«Требования к уроку в специальной (коррекционной)школе- интернат VIIIвида
методическая разработка на тему

Фоменко Светлана Николаевна

Краткие методические рекомендации проведения урока в специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу  первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должен руководствоваться следующими принципами:

1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков  в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;

3)  методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;

4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;

5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;

6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели.

 Коррекционно–  развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.

В постановке коррекционной цели следует  отражать два момента: что развивать и с помощью чего. 

         Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у обучающихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др.

  1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
  2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
  3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
  4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
  5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся.
  6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
  7. Урок должен быть оснащен:
  1. техническими средствами обучения;
  2. дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
  3. весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
  1. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
  2. Необходимо введение в обучение компьютеров.
  3. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
  1. проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
  2. соответствие мебели возрасту детей;
  3. соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
  4. соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  5. соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  1. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
  1. оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
  2. способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

При подготовке к уроку следует помнить:

  1. Тема урока.
  2. Тип урока.
  3. Основная цель урока.
  4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
  5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
  6. Формы и методы обучения.
  7. Оценка учащихся.
  8. Анализ урока.

Типы уроков

  1. Урок изучения нового материала.
  2. Урок закрепления знаний.
  3. Урок обобщения и систематизации знаний.
  4. Урок проверки и оценки знаний.
  5. Комбинированный урок.
  6. Урок-игра.
  7. Урок-экскурсия.
  8. Урок-диалог.

Этапы урока

  1. Организация начала урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичная проверка усвоения знаний.
  6. Закрепление знаний.
  7. Обобщение и систематизация знаний.
  8. Контроль и проверка знаний.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Информация о домашнем задании и выставление оценок.

Наличие того или иного этапа урока зависит от типа урока.

Образовательные задачи:

  1. формировать (формирование) у учащихся представления о …;
  2. выявить (выявлять)…;
  3. знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
  4. уточнить…;
  5. расширить…;
  6. обобщить…;
  7. систематизировать…;
  8. дифференцировать…;
  9. учить применять на практике…;
  10. учить пользоваться…;
  11. тренировать…;
  12. проверить….

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  2. коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
  3. коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
  4. коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
  5. коррекция и развитие зрительных восприятий…;
  6. развитие слухового восприятия…;
  7. коррекция и развитие тактильного восприятия…;
  8. коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
  9. коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
  10. коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать интерес к учебе, предмету;
  2. воспитывать умение работать в парах, в команде;
  3. воспитывать самостоятельность;
  4. воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.

Методы обучения:

  1. объяснение;
  2. рассказ;
  3. демонстрация;
  4. наблюдение;
  5. работа с книгой;
  6. игра;
  7. упражнение;
  8. лабораторно-практическая работа;
  9. практическая работа;
  10. самостоятельная работа;
  11. применение технических средств обучения;
  12. программированное обучение;
  13. проблемное обучение.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

Примерный план урока

Тип урока – комбинированный

Тема урока

Задачи урока:

  1. образовательная;
  2. коррекционно-развивающая;
  3. воспитывающая.

Оборудование урока

1) Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные ва-рианты):

  1. по звонку найти свое место;
  2. взаимное приветствие;
  3. рапорт дежурного, определение отсутствующих;
  4. запись числа;
  5. настрой учащихся на работу, организация внимания;
  6. проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
  7. сообщение темы и цели урока.

2) Проверка домашнего задания

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить прой-денный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Воз-можные варианты проверки домашнего задания:

  1. фронтальный опрос;
  2. индивидуальный опрос с вызовом к доске;
  3. фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
  4. индивидуальный письменный опрос;
  5. уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
  6. практическая работа;
  7. программированный контроль;
  8. проверка тетрадей;
  9. технические средства обучения.

3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

  1. загадка;
  2. ребус;
  3. кроссворд;
  4. игра "Четвертый лишний";
  5. словарная работа (связь с новым материалом);
  6. проблемный вопрос.

4) Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

  1. в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
  2. самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и ис-пользования учебника;
  3. вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
  4. чередование беседы и рассказа;
  5. применение ТСО.

5) Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уча-щихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используе-мые методы:

  1. беседа;
  2. работа с учебником;
  3. работа с тетрадью;
  4. практическая работа;
  5. программированные задания;
  6. дидактические игры;
  7. ТСО;
  8. таблицы, схемы, тесты;
  9. самостоятельная работа.

6) Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

  1. выводы;
  2. вопросы на понимание изученного материала;
  3. разбор и запись домашнего задания;
  4. оценка работы учащихся.

Хотелось бы обратить ваше внимание на составление программ обучения на дому

Прежде чем составить рабочую программу надомного обучения,  нужно познакомится  с программой специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида.

     Провести диагностику ребенка: желательно учителем- логопедом,    

     психологом, учителем, только потом составлять рабочую программу.

 Приведу пример: девочка поступила  в 1 класс с диагнозом «умственная  отсталость  легкой  формы,  с  нарушением  поведения  неясного  генеза;   симптоматическая  эпелепсия;  недоразвитие  речи». Учитель- логопед проводит объследование и выявляет что, девочка недостаточно  контактна,  эмоциональна,  обращенную  речь  понимает  не  в полном  объеме.  Пассивный словарь   ниже  возрастной  нормы.  Активный словарь  ограничен    бытовой    тематикой.  Предложения  простые, часто  - односложные.  Лексико – грамматическое  оформление:  наблюдается  стереотипность   грамматического  оформления.  Звукопроизношение  нарушено.   (свистящие,  щипящие,  соноры,  аффрикаты). Отимечается  недостаточная подвижность  органов  артикуляции.  Язык  оттянут  кзади   корень   и спинка  спастичны, вследствие  чего  произвольные  движения  языка затруднены, неточны.

Отмечается  деффет  смягчения, оглушения.  Кончик  языка  не выражен. Саливация  усилена.

Слуховое внимание  недостаточно  развито.  Требуется  несколько  раз  повторить  инструкцию,  для  того,  чтобы  ребенок    адекватно  отреагировал.  Фонематическое  восприятие  не  соответствует  возрастным  нормам.    

Мелкая моторика  сформирована  на  крайне  низком  уровне,  что не  позволяет   ей   выполнять задания   самостоятельно  без  помощи   учителя.  

Проведенной обследование  позволяет сделать  следующий вывод:  у  ребенка спастическая  форма  дизартрии II  уровень.  

Основные направления  логопедической  работы:  

1.Массаж  органов  артикуляции  и речевой  мускулатуры.

2. Развитие слухового внимания  и фонематического  восприятия.

3. Коррекция  звукопроизношения.

4.Расширения  и активизация  словаря.  

Затем объследование проводит психолог, где выявляет что ребенок незрелый, с неустойчивой эмоционально личностной сферой. Эмоции дифферецирует слабо. Самоконтроль снижен за счет двигательной и регуляторной расторможенностью, моторная неловкость. Работоспособность низкая, деятельность носит избирательный характер, быстрая утомляемость и пресыщаемость, перескакивает с одного вида работы на другой. Мотивация учебная не сформирована, учебно- игровая частично сформирована. Зрительно- пространственные и временные отношения несформированы. Нарушения социальной перцепцииносят конкретный наглядный характер. Анализ, сравнение на элементарном уровне. Сложные мыслительные процессы разорваны. Абстрагирует с трудом. Процессы запоминания ослаблены, память механическая, больше зрительная.

Учитель проводит объследование по учебному материалу и выявляет что знает, умеет делать ребенок по предметам, которые будет изучать.

Так по математике, чтению и письму по программе 68 часов, а вот на рисование и трудовое обучение дано 34 часа в год. Учитель планирует изучение программного материала.

Остановлюсь только на двух предметах: рисование и трудовое обучение.

По рисованию  даются такие задания как рисование по трафарету, рисование по опорным точкам, рисование орнамента, декоративное рисование, рисование с натуры.

По трудовому обучению  работа с пластилином, работа с природными материалами, работа с бумагой и картоном. Эти темы  распределяется так , что в четверть ребенок должен  выполнить задания на разные виды работ.

Аналогично составляются рабочие программы и на другие классы в зависимости от знаний и умений детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для специальной (коррекционной) школы VIIIвида. Окружающий мир, 3 класс+презентация. Дикие животные.Ёж.

Данный материал может быть интересен учителям начальной школы, обучающим ребят с ОВЗ. Позволяет выявить имеющиеся знания о диких животных, ознакомить учащихся с особенностями ежа, его образом жизни, с...

Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...

Современные психолого-педагогические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесс...

Педагогические образовательные технологии, используемые на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерс...

Требование к уроку в специальной коррекционной школе VIII вида

Методические рекомендации учителю, работающему в в специальной коррекционной школе VIII вида...