Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Богдан Ольга Леонидовна

Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»

Цели:

·        Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;

·        Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической “зоркости”.

Урок разработан и проведен в 3 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием элементов различных современных технологий: разноуровневого обучения, проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma_i_razvitiya_rechi_svyaz_slov_v_pr.docx460.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма и развития речи

Тема: «Установление связи слов в предложении.»

Дата: 17.04.17.

Класс: 3

Учитель: Богдан О.Л.

Цели:

  • Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;
  • Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической “зоркости”.

Задачи

Обучающие:

  • повторение по теме «Предложение»
  • систематизация знаний учащихся о предложении.
  • формирование умения устанавливать связь слов в предложении;

Развивающие:

  • развитие внимания, фонематического слуха, связной устной и письменной речи, орфографической зоркости, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, обогащение словарного запаса.
  • развитие у учащихся личностных качеств: самоконтроля и самооценки.

Воспитывающие:

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, чувства коллективизма, ответственности, доброго отношения друг к другу.

Коррекционные:

  • коррекция процессов познавательной деятельности, мелкой моторики пальцев рук.

Здоровьесберегающие:                                                                                                      

  • осуществлять профилактику утомления учащихся  через  выбор

           разнообразных здоровьесберегающих технологий (физкультминутка,

           пальчиковая гимнастика), формирование основ ЗОЖ.

  Материалы, необходимые для проведения урока:

презентация, магнитная доска, фигурки Мальвины, Буратино, карточки со словами, учебники, тетради по письму и развитию речи, сигнальные карточки; карточки с заданиями для индивидуальной работы с учениками; карточки – опорные схемы; Букварь  для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина (для обучающихся по индивидуальной программе).  

Ход урока

  1. Орг. Момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Чтоб грамотными быть,

Много надо нам учить.

       Придумано кем-то просто и мудро.

 При встрече здороваться: Доброе утро!

 Доброе утро солнцу и птицам,

 Доброе утро улыбчивым лицам!

 И каждый становится добрым, доверчивым,

 Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!    Доброе утро, мальчики!

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

II. Актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках.

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. 
(Растаял снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее, распускаются на деревьях почки, появляются первые листочки, цветы.)

- Ребята, к нам на урок пришли сказочные герои Буратино и Мальвина. Что вы о них знаете? Что ещё можете сказать о Мальвине? (Добрая, чуткая, внимательная девочка, помогает своим товарищам в учёбе и очень хочет, чтобы Буратино был грамотным.)

-Но почему расстроена Мальвина?

Игра «Подвижные слова»

- Буратино «рассыпал» слова и не может прочитать предложение.

- Прочитайте эти слова, ребята. Поможем Буратино собрать из слов предложение. (слайд 2)

на серёжки распустились берёзе

(Дети берут по одной карточке и выстраиваются так, чтобы из слов, написанных на карточках, получилось предложение.)

- Составим схему нашего предложения. Сколько слов в нашем предложении? Какое слово самое маленькое?

- А вот ещё одно слово нашлось.

жёлтый

- Найдите ему место в предложении. Прочитайте, что получилось. (На берёзе распустились жёлтый серёжки.)

- Правильно мы составили предложение? Почему?

(В предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)

- О чем нужно помнить при составлении предложений? (Слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? 

- Кто составит предложение правильно? (На берёзе распустились жёлтые серёжки.) 

- Посмотрите, как Буратино записал предложение. Правильно? (слайд 4)

- Поможем Мальвине. Исправим ошибки.

на бирёзе распустились жолтые серёжки.

- Сколько нашли ошибок?

- На какие правила допущены ошибки? (слайд 5)

III. Сообщение темы и целей урока 

– Какая тема урока у нас будет сегодня? Над чем мы будем работать? Кто догадался? (Ответы детей.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.

- Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания о предложении. Будем стараться правильно составлять и записывать предложения, правильно связывать слова в предложении.

- Для чего мы будем это делать? (Для того чтобы наша речь была правильной и красивой, чтобы писать грамотно.)

- Прочитайте девиз нашего урока.

Слова предложению служат

И смысл передать помогают.                                                                                                              Слова в предложении дружат

И строгий порядок в нём знают.

IV. Минутка чистописания. (Слайд 6)

1. Пальчиковая гимнастика.

“Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

“Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола

2. Написание букв й Й

- Сейчас вы будете красиво писать в тетрадях.

 Скажите, чем вы представляете ручку?

(-Легкой волшебной палочкой, помогающей красиво писать

 - Порхающей бабочкой над тетрадкой.

 - Легким ветерком.)

(Учитель напоминает гигиенические правила при письме, а учащиеся их выполняют. К магнитной доске прикрепляется таблица с образцом написания).

- Правильно взяли ручки и красиво пишем в тетради. (Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания.)

V.Работа по теме урока

  1. Словарная работа.  

Берёза, жёлтый, чёрный.

- На что нужно обратить внимание при написании этих слов?

- Запишите самостоятельно и выделите орфограммы. 

Индивидуальная работа (для обучающихся по индивидуальной программе).

Составление и запись слогов с буквой «й».

  1. Запись предложения. Выделение орфограмм.

-Запишем предложение, которое составил Буратино. Как его будем записывать?

– А теперь будьте внимательны! Какие знакомые орфограммы, или опасные места, вы заметили? Какое правило знаем?

- У доски работает Соня.

Индивидуальная работа (для обучающихся по индивидуальной программе). Составление и запись слов с буквой «й» (Букварь  для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина Стр. 96)

- Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь можно немного отдохнуть.

Физминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем – крылья сложили назад.

3. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.

- Приготовьте карандаши, линейки. Можно использовать карточки – опорные схемы. Приложение 1.

- О чём говорится в предложении? Как подчеркнём это слово. Найдите слово, которое обозначает действие предмета. …. Признак предмета.

- Начертите схему предложения.

4. Работа по учебнику. Установление связи слов в предложениях.

С. 200 упр 9. (слайд 7)

- Прочитайте задание.

- Прочитайте 1-е предложение.

- Правильно составлено предложение? Почему?

(В предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)

- Исправьте предложение.

- Прочитайте 2-е предложение…

- Прочитаем ещё раз весь рассказ.

- Самостоятельно запишите 3 предложения. 

- Проверим. (слайды 8, 9)

Индивидуальная работа (для обучающихся по индивидуальной программе). Списывание односложных слов.

Карточка.

http://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza5/48599907807.files/image345.png

5. Индивидуальная работа по карточкам. (для сильных учащихся)

Приложение 2.

VI.   Домашнее задание. (слайд 10)

С. 200 упр. 7

- Прочитайте задание. Найдите предложение.

- Карандашом отметьте предложение.

Индивидуальное задание (для обучающихся по индивидуальной программе). Букварь Стр. 97 (списать слова)

VII. Итог урока

- Какова была тема нашего урока?

- Чему учились на уроке?

- Какие правила мы повторили?

- Что нового узнали?

Рефлексия:

- Кому понравился урок?

- Кому скажем спасибо?

- Какие задания понравились?

- Какие вызвали затруднения?

- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофорика».

Приложение 1.

http://3.bp.blogspot.com/-eVEtZOxeNFc/Tas9YDkUrzI/AAAAAAAAA6I/HtXM5Jn7y8I/s1600/33.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-eVEtZOxeNFc/Tas9YDkUrzI/AAAAAAAAA6I/HtXM5Jn7y8I/s1600/33.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-eVEtZOxeNFc/Tas9YDkUrzI/AAAAAAAAA6I/HtXM5Jn7y8I/s1600/33.jpg

Приложение 2.

Image-18 (612x700, 200Kb)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Конспект урока письма в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой

рекомендован для учителей начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...

Конспект урока по живому миру для 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ «Дикие животные: белка"

В данной работе представлен развернутый конспект открытого урока по развитию речи в 3 классе для детей с ОВЗ...

Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Употребление простого предложения".

Тема:Употребление простого предложения.Задачи:1.Повторить пройденный материал о предложении,2.формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль;3.развивать слухо...