Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Людмила Васильевна Сетежева

Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_06.12.2013.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зимние забавы

Дата проведения: 06.12.2013

Цели и задачи:

  • Уточнить признаки зимы
  • Расширить представление о зимних забавах детей
  • Развивать устную речь
  • Обогащать и активизировать словарный запас
  • Учить узнавать родственные слова и называть их признаки
  • С помощью наглядных средств развивать зрительную память детей, внимание, мышление, познавательную активность
  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и жизнь
  • Создавать благоприятную обстановку для сохранения психологического и физического здоровья

Оборудование:

  • Карточки-буквы для кроссворда
  • Раздаточный материал (аппликация СНЕГОВИК)
  • Презентация «Зимние забавы детей»
  • Мультфильм из серии «Азбука безопасности»

ХОД УРОКА

Организационный момент

  • У нас сегодня в классе много гостей. Посмотрите, кто к нам пришел. Всех узнали? Теперь повернитесь ко мне, наш урок начинается и больше на гостей не отвлекаемся.
  • Итак, какой у нас сейчас урок? (Развитие речи)
  • Что мы делаем на этом уроке? (развиваем речь, учимся красиво говорить)

Проверка домашнего задания:

  • Ребята, посмотрите в окно. Какое время года наступило? (зима)
  • А какое время года было еще на прошлой неделе? (осень)
  • Чем отличается зима от других времен года?

Игра «Незаконченное предложение»

  • Давайте поиграем с моим снежком. И я проверь все ли вы знаете зимние явления. Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой метель … (метёт)

Ночью ветер в трубах …(воет, завывает)

Из снеговой тучи снежинки … (падают, летят, кружатся)

В лесу зимой голодный волк … (воет)

На зиму медведь в берлоге … (засыпает)

Мороз щёки и нос … (щиплет)

Зимой вода в реке … (замерзает)

Иней на ветках деревьев … (блестит)

Зимой снег всё вокруг … (накрывает)

Деревья зимой … (спят)

Под снегом травка зимой … (греется)

Зимой насекомые … (прячутся).

Дыхательная гимнастика:

  • Как мы много о зиме поговорили, что-то холодновато стало. Давайте согреемся при помощи дыхания. (

Объявление темы урока:

  • Вы уже догадались, с каким временем года будет связана тема нашего урока? (с зимой)

 

Игра «Слова родственники»

  • Давайте подберем слова родственники к слову «ЗИМА»  (зимушка, зимний, зимовать, зимовье)

Фонематическая разминка:

  • Каждый день – всегда, везде,
    на занятия, в игре,
    смело, чётко говорим
    и тихонечко сидим.

МА – МА – МА  – пришла снежная зима

ЕГ – ЕГ – ЕГ  - выпал белый снег

КИ – КИ – КИ – поиграем мы в снежки

РЫ – РЫ – РЫ – на санках с горы

ОЗ – ОЗ – ОЗ – на улице мороз

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ – зиму я люблю

  • Молодцы! Сегодня на уроке мы будем говорить о чём то зимнем. А вот о чём, вам надо будет догадаться, разгадав кроссворд.

С

Г

С

Н

О

Н

Е

Р

О

Г

К

У

С

О

К

З

А

Б

А

В

А

И

О

Н

И

Т

М

Р

К

К

О

А

Д

И

К


Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (ЗИМА)

Не легко иногда

Забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно!  (ГОРКА)

Он на вид – одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовётся … (СНОУБОРД)

Ой, насыпало снежка,

Вывожу коня – дружка,

За верёвочку-узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу,

А назад его тащу!  (САНКИ)

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковка – нос,

В руке – метла,

Боится солнца и тепла.  (СНЕГОВИК)

Вот серебряный лужок,

Не видать барашка,

Не мычит на нём бычок,

Не цветёт ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдёшь.  (КАТОК)

На доске перевернутые буквы. Отгадав загадку – открывается отгадка. При затруднении можно давать детям подсказку в виде отрытой одной или нескольких букв (по типу «Поля Чудес» ТВ). Буквы, составляющие слово «ЗАБАВА» отличаются от остальных размером и цветом.

  • Молодцы, ребята! Какое же слово нам открылось? (забава)
  • Что такое «ЗАБАВА»? (забава – это игра, развлечение)
  • Сегодня на уроке мы с вами поговорим о зимних забавах детей. Запишите тему урока в тетрадь.
  • Во что играют дети зимой? Какие вы знаете зимние забавы?

Играть в снежки

Лепить снеговика

Кататься на санках

Кататься на лыжах

Кататься на коньках

Кататься на сноуборде

Играть в хоккей

  • Запишите в тетради, перечисленные зимние забавы.

Меня не растили –

Из снега слепили.

И вставили ловко

Мне носик-морковку.

  • О ком эта загадка?
  • Давайте поиграем со словом «СНЕГОВИК». Я буду начинать предложение, а вы продолжать его, но всегда словом «СНЕГОВИК», только с правильным окончанием.

Мы решили слепить … (снеговика)

Мы приделали нос – морковку нашему … (снеговику)

Мы показали соседям нашего … (снеговика)

Мы играли со … (снеговиком)

Мы всем рассказали о … (снеговике)

Физкультминутка:

  • Молодцы! Теперь немного отдохнём! Встали из-за парт и представили что мы попали с вами во двор, где падают крупные снежинки.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно!

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам – снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым,

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу!

Практическая деятельность в тетрадях:

  • У вас на столах лежат конверты. Откройте и посмотрите, что в них (кружки, квадрат, треугольник)
  • Как вы думаете, какую аппликацию можно сделать из этих геометрических фигур? (снеговика)
  • Сделайте аппликацию в своих тетрадях и дорисуйте необходимые элементы. (глаза, рот, снежинки вокруг)

Правила поведения зимой на улице:

  • Посмотрите на картинки. (картинки с изображением нарушений безопасного поведения на льду, возле дороги, дети едят снег)
  • Что делает мальчик, девочка, ребята?
  • Так можно играть?
  • Почему?
  • Правильно!
  • Давайте прочитаем, что нельзя делать зимой на улице

Опасно кататься возле дороги!

Нельзя играть на реке, на озере!

Нельзя есть снег и сосульки!

Чтобы не замёрзнуть – надо одеваться по погоде и на прогулке больше двигаться!

  • Давайте посмотрим небольшой мультфильм из серии «Азбука безопасности»

Итог урока:

  • Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? (о зиме, о зимних забавах, о том как правильно вести себя на улице зимой)
  • А что вы делали? (аппликацию – СНЕГОВИК)
  • Понравился вам урок?
  • И мне очень понравилось, как вы сегодня работали? И поэтому сегодня все получают оценку 5. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Урок математики на тему: "Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц ". Урок направлен на решение не только коррекционно-обучающих и воспитател...

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Конспект урока письма в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой

рекомендован для учителей начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...

конспект урока чтения в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Знакомство с буквой и звуком Ж»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII видаТЕМА: «Знакомство с буквой и звуком Ж» ( Путешествие в олимпийскую деревню)Урок обучения гр...