Конспект урока для специальной (коррекционной) школы VIIIвида. Окружающий мир, 3 класс+презентация. Дикие животные.Ёж.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ларионова Людмила Валентиновна

Данный материал может быть интересен учителям начальной школы, обучающим ребят с ОВЗ. Позволяет выявить имеющиеся знания о диких животных, ознакомить учащихся с особенностями ежа, его образом жизни, со способами защиты от врагов, учить логично и последовательно строить описание, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (человек,природа, общество). 3 КЛАСС СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ПРОГРАММЫ VIII ВИДА.

 ТЕМА: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЁЖ.

Задачи:

1. Выявить имеющиеся знания о диких животных.

2. Ознакомить учащихся с особенностями ежа, его образом жизни, со способами защиты от врагов.

3. Учить логично и последовательно строить описание.

4. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Оборудование: электронная презентация, предметные и сюжетные картинки, счётные палочки, карточки для конструирования ежа из счётных палочек.

Словарь: ёж, ежиха, ежонок; серый, колючий, маленький; фыркает, лакает, спит, сворачивается, ловит мышей; спячка.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Упражнение на развитие зрительного восприятия, внимания, узнавания.

-Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о диких животных и сейчас я предлагаю вам найти и назвать некоторых из них.  Какие животные спрятались на этих  картинках?

http://tatianavoronkova.schkola-internat12utsa.edusite.ru/images/clip_image012.gifhttp://tatianavoronkova.schkola-internat12utsa.edusite.ru/images/clip_image013.gifhttp://tatianavoronkova.schkola-internat12utsa.edusite.ru/images/clip_image014.gif

Ответ:1. Заяц, волк, белка. 2. Еж, волк, лиса. 3. Заяц, медведь, еж.

-Что общего у этих животных?

II. Актуализация опорных знаний и представлений.

– Назовите животных, которые живут в лесу.

– Как они называются?

– Почему?

– Послушайте загадки и найдите отгадки в картинках:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (лиса).

– Какая лиса? (Хитрая, рыжая, ловкая.)

– Где живёт лиса? (Лиса живёт в норе.)

– Кто ещё живёт с лисой? (С лисой живут лисята, лис.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

         (Волк.)

– Кто это?

– Как догадались?

– Где живёт волк? (Волк живёт в логове.)

– Продолжите предложение по смыслу: Волк – это папа в семье волков. Мама – … (волчица). Дети – … (волчата).

– Какой волк? (Злой, голодный, сердитый, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.)

По полю скачет,

Уши прячет.

Встанет столбом,

Уши торчком.

                         (Заяц.)

– Кто это? Как догадались?

– Заяц какой? (Трусливый, быстрый, маленький, серый, белый, ловкий.)

– Назовите, кто изображен на отобранных вами картинках.

– Как можно назвать их одним словом?

– Почему?

– Где они живут?

III. Введение в тему.

1) Определение темы урока учащимися.

– Отгадайте загадку и определите тему нашего урока: Презентация (слайд2)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

                 (Ёж.)

– Кто это?

– По каким признакам вы определили, что это ёж?

– Сформулируйте тему нашего урока.

2) Сообщение темы урока учителем.

– Верно, тема нашего урока – «Дикие животные. Ёж». Вы познакомитесь с особенностями и повадками ежа, узнаете о том, как ёж спасается от врагов. Научитесь составлять рассказ-описание ежа.

IV. Изучение нового материала.

 Рассказ учителя. (сопровождается слайдами)

– Вспомните, как выглядит ёж. Вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах, живом уголке или лесу.

– Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками.

– Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо.

– А вот нюх у него прекрасный.

– Лапы у ежа короткие с маленькими коготками.

– Что-то мы ещё забыли?

– Ну, конечно, колючки! На спине носит ёж колючие иголки, про него даже есть такая загадка: «Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками».

– А как же ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка съешь его! Правда, кумушка лиса придумала, как перехитрить ёжика. Свернувшегося в колючий клубок ежа лиса скатывает потихоньку с берега в воду, где ёж быстро развёртывается, и лисица легко расправляется с ним. Но если ни ручья, ни реки поблизости нет, то лиса не может причинить ёжику вреда: обнюхает его, да и убежит прочь.

– Как выглядит ёж?

– Что помогает ежу спасаться от врагов?

– Осенью возле старого пня ёжик приглядел себе норку и стал устилать её сухими опавшими листьями.

– А как же ёж переносит листья в своё жилище?

– Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Встанет ёж и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище, узнать невозможно зверька: копна копной! Принесёт ёжик сухие душистые листья в свою норку и устелет ими зимнюю постель.

Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберётся в свой тёплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Полетят с неба снежинки: снег белым покрывалом укроет нору, никто ежа под снегом не найдёт, сон его не потревожит.

– Как называется жилище ежа?

– Чем утепляет ёж свою нору?

– Как ёж переносит листья в своё жилище?

– Делает ли ёж запасы на зиму?

– Что делает ёж зимой?

– Зимой, может быть, приснится ёжику, как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек – ведь это его любимые лакомства.

– Вы запомнили любимые лакомства ежа?

– Назовите их.

– Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи, растает снег, ёжик выходит из норы. Весной в ежиной норе появляются малыши, они родятся с закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет вовсе, они появляются через час-полтора после рождения – белые, мягкие. Мама ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает их в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

Малыши быстро подрастают и крепнут. Когда откроются глазки и ушки, а иголки потемнеют, станут твёрдыми и колючими, ежата выходят из норы, бегают следом за мамой, смешно пофыркивая и постукивая коготками. Родители учат детёнышей искать пропитание, ловить жуков, моллюсков и мышей.

Днём ежи спят в норе под замшелым старым пнём или в ямке под корнями дерева, а ночью выходят на охоту: уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями. И лесу, и людям от них польза!

– Как называют маму ежат? А папу?

– Как выглядят новорождённые ежата?

– Ежи быстро привыкают к людям, пьют из блюдечка молоко, а мышей ловят не хуже кошек.

– Понравился вам рассказ?

– Чем понравился?

– Что нового узнали из моего рассказа?

МАЛЕНЬКИЙ ЁЖИК

Цели: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,
(Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Научили топать — Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах) .
Научили бегать…
(Бегают на месте.)

V. Обобщение. (Последний слайд)

1) Обобщающая беседа.

– Как выглядит ёж?

– Что помогает зверьку спасаться от врагов?

– Всегда ли ежа спасают иголки от врагов?

– Как называется жилище ежа?

– Чем устилает он свою норку?

– Как ёж переносит листья в своё жилище?

– Делает ли зверек запасы на зиму? Почему?

– Что делает ёж зимой?

– Когда у мамы ежихи появляется потомство?

– Как выглядят маленькие новорождённые ежата?

– Когда ёж выходит на охоту?

– На кого он охотится?

– Чем питается ёж?

– Приносит ли он пользу?

– Кому приносит пользу ёж?

2) Лексические упражнения.

Подбор слов-признаков:

еж (296x348, 24Kb)

Ёж какой?

Колючий

Сердитый

Ловкий

Быстрый

Смелый

Умный

Заботливый

Подбор слов-действий:

еж (296x348, 24Kb)

Что делает ёж?

Бегает

Охотится

Двигается

Фыркает

Лакает молоко

Живёт

Спит

3) Составление рассказа.

4) Выкладывание фигурки ежика из счётных палочек по образцу.

VI. Итог урока.

– О ком шла речь на уроке?

– К какой группе животных относится ёж? Почему?

– Какой ёж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный.)

– Назовите его семью. (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)

– Кто это? (Ёж, ежиха, ежонок.)

– Мы увидели в лесу кого? (Ежа, ежиху, ежонка.)

– Мы дадим молока кому? (Ежу, ежихе, ежонку.)

– Нам понравился кто? (Ёж, ежиха, ежонок.)

– Мы любуемся кем? (Ежом, ежихой, ежонком.)

– Я вам рассказала о ком? (О еже, о ежихе, о ежонке.)

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к уроку в специальной (коррекционной)школе- интернат VIIIвида

Краткие методические рекомендации проведения урока в специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида...

Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...

Современные психолого-педагогические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесс...

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности  учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе...