конспект урока чтения в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Знакомство с буквой и звуком Ж»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Решетникова Ирина Михайловна

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

 специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

ТЕМА: «Знакомство с буквой и звуком Ж» ( Путешествие в олимпийскую деревню)

Урок обучения грамоте ( чтение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obucheniya_gramote.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

 специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

ТЕМА: «Знакомство с буквой и звуком Ж» ( Путешествие в олимпийскую деревню)

Урок обучения грамоте ( чтение)

Тема: Звук и буква Ж

Цель: Познакомить детей с буквенным обозначением звука [ж], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов

Задачи:

1) образовательные:

- формирование умения выделять первый звук в слове.

-закрепление навыка букво-слияний в прямых и обратных слогах.

2) по развитию речи:

- формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

-уточнение или автоматизация артикуляции звука [ж];

3) коррекционно-развивающие задачи:

- развитие навыков правильной артикуляции и произношения звуков речи

- формирование номинативной функции речи.

4) воспитательные:

-воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.

       - интерес к олимпийским играм, спорту

Оборудование: раздаточный материал, касса букв, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Поприветствуем наших гостей ( дети здороваются),

 а сейчас посмотрите на меня, улыбнитесь, настройтесь на работу. Тихо сядьте.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли наши новые друзья. Назовите их.

(  1 слайд: белый мишка, зайка, леопард)- дети называют.

Узнали их? Кто они? ( если дети не отвечают, говорю сама)

К вам сегодня пришли Олимпийские Талисманы. Кто знает, в каком городе проходят Олимпийские Игры?

  • А вам хотелось бы принять участие в Олимпийских играх?
  • Сегодня  вам в этом помогут наши Олимпийские талисманы. Они вас приглашают в путешествие « В Олимпийскую деревню», но наше путешествие будет необычным. Посмотрите, что взяли с собой наши друзья?
  • Для чего нам букварь? ( правильно, по букварю мы  изучаем буквы и учимся читать). Значит  во время нашего путешествия мы должны повторить пройденные звуки и буквы  и познакомиться с новой буквой. Готовы к путешествию?
  1. Актуализация знаний.

До первой станции мы полетим на самолете:

Встали, завели мотор ( надуваем щеки, выпускаем воздух)

Полетели ( руки в стороны,  делаем наклоны, У-У-У)

Полет окончен. Идем на посадку. ( дети тихо садятся)

Вот мы с вами прибыли в первую Олимпийскую деревню. Предлагаю вам самостоятельно прочитать название деревни. ( желающие читают название вслух) « Роза хутор» ( 2 слайд). Здесь проходят соревнования по горнолыжному спорту.

Зайка вам  приготовила первое задание: « Волшебный мешочек»(3слайд)

Вам нужно с закрытыми глазами из мешочка достать букву, на ощупь определить, какой дает она звук и соответственно группе положить в конверт.

( на доске прикреплены синий и красный конверты, куда дети будут опускать отгаданные буквы)

Молодцы ребята, с задание вы справились хорошо. Повторите мне, чем отличаются буквы от звуков? Чем отличаются гласные звуки от согласных?

IV) Изучение нового материала

- Ребята, а со всеми ли буквами алфавита мы познакомились?

Предлагаю вспомнить некоторые буквы, которые мы уже знаем. Я вам называю букву, а вы мне ее показываете.

( Т, М,К,О,Л,Х)

Молодцы, а сейчас встаем на лыжи и идем до следующей деревни.

Мы прибыли в деревню с необычным названием  « Псехако» стадион Лаура, где проходят соревнования конькобежцев, лыжников.( 4 слайд)

Здесь нас встречает белый Мишка  который  тоже приготовил для нас задания

Чтобы узнать с какой буквой мы познакомимся сегодня на уроке, Мишка вам предлагает отгадать загадки, а картинки вам помогут: ( 5 слайд)

Узнать его нам просто,                   Теплым днем, весною, в мае

 узнать, его легко.                             Каждый про меня узнает.

 Высокого он роста                           Я не муха, не паук.

 и видит высоко. (Ответ-жираф)      Я Жу-ЖЖУ! Я майский…(жук)

- индивидуально и хором повторяем слова « жираф». « жук»

- какой первый звук слышится в словах жираф, жук 

а)Уточнение артикуляции звука [ж] 

- Как жужжит жук? ( Сначала хором, затем по одному).

- Послушайте. как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

( показываю детям)

- Губы округлены, зубы сближены, язык принимает форму  «Чашечки» за верхними зубами.

  • Произнесите  звук Ж.  Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык. зубы)
  • Ж – это гласный или согласный звук? (согласный)
  • В домике какого цвета будет жить буква, которая обозначает этот звук? (в синем)

- Попробуйте определить какой это звук звонкий или глухой?  

( дети пробуют определить самостоятельно)

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники»,  (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили,  звук Ж – звонкий.

- Вы знаете как выглядит звук Ж, правильно звуки мы не видим, мы видим буквы.

- Давайте станем волшебниками и превратим звук [Ж ]в букву Ж.

  • (Вместе с детьми произносим стихотворение):

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем. ( на слайде появляется Буква Ж)( 6слайд)

-На что похожа буква Ж – из каких элементов состоит буква Ж (палочек), сколько их,  а  сейчас откройте свои кассы и найдите там новую букву. Покажите ее. Молодцы. Какой звук дает буква Ж , произнесите.

( индивидуально, хором)

V)  Закрепление.

- Ребята, а сейчас снова повторим, с каким новым звуком мы познакомились на уроке? ( звук Ж)

- какой это звук гласный или согласный? ( согласный)- Почему?

- ( Имя ребенка) покажи какой буквой мы обозначаем этот звук?

В каком домике будет жить буква Ж ?

Сейчас достаньте из конвертов «домики Букв» и заселите новую букву. Покажите мне домик, в который вы заселите новую букву. ( дети должны показать синий домик)

Работа с кассой букв.

Молодцы ребята новую букву вы заселили, а сейчас нам надо научиться составлять слоги. А для этого наш друг Леопард приглашает нас в следующую деревню, здесь мы будем учиться составлять слоги с новой буквой. (7-8 слайды)

- Составьте слог АЖ. Какой звук первый? Какая буква нужна? Второй? Какую букву поставим на второе место?

- Прочитайте составленный слог. ( проверяем по слайду)

- Поменяйте буквы местами. Почитайте, какой слог получился? (ЖА)

( проверяем по слайду)

-Замените букву А на О? Прочитайте слог (ЖО) и т.д. ( проверяем по слайду)

(АЖ – ЖА – ЖО – ОЖ – УЖ – ЖУ )

- А если к слогу ЖУ +К , какое слово получится? . Молодцы.

VI ) Подведение итога.

Наша последняя остановка – это Олимпийская деревня « Пребрежная», стадион « Фишт» в котором проходило открытие Олимпиады. Так же в этой деревне проживают спортсмены. ( 9 слайд)

А сейчас вам нужно в названии этой олимпийской деревни найти букву с которой мы сегодня познакомились.

- Какой звук дает эта буква? В каком домике мы поселили эту букву?

Понравилось вам наше путешествие. Что вам было интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календаорно-тематическое планирование по чтению 9 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Учебно- тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням. 1 уровень(для учащихся 1-2 группы) - это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме програм...

конспект урока для 1 класса Специальная коррекционная школа VIII вида "Число и цифра 5"

Аннотация Тема: Число и цифра 5 Аудитория: 1 класс специальная коррекционная школа VIII вида Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых  знаний   ...

Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

•Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида•••••Подготовила учитель начальных классов Куз...

Методическая разработка по чтению в 1 классе специальной коррекционной школе VIII вида. Тема: "Звук и буква М"

Методическая разработка по чтению в 1 классе специальной коррекционной школе VIII вида. Тема: "Звук и буква М"...