Доклад на тему «Коррекция устной и письменной речи обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы- интерната V вида с использованием логопедическо-го тренажера «Дэльфа-142.2 »
материал по логопедии по теме

Чуприна  Ольга Константиновна

 

         Использование компьютерных программ  в образовании уже давно стало повсеместным явлением.   

         В настоящее время в логопедии широко применяются компьютерные технологии, которые позволяют эффективно проводить  коррекционную работу по восполнению пробелов всех компонентов речи.

       Логопедический тренажер  «Дэльфа - 142.2» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон устной  и письменной речи детей с речевой патологией.

         Основной целью создания компьютерного тренажера является дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи обучающихся, воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида г. Зернограда

Доклад на тему

«Коррекция устной и письменной речи обучающихся,

воспитанников  специальной (коррекционной)

школы- интерната  V вида с использованием логопедического тренажера «Дэльфа-142.2 »

        

Половинко Ольга Константиновна

учитель начальных классов, логопед

                                  

г. Зерноград, 2011 г.

         Использование компьютерных программ  в образовании уже давно стало повсеместным явлением.  

         В настоящее время в логопедии широко применяются компьютерные технологии, которые позволяют эффективно проводить  коррекционную работу по восполнению пробелов всех компонентов речи.

       Логопедический тренажер  «Дэльфа - 142.2» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон устной  и письменной речи детей с речевой патологией.

         Основной целью создания компьютерного тренажера является дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи обучающихся, воспитанников.

         С помощью логопедического тренажера «Дэльфа 142.2» можно решать следующие задачи:

  1. коррекция речевого дыхания, силы голоса, устранение назального оттенка;
  2. коррекция произношения гласных и согласных звуков;
  3. отработка дифференциации парных глухих  и звонких согласных,  согласных по твердости-мягкости;

работа над звукобуквенным составом слова, слоговой структурой;

  1. коррекция лексико-грамматической стороны речи;
  2. работа над морфологическим значением слова, развитием навыка чтения;
  3. работа над построением плана речевого высказывания;
  4. расширение словарного запаса;
  5. развитие связной речи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ  ПОЗВОЛЯЕТ:

  1. внести игровые моменты в процесс коррекции;
  2. многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
  3. использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
  4. работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
  5. оперативно изменять содержание структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения;
  6. одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Экран Главного меню  выполнен в качестве избушки с открывающейся дверкой. На бревнышках боковой панели избушки помещены названия меню. На дверку выводятся названия упражнений того меню, которое было выбрано на боковой панели.

Меню «Звук»  имеет подменю, в которых есть упражнения, работающие со сходным образцом, но используются разные сюжеты.

 Выдох. Упражнения  предназначены для отработки правильного речевого дыхания, т.е. для формирования ротового выдоха, плавности и длительности; для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией.  (« Задуй свечки», «Чашка чая»).

Слитность. Упражнения помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз. («Бабочка» и «Сказочный домик»).

 Громкость. Упражнения помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране. («Колобок» и «Бегемотик»).

Длительность звука. Упражнения подменю предназначены для постановки правильного речевого дыхания и закрепления длительно и экономно выдыхать воздух во время речи.  («Ёлочка» и «Репка»).

Слоговой ритм. Эти упражнения помогут отработать слитное произнесение слогов, слов, фраз. («Картинка из кубиков», «Скатерть-самобранка»).

Гласные звуки.   Эти упражнения  применяются для выработки правильного прозношения гласных звуков и звонких согласных на начальных этапах обучения речи, а также для устранения гнусавого оттенка в голосе и коррекции значительного отклонения высоты голоса от нормы. («Вертолет», «Подводная лодка»).

Согласные звуки.   Эти упражнения  применяются для выработки правильного прозношения согласных звуков. («Паровоз», «Фонтан»).

Звуковая реакция.  Эти упражнения помогут сформировать и автоматизировать навык голосообразования и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки. («Космический стрелок», «Индеец»).

Графики.  С помощью  упражнения «Речевая волна» можно формировать правильную ритмико-слоговую структуру речи и корректировать дефекты плавности и слитности, в том числе при заикании. Упражнение «Речевая волна-2» применяется для тренировки произношения нестандартных (кратких)  звуков, для отработки артикуляции слогов и слов.

 Упражнение «Спектр» рекомендуется для отработки правильной артикуляции тех звуков, которые можно произнести протяжно: гласных, согласных, дифтонгов (я, ю, е, ё, й).

Меню буква.

В работе  в упражнениях подменю «Буква» используются несколько вариантов полей установки параметров: режим выполнения упражнений (Обучение и Контрольная); смена текущего словаря (разные наборы текстового материала);  подсчет ошибок в окне «Итог» (количество заданий);  дополнительные игровые моменты (звуки).

  1. Упражнения меню «Буква»  предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей  и соотносить расположение данных частей в пространстве (Собери букву из двух частей, Собери букву из четырех частей, Собери букву для отличников). 
  2. «Найди букву» предназначено для формирования первоначального навыка правильного чтения. С его помощью осуществляется тренировка сличения печатного текста с образцом, сохраняя последовательность и количество элементов.
  3. «Картинки» способствует формированию навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных звуков.
  4. «Конструктор» позволяет в игровой форме закрепить навык осознанного выбора одной из парных согласных и обозначения ею соответствующего звука в слове.
  5. «Тим и Том» используется для формирования навыка звукового анализа, с его помощью осуществляется дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости, уточняется артикуляция оппозиционных звуков.

Меню «Слог»

Упражнения:

  1. «Найди слог» предназначено для формирования первоначального навыка правильного чтения. С его помощью отрабатывается техника чтения прямых и обратных слогов, умение определять состав слога.
  2. «Грузовик» позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных.
  3. «Волшебный колодец» предназначено для формирования первоначального навыка правильного чтения слов сложной слоговой структуры.

Меню «Слово»

  1. С помощью упражнений «Прятки простые», «Прятки сложные», «Прятки для отличников» формируется навык звукового анализа слова. С их помощью можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.
  2. Упражнения «Мозаика», «Мерцающая мозаика» предназначено для тренировки чтения и узнавания слов, а также в качестве дополнительного материала для коррекции восприятия пространственных отношений и распределения внимания.
  3. Упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями:

 "Найди имя существительное", "Найди имя прилагательное", "Найди глагол", "Классификация частей речи", "Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям", "Определи число имени существительного", "Определи род имени существительного", "Определи число имени прилагательного", "Определи род имени прилагательного", "Определи число глагола", "Определи время глагола", "Определи род глагола", "Найди предлог", "Антонимы"

Меню предложение

Упражнения предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи:  «Восстанови предложение», «»Составь предложение», «Вставь пропущенное слово», «Выбери форму слова», «Вставь предлог».   Они  тренируют в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении, формируют навык правильного согласования слов на основе показателей рода, числа и падежа, закрепляют навык правильного использования падежных конструкций и употребления необходимых предлогов.

Меню текст

Упражнения «Пересказ» предназначено для работы над связным речевым высказыванием, т.е. обучение самостоятельному пересказу и «Рассказ по картине» обучение  рассказу по картине.

Словари.
В  состав логопедического тренажера входит набор базовых словарей. Он содержит 63 словаря с общим количеством около 4,5 тысяч единиц (слов или предложений).  Это общие и тематические словари  («Одежда», «Пища», «Школа» и т.д.), а также словари,  построенные по фонетическому принципу («Гласные второго ряда», «Мягкий знак» и др.).  Пользователь может формировать, сохранять и корректировать собственные словари, а также архивировать их даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.

Таким образом, использование логопедического тренажера  в коррекционном процессе позволяет улучшить качество речи обучающихся, воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»

«Коррекция  письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»

«Коррекция  письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...

Система работы по коррекции устной и письменной речи обучающихся в школе для детей ТНР

В этой статье представленны направления работы логопедической службы в школе для детей с ТНР....