Главные вкладки

    Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида с СНР средней степени по теме: «Зимующие птицы».
    план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

    Закрепление навыка диалогической речи, обогащение словарного запаса по теме "Зимующие птицы".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zimuyushchie_pticy_viii_vida.docx21.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект группового логопедического занятия

    с учениками 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    с СНР средней степени

    по теме: «Зимующие птицы»

     

    (Обобщающее занятие)

    Цель:

    Закрепить навык   диалогической  речи  в самостоятельной постановке вопроса по  теме «Зимующие птицы» с опорой на ключевое слово или наглядный материал.

     

    Задачи:

    Образовательная :закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных  внешних признаков, мест обитания, питания; развитие диалогической речи;  упражнение в словообразовании сложных прилагательных;  обогащение словаря по данной теме.

    Коррекционная: развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками; развитие зрительного восприятия в ходе соотнесения  изображения на разрезной картинке с птицей на столе учителя; развитие слухового восприятия в результате определения и различения голосов птиц; развитие памяти в ходе припоминания основных особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов, мест обитания; развитие   внимания.

    Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам,  закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях.

     

     

    Оборудование: на доске- картина зимнего леса; изображения зимующих птиц: снегиря, клеста, синицы, свиристеля, воробья, вороны;  таблички с ответами на кроссворд; записи голосов зимующих птиц; блюдце с различными видами корма;

    раздаточный материал: разрезные картины с изображением зимующих птиц,  карточки-шифровки.

     

     

     

     

     

    I Оргмомент.

    Встали, подравнялись, у всех хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. Садитесь.

     

    1) Речевая разминка.

    Чтобы мы четко и правильно говорили на занятии, проведем речевую разминку.

    В парке мы зимой гуляем,

    За природой наблюдаем.

    Белка на сосне сидит,

    Снег под санками хрустит,

    Птицы весело поют,

    В гости нас к себе зовут.

    -Молодцы, подготовили язычки к работе.

     

    II Основная часть.

    (На доске нарисован зимний парк)

    -Ребята, давайте сегодня на занятии пойдем в парк.

    (Стук в дверь)

    -Кто это?   Все гости к нам уже пришли.  Сидите на местах, я открою дверь.

    (Голос за дверью: - Вам письмо.)

    -Sos! Sos!  Sos!  Спасите ! На помощь!  Погибаем! Ребята, это сигнал бедствия. Кто же ждет нашей помощи?

     

    1) Работа с разрезной картинкой.

    -Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.

    ( Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)

    - Кто получился у вас на картинках? (снегирь, свиристель, клест)

    -Ребята, одним словом, кто  получился? (птицы)

    -Какие это птицы? (зимующие)

    -Почему мы их называем зимующими птицами? (прилетают зимовать в наши леса)

    -Отодвиньте  разрезную картинку на другую часть парты. Ребята, посмотрите, здесь еще один конверт. А в нем зимующие птицы, которые просят нас о помощи.

    (Логопед на стол кладет  изображения зимующих птиц: снегиря, клеста, синицу, свиристеля, воробья, ворону )

     

    2) Обобщающая беседа о зимующих птицах.

    -Чтобы помочь этим птицам, мы должны вспомнить: в каких лесах они обитают, как выглядят, чем питаются. Поможем этим птицам?

    (Логопед спрашивает у  учеников )

    -  Изображение какой птицы ты составил?  (клеста)  Найди   такую же картинку на столе и покажи её нам.

    - В каких лесах обитают клесты?

    - Как выглядят клесты? ( У клеста крестовидный клюв, короткий хвост, малиновое оперенье)

    -Чем питаются клесты? (семенами шишек)

    - Как называют самку клеста?

    -А как называют птенцов клеста?

    -Что происходит в феврале у клестов? (высиживают птенцов)

    - На какое дерево в парке посадим клеста? Почему?

    - Кто расскажет стихотворение  о клесте?

     

    Клюв, как клещи у клеста.

    Вот так клюв! Вот это да!

    Шишки запросто лущит

    Птица грозная на вид.

     

    - Какую картину ты составил?  (снегиря)

    -Иди, найди эту картинку на столе. Кто это? (Это снегирь)

    - Ребята, почему эту птицу назвали снегирь?

    -В каких лесах обитает снегирь? ( Снегири живут в смешанных лесах)

    -Как он выглядит?  ( У снегиря красная грудка, длинный хвост,  короткий клюв, черная голова, серая спинка)

    - Чем питается снегирь? ( Снегирь питается  ягодами калины, рябины, почками растений, семенами сирени, семенами арбуза, дыни)

    - Как называют птенцов снегирей? (снегирята)

    -На какое дерево в парке посадим снегиря? Почему?

    -Кто знает стихотворение о снегире?

     

    Вот на ветках, посмотри,

    В красных майках снегири.

    Распушили перышки,

    Нежатся на солнышке.

     

    - Какую птицу, ты собрала из разрезной картинки? (свиристеля)

    -  Покажи на доске свиристеля. Кто это? (Это свиристель)

    - В каких лесах обитают свиристели? ( Свиристели обитают в смешанных лесах.)

    - Как выглядят свиристели? ( У него красноватая голова, большой хохолок на голове, короткий клюв, короткий хвост, длинные крылья, сильные лапы)

    - Чем питаются свиристели? (ягодами рябины, калины, шиповника)

    -Какую пользу приносят свиристели?

    -На какое дерево в парке посадим  свиристеля? Почему?

    -Кто  расскажет нам стихотворение о свиристеле?

     

    В день, когда мела метель,

    Прилетел к нам свиристель.

    Мы ему насыплем крошек.

    Свиристель такой хороший.

     

     

    -А у тебя кто получился получился на картинке? (синица)

    -Найди её  изображение на столе. Кто это? (Это синица)

    -В каких лесах обитает синица? (в лиственных лесах)

    - Как она выглядит? ( У синицы черная голова,  тонкий клюв, белые щеки, желтая грудка, короткий хвост, сильные ноги)

    - Чем питается синица? ( Питается синица ягодами рябины, калины, личинками вредных насекомых, семенами, салом).

    - Каким салом можно кормить синицу? ( несоленым салом)

    - Какую пользу приносят синицы зимой? (Поедают личинки вредных насекомых из коры деревьев)

    - На какое дерево посадим в парке синицу?

    Кто знает стихотворение о синице?

     

    В желтой футболке и черной жилетке

    Птица-синица расселась на ветке.

    Тенькает звонко птица-синица,

    Лютых морозов она не боится.

     

    -Ну вот, всех птиц мы перенесли в парк, разместили по  нужным деревьям.

    - Давайте отдохнем.

     

    Физминтука.

    Мы выходим на крыльцо,

    Ветер дует нам в лицо,

    На дворе стоит мороз,

    Мерзнут щеки, мерзнет нос.

    На кормушку посмотри,

    Прилетели снегири.

    Черным клювом тук-тук-тук

    Ягодки они клюют.

    Скачут ловкие синицы,

    Им без дела не сидится,

    Над кормушкою шумят,

    Зернышек они  хотят.

     

    3) Работа с карточками – составление вопросов.

    -Ребята, вам  нужно отгадать слово, которое зашифровано в карточке, и  задать с этим словом классу  вопрос по изученным зимующим птицам.

    ( на карточках зашифрованы слова: корм, хвост, ноги, клюв, грудка, крылья, спинка)

     

    4) Игра «Покормите птиц зимой» ( упражнение на самостоятельное составление вопросов)

    - Очень часто птицы голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза.

    Стужа, на дворе мороз.

    Прилетел к кормушке клест.

    Семя  шишек  поклевал

    Снегирей к себе позвал.

    Тут синички появились

    Свиристели закружились.

    Надо им помочь, детишки,

    Так написано и в книжке.

    Птичек надо покормить,

    Веселей им будет жить.

    Ребята, нужно взять корм. Определить, что это за корм, и задать вопрос классу  о том, кто питается этим кормом.

    (дети с закрытыми глазами  из тарелки достают  корм: семена, ягоды, сало, орехи  и т.д.)

    -Молодцы, справились с этим заданием. Каждой птице дали нужный корм.

     

    5) «Пение птиц»- развитие фонематического слуха.

    - Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь песни. Послушайте и определите, кто это поет?

    (детям дается прослушать пение зимующих птиц)

    - Кто догадался?

    -Хорошо, и с этим задание справились.

     

    III Итог занятия- кроссворд

    -Итак, сегодня на занятии мы говорили о зимующих птицах. А сейчас вам надо разгадать кроссворд и тогда вы узнаете, с какой птицей мы познакомимся в следующем триместре.

    - Отгадаем его?

    1.Что за птица, тонкоклюва, желтогруда? (синица)

    2.Кто там прыгает, шуршит?

    Клювом шишки потрошит? (клест)

    3.Птичка - невеличка

    Серая и бойкая.

    Весело чирикает,

    Прыгает и скачет. (воробей)

    4.Окраской –сероватая,

    Повадкой –вороватая,

    Крикунья хрипловатая –

    Известная персона.

    Это- …….ворона.

    5. На дворе метет метель

    Прилетел к нам …свиристель.

    6.Красногрудый, чернокрылый

    Любит ягодки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять.      (снегирь)

    7. Как называют детёнышей птиц?

    -Прочитайте слово, выделенное зелеными буквами ( по вертикали). Кто получился? (скворец)

    -На следующем занятии  к нам прилетит новый гость- скворец.

     

    (В конце занятия логопед благодарит детей и дарит им книжки -раскраски с  изображением зимующих птиц).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока ручного труда в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Урок показан на  профессиональном конкурсе "Сердце, отданное детям" в 2009 году...

    Внеклассное занятие в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Прощание с начальной школой"

    Внеклассное мероприятие проведено  по окончании учебного года. В разработке представлен монтах стихов, сценок....

    Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".

    Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...

    Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

    Конспект урока математики по теме: "Простая арифметическая задача на увеличение или уеньшение числа в несколько раз"....

    Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

    Конспект урока метематики составлен на тему: "Деление на 8"....

    Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»

    Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:·        Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;·        Ф...


     

    Комментарии

    В помощь логопедам специальных (коррекционных) школ VIII вида по коррекции связной речи у учащихся 3 класса с ОВЗ.