" Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на подгрупповых логопедических занятиях"
учебно-методическое пособие по логопедии (2 класс)

Нефедова Юлия Михайловна

Рабочая программа по логопедии для обучающихся 2  класса с ЛУО (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_logopedii_2a_klass.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение             школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

Протокол №__ от «___»__________

СОГЛАСОВАНО

зам. дир. по ВР

________М.Г.Жакун

«__» _________ г.

ПРИНЯТО

на Педагогическом Совете

Протокол №__

От «___»__________

        

УТВЕРЖДАЮ

Директор

    _______/В.Н.Гнездилова/

Приказ № __

 от «___» _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

подгрупповых логопедических занятий

«Коррекция нарушений устной и письменной речи»

для обучающихся 2 «А» класса

с легкой умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

                                                        

Составила: учитель-логопед

Нефедова Ю.М.,

первая квалификационная категория

                                                                        

г. Санкт-Петербург

2021-2022 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа подгрупповых логопедических занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи» для обучающихся 2 «А» класса составлена в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – легкой умственной отсталостью (АООП ФГОС ОО с УО (ИН) – ЛУО).

Общая цель: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

В соответствии с АООП определяются общие задачи курса:

 1. Формировать и развивать различные виды устной речи (разговорно-диалогическую, описательно-повествовательную) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.

 2. Обогащать и развивать словарь, уточнять значения слов, развивать лексическую системность.

3. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.

4. Формировать элементарные навыки звукобуквенного анализа слов.

5. Корректировать неправильное произношение звуков родного языка.

6. Развивать навыки самоконтроля произносительной стороной речи.

   Содержание программы курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» разработано на основе методических пособий, созданных авторами: Н.Н. Яковлевой, Г.А. Архиповой, Т. А. Аристовой (2015).

Место курса в учебном процессе

 Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 2 часов в неделю). Фактически 65 (63) часов. Программа выполняется за счет уплотнения учебного материала.

Используемые технологии обучения

Технологии, используемые в учебном процессе:

       1. Здоровьесберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика;
  • зрительная гимнастика;
  • пальчиковые игры;
  • массаж с массажными кольцами;
  • игры с прищепками;
  • игры со счётными палочками, камнями марблс;
  • массаж су-джок.

        2. Игровые технологии:

  •  игры на развитие психических процессов;
  • игры на развития фонематического слуха;
  • игры по обучению грамоте;
  • игры на автоматизацию и дифференциацию звуков;

      3. Мнемотехника:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

      4. Мультимедийные технологии.

Формы организации учебного процесса

Формы обучения

  • Диагностика
  • Коррекционные занятия: подгрупповые занятия по указанным в программе темам.

Методы и приемы обучения

Основные методы:

  • практические (игры, упражнения);
  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);
  • словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа)

Для закрепления графического образа букв используются следующие приемы:  

        ∙ выкладывание букв из палочек, из шнурков и т.п.

 ∙определение букв, написанных на листе бумаге, где представлены правильно   написанные буквы;

        ∙ букв, буквы в зеркальном отображении и т.п.  определение букв на ощупь;

        ∙  обведение букв по трафарету;

        ∙  узнавание букв разного шрифта;

        ∙  узнавание букв, написанных в воздухе, на спине;

        ∙  поиск букв, наложенных друг на друга;

        ∙  зашумленные изображения с буквами;

        ∙  определение букв, которых можно выложить из 3, 2 и т.д. палочек.

        ∙  конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

 Приемы для коррекции слуховых дифференцировок:  

  •  узнавание звука в слове;
  • отхлопывание;
  • называние слов с этим звуком;
  • определение места звука в слове;
  • сравнение.

Виды деятельности учащихся на уроке

  • работа с карточками;
  • построение схем слов;                                                              
  •  списывание.                                                                                                                              

Формы текущего контроля знаний

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие формы как:

  1. Анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (диагностика);
  2. Списывание текста;
  3. Диктант;
  4. Пересказ прослушанного текста;
  5. Пересказ по серии сюжетных картинок;
  6. Чтение коротких текстов.

Виды контроля:

  • устный опрос;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • тестовые задания;
  • мониторинг техники чтения.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты должны отражать:

1) Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;

2) Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

3) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, речевого поведения;

4) Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты должны отражать:

1. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;

2.Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи;

4. Развитие связной речи;

5. Коррекция недостатков письменной и устной речи.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Содержание

  1.                                               Диагностика (4 часа)

Звуки и буквы (32 часа)

2.

Звуки и буквы. Слоговой состав слова. Ударение. Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.

Звуки Б – Бь, П – Пь. Звуки В-Вь, Ф-Фь. Звуки Г - Гь, К -Кь, X – Xь. Звуки Д - Дь, Т — Ть. Звуки 3 — 3ь, С – Сь.

Звуки Ж – Ш. Дифференциация гласных А-Я. Дифференциация гласных У-Ю. Дифференциация гласных О-Ё. Дифференциация гласных Ы-И. Дифференциация гласных Э-Е.

Способы образования различных звуков. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Способы образования гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и опорами для обозначения звуков на письме.

Понятие «слог». Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Графическая схема слога. Слогообразующая роль гласных. Выделение гласного из слога. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса.

Ударный слог, безударный слог. Составление слого-ударной схемы слова. Ритмический рисунок слова.

Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь знак.

 Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со слова ми-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Я. Дифференциация гласных А-Я изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация гласных У-Ю. изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.

Обозначение мягкости согласных на письме при

помощи гласной Ё. Дифференциация гласных О-Ё изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной И. Дифференциация гласных Ы-И изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Е. Дифференциация гласных Э- Е изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.

3.

Слово (13 часов)

Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов - предметов и слов - действий. Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация слов - предметов, действий, признаков.

 «Слово» - часть предложения. Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? Графическое изображение слов, обозначающие предметы.

Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Графическое изображение слов, обозначающие действие предмета. Образование слов – действий от звукоподражаний.

Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Дикие животные. Графическое изображение слов, обозначающие предметы и действия предметов.

Слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ? Подбор признаков к предмету по цвету, форме, величине, материалу. Графическое изображение слов, обозначающее признак предмета. Распространение простого предложения определением.

4.

Предлоги (9 часов)

Предлоги. Предлог НА.

Предлог В. Предлоги С, СО. Предлог ИЗ. Предлоги ПО, К. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. Предлоги НАД, ПОД.

Закрепление предлогов.

Понятие предлог. Раздельное написание предлогов.

Составление предложений с предлогом НА.

 Составление предложений с предлогом В.

Составление предложений с предлогами С, СО.

Составление предложений с предлогом ИЗ.

 Составление предложений и словосочетаний с предлогами ПО, К.

Составление предложений и словосочетаний с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА.

Составление предложений и словосочетаний с предлогами НАД, ПОД.

Закрепление представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов. Закрепление практических навыков правильного употребления падежных конструкций с предлогами.

5.

Предложение (6 часов)

Понятие «Предложение». Распространение простого предложения. Пересказ.

Предложение часть текста. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

Составление предложений из 3 слов по предметным и сюжетным картинкам. Главные слова в предложении. Последовательный пересказ с опорой на вопросы.

6.

Диагностика (4часа)

Учебно-методический комплект,

обеспечивающий реализацию программы

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студентов дефектологических фак. педвузов/ А.К. Аксёнова.- М.:ВЛАДОС, 2016.
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1-4 кл.). Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы- М.: Школа- Пресс, 2017.
  4. Ефименкова Л.Н.    «Коррекция ошибок,    обусловленных    несформированностью

фонематического слуха» выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных» – М.:

Книголюб, 2016.

  1. Ефименкова Л.Н.   «Коррекция ошибок, обусловленных     несформированностью

      фонематического слуха», выпуск 2 Часть 2 «Дифференциация звонких и глухих

согласных» – М.: Книголюб, 2016.

  1. Коноваленко В.В. «Парные звонкие — глухие согласные Б — П. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6—9 лет» / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2016.
  2. Коноваленко В.В. «Парные звонкие — глухие согласные В — Ф. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6—9 лет» / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2016.
  3. Коноваленко В.В. «Парные звонкие — глухие согласные Д — Т. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6—9 лет» / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2016.
  4. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/Под ред. Н.Н. Яковлевой – СПб, 2015.

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса

  1. Логопедический стол «LOGO PRO» (включает в себя игры и материалы, способствующие развитию дыхания, звукопроизношения, артикуляции, мелкой моторики, связной речи, мышления, грамматики, письма и чтения).
  2. Дидактико-методический комплекс «Сундук логопеда».
  3. Набор логопеда в 4 лотках на стойке (Оборудование для работы логопеда: развитие мелкой моторики, дидактические материалы, демонстрационные карточки для занятий, CD диск «Развитие речи»).
  4. Набор терапевтических мячей.
  5. http://www.logoped.ru
  6. http://www.zavuch.ru
  7. http://puzzlecup.com/crossword-ru/
  8. Карточки для индивидуальной работы.
  9. Дидактические материалы для диагностики по Т. А. Фотековой.
  10. Видео- ресурс «Шишкина школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи

Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...

Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)

Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...

Речевая карта для обучающихся 3-4 классов с нарушением устной и письменной речи

Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 3-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)

Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...