования образа восприятия при нарушениях зрения и его специфика (такие качества этого образа, как нечеткость, неточность, недостаточная целостность, фрагментарность) не могли не сказаться на речи и общении. У таких детей часто наблюдается формализм (нет конкретного образа за словом, например, буквальное понимание метафор) и вербализм (хорошее развитие речи без понимания высказанного).

При общении нормально видящие люди чаще полагаются на невербальные, как более точно отражающие состояние человека. Для незрячего это могут быть интонации, стиль выражений, жесткость тона или теплота голоса. Для лиц с глубокими нарушениями зрения характерна «смазанность», упрощенность мимики, жестов, пантомимики. Внешнее проявление чувств у них часто не соответствует внутренним переживаниям и состояниям, что затрудняет понимание друг друга.

Косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использовать слова и представления в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые оригинальные  образы.

Поэтому  необходимо проведение с детьми комплексных занятий, приемов, в которых бы работа по развитию речи успешно сочеталась с развитием памяти, мышления и внимания. Также не стоит забывать о развитии коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения.         

Для этого я использую такие упражнения как, например, задание, в котором необходимо связать два предложения, разных по смыслу в один рассказ. Здесь тренируется не только речевая сторона, но и познавательная. Еще можно использовать словесные игры на аналогии, на понимание переносных значений, метафор (пример «золотая голова»), сочинение различных историй, игры на развитие мимики и пантомимики. Так же хорошо в этом помогают задания, в которых необходимо объяснять слова или фразы (особенно на время, например, игра «Чайник») и т.п. При этом важно это проводить не только индивидуально, но и в группе. Тогда дети учатся общаться, договариваться, уступать и решать общие проблемы.

На занятиях также уделяется внимание и развитию мелкой и крупной моторики детей, что влияет на развитие речи и активизацию мыслительных процессов детей, а также дает возможность снять эмоциональное напряжение и усталость. Например,  при  рисовании используются карандаши; на физминутках упражнения для рук. Также можно использовать специальные мячики с неровной поверхностью (с пупырышками) для массажа рук; пластилиновые бесформенные фигурки; использование конструктора с мелкими деталями.

Еще одна особенность деятельности школьного психолога состоит в обеспечении психологической разгрузки учеников. Это могут быть те же игровые моменты на занятиях, упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения, а также специальные релаксационные техники, (я использую физминутки, подвижные игры, прослушивание спокойной музыки, звуков природы) Если в школах есть сенсорная комната, то пребывание в ней также очень полезно для отдыха обучающихся.

     

На занятиях психологии немаловажное значение имеет развитие всех видов восприятия обучающихся с нарушениями зрения. Для этого на занятиях используются предметы с различными поверхностями, объемные предметы, яркие рисунки, конструкторы, звуковые и шумовые предметы, тренажеры на развитие пространственного восприятия (шагомобиль, черепаха, кочки, мяч на резинке).

Важнейшей задачей психолога должно быть создание атмосферы доверия и эмоционального комфорта, в которой дети могут свободно делиться переживаниями и представлениями, связанными со значимыми событиями их жизни.

Наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка. Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. В первую очередь, кабинет психолога должен отличаться от учебного класса (более «домашняя» обстановка). Также мы стараемся учитывать состояние ребенка, который пришел на занятие, его настрой, возможности (так как в ходе занятия могут поменяться задачи, которые необходимо выполнить).

Также, учитывая, что значительно увеличена нагрузка на зрительный анализатор, необходима профилактика и коррекция нарушения зрения на всех этапах обучения (зрительная гимнастика, релаксационные паузы, увеличенные наглядные материалы и в минимальном объеме, объяснения на слух).

Данные приемы используются не только на занятиях у психолога, но и на уроках и во внеурочной деятельности другими педагогами.

Благодаря работе специалистов наблюдаются положительные результаты в развитии познавательных процессов детей, их коммуникативных навыков. Коррекционная работа должна проводиться своевременно и регулярно до того момента, пока ребенок будет нуждаться в ней. Особенно это важно для детей с ослабленным зрением, т.к. у них нарушения речи и недоразвитие познавательных процессов ведет к большим трудностям в восприятии окружающего мира и умению выражать свои мысли.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у...

«Требования к уроку в специальной (коррекционной)школе- интернат VIIIвида

Краткие методические рекомендации проведения урока в специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида...

Урок математики в 3 классе специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида

Материал подобран в соответствии с ограниченными возможностями здоровья детей....

Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее  ...