Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида с СНР средней степени по теме: «Зимующие птицы».
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

Закрепление навыка диалогической речи, обогащение словарного запаса по теме "Зимующие птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_pticy_viii_vida.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

с учениками 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

с СНР средней степени

по теме: «Зимующие птицы»

 

(Обобщающее занятие)

Цель:

Закрепить навык   диалогической  речи  в самостоятельной постановке вопроса по  теме «Зимующие птицы» с опорой на ключевое слово или наглядный материал.

 

Задачи:

Образовательная :закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных  внешних признаков, мест обитания, питания; развитие диалогической речи;  упражнение в словообразовании сложных прилагательных;  обогащение словаря по данной теме.

Коррекционная: развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками; развитие зрительного восприятия в ходе соотнесения  изображения на разрезной картинке с птицей на столе учителя; развитие слухового восприятия в результате определения и различения голосов птиц; развитие памяти в ходе припоминания основных особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов, мест обитания; развитие   внимания.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам,  закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях.

 

 

Оборудование: на доске- картина зимнего леса; изображения зимующих птиц: снегиря, клеста, синицы, свиристеля, воробья, вороны;  таблички с ответами на кроссворд; записи голосов зимующих птиц; блюдце с различными видами корма;

раздаточный материал: разрезные картины с изображением зимующих птиц,  карточки-шифровки.

 

 

 

 

 

I Оргмомент.

Встали, подравнялись, у всех хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. Садитесь.

 

1) Речевая разминка.

Чтобы мы четко и правильно говорили на занятии, проведем речевую разминку.

В парке мы зимой гуляем,

За природой наблюдаем.

Белка на сосне сидит,

Снег под санками хрустит,

Птицы весело поют,

В гости нас к себе зовут.

-Молодцы, подготовили язычки к работе.

 

II Основная часть.

(На доске нарисован зимний парк)

-Ребята, давайте сегодня на занятии пойдем в парк.

(Стук в дверь)

-Кто это?   Все гости к нам уже пришли.  Сидите на местах, я открою дверь.

(Голос за дверью: - Вам письмо.)

-Sos! Sos!  Sos!  Спасите ! На помощь!  Погибаем! Ребята, это сигнал бедствия. Кто же ждет нашей помощи?

 

1) Работа с разрезной картинкой.

-Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.

( Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)

- Кто получился у вас на картинках? (снегирь, свиристель, клест)

-Ребята, одним словом, кто  получился? (птицы)

-Какие это птицы? (зимующие)

-Почему мы их называем зимующими птицами? (прилетают зимовать в наши леса)

-Отодвиньте  разрезную картинку на другую часть парты. Ребята, посмотрите, здесь еще один конверт. А в нем зимующие птицы, которые просят нас о помощи.

(Логопед на стол кладет  изображения зимующих птиц: снегиря, клеста, синицу, свиристеля, воробья, ворону )

 

2) Обобщающая беседа о зимующих птицах.

-Чтобы помочь этим птицам, мы должны вспомнить: в каких лесах они обитают, как выглядят, чем питаются. Поможем этим птицам?

(Логопед спрашивает у  учеников )

-  Изображение какой птицы ты составил?  (клеста)  Найди   такую же картинку на столе и покажи её нам.

- В каких лесах обитают клесты?

- Как выглядят клесты? ( У клеста крестовидный клюв, короткий хвост, малиновое оперенье)

-Чем питаются клесты? (семенами шишек)

- Как называют самку клеста?

-А как называют птенцов клеста?

-Что происходит в феврале у клестов? (высиживают птенцов)

- На какое дерево в парке посадим клеста? Почему?

- Кто расскажет стихотворение  о клесте?

 

Клюв, как клещи у клеста.

Вот так клюв! Вот это да!

Шишки запросто лущит

Птица грозная на вид.

 

- Какую картину ты составил?  (снегиря)

-Иди, найди эту картинку на столе. Кто это? (Это снегирь)

- Ребята, почему эту птицу назвали снегирь?

-В каких лесах обитает снегирь? ( Снегири живут в смешанных лесах)

-Как он выглядит?  ( У снегиря красная грудка, длинный хвост,  короткий клюв, черная голова, серая спинка)

- Чем питается снегирь? ( Снегирь питается  ягодами калины, рябины, почками растений, семенами сирени, семенами арбуза, дыни)

- Как называют птенцов снегирей? (снегирята)

-На какое дерево в парке посадим снегиря? Почему?

-Кто знает стихотворение о снегире?

 

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

 

- Какую птицу, ты собрала из разрезной картинки? (свиристеля)

-  Покажи на доске свиристеля. Кто это? (Это свиристель)

- В каких лесах обитают свиристели? ( Свиристели обитают в смешанных лесах.)

- Как выглядят свиристели? ( У него красноватая голова, большой хохолок на голове, короткий клюв, короткий хвост, длинные крылья, сильные лапы)

- Чем питаются свиристели? (ягодами рябины, калины, шиповника)

-Какую пользу приносят свиристели?

-На какое дерево в парке посадим  свиристеля? Почему?

-Кто  расскажет нам стихотворение о свиристеле?

 

В день, когда мела метель,

Прилетел к нам свиристель.

Мы ему насыплем крошек.

Свиристель такой хороший.

 

 

-А у тебя кто получился получился на картинке? (синица)

-Найди её  изображение на столе. Кто это? (Это синица)

-В каких лесах обитает синица? (в лиственных лесах)

- Как она выглядит? ( У синицы черная голова,  тонкий клюв, белые щеки, желтая грудка, короткий хвост, сильные ноги)

- Чем питается синица? ( Питается синица ягодами рябины, калины, личинками вредных насекомых, семенами, салом).

- Каким салом можно кормить синицу? ( несоленым салом)

- Какую пользу приносят синицы зимой? (Поедают личинки вредных насекомых из коры деревьев)

- На какое дерево посадим в парке синицу?

Кто знает стихотворение о синице?

 

В желтой футболке и черной жилетке

Птица-синица расселась на ветке.

Тенькает звонко птица-синица,

Лютых морозов она не боится.

 

-Ну вот, всех птиц мы перенесли в парк, разместили по  нужным деревьям.

- Давайте отдохнем.

 

Физминтука.

Мы выходим на крыльцо,

Ветер дует нам в лицо,

На дворе стоит мороз,

Мерзнут щеки, мерзнет нос.

На кормушку посмотри,

Прилетели снегири.

Черным клювом тук-тук-тук

Ягодки они клюют.

Скачут ловкие синицы,

Им без дела не сидится,

Над кормушкою шумят,

Зернышек они  хотят.

 

3) Работа с карточками – составление вопросов.

-Ребята, вам  нужно отгадать слово, которое зашифровано в карточке, и  задать с этим словом классу  вопрос по изученным зимующим птицам.

( на карточках зашифрованы слова: корм, хвост, ноги, клюв, грудка, крылья, спинка)

 

4) Игра «Покормите птиц зимой» ( упражнение на самостоятельное составление вопросов)

- Очень часто птицы голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза.

Стужа, на дворе мороз.

Прилетел к кормушке клест.

Семя  шишек  поклевал

Снегирей к себе позвал.

Тут синички появились

Свиристели закружились.

Надо им помочь, детишки,

Так написано и в книжке.

Птичек надо покормить,

Веселей им будет жить.

Ребята, нужно взять корм. Определить, что это за корм, и задать вопрос классу  о том, кто питается этим кормом.

(дети с закрытыми глазами  из тарелки достают  корм: семена, ягоды, сало, орехи  и т.д.)

-Молодцы, справились с этим заданием. Каждой птице дали нужный корм.

 

5) «Пение птиц»- развитие фонематического слуха.

- Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь песни. Послушайте и определите, кто это поет?

(детям дается прослушать пение зимующих птиц)

- Кто догадался?

-Хорошо, и с этим задание справились.

 

III Итог занятия- кроссворд

-Итак, сегодня на занятии мы говорили о зимующих птицах. А сейчас вам надо разгадать кроссворд и тогда вы узнаете, с какой птицей мы познакомимся в следующем триместре.

- Отгадаем его?

1.Что за птица, тонкоклюва, желтогруда? (синица)

2.Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит? (клест)

3.Птичка - невеличка

Серая и бойкая.

Весело чирикает,

Прыгает и скачет. (воробей)

4.Окраской –сероватая,

Повадкой –вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это- …….ворона.

5. На дворе метет метель

Прилетел к нам …свиристель.

6.Красногрудый, чернокрылый

Любит ягодки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.      (снегирь)

7. Как называют детёнышей птиц?

-Прочитайте слово, выделенное зелеными буквами ( по вертикали). Кто получился? (скворец)

-На следующем занятии  к нам прилетит новый гость- скворец.

 

(В конце занятия логопед благодарит детей и дарит им книжки -раскраски с  изображением зимующих птиц).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ручного труда в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Урок показан на  профессиональном конкурсе "Сердце, отданное детям" в 2009 году...

Внеклассное занятие в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Прощание с начальной школой"

Внеклассное мероприятие проведено  по окончании учебного года. В разработке представлен монтах стихов, сценок....

Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".

Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...

Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока математики по теме: "Простая арифметическая задача на увеличение или уеньшение числа в несколько раз"....

Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока метематики составлен на тему: "Деление на 8"....

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»

Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:·        Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;·        Ф...


 

Комментарии

В помощь логопедам специальных (коррекционных) школ VIII вида по коррекции связной речи у учащихся 3 класса с ОВЗ.