«SCRETCH»: ИЗГОТОВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
учебно-методический материал по информатике (4 класс) по теме

Анохина Юлия Леонидовна

. Известно, что решение тестовых задач представляет собой большие трудности для учащихся.  Особенно тяжело решать нестандартную задачу. Логические задачи решаются чаще всего с помощью чертежей и рисунков, что способствует развитию логического мышления и математических способностей учащихся, воспитывает у них настойчивость и упорство на пути преодоления трудностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scretch.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

«SCRETCH»: ИЗГОТОВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАх

Анохина Юлия Леонидовна (2 место)

Республика Саха (Якутия)

Нейропедагоги утверждают, что когда ребенку интересно, то в лимбическом отделе мозга выделяется гормон радости и удовольствия -  допамин. Если этот гормон стимулировать интересным обучением, то организм привыкает получать удовольствие от обучения,  и оно проходит более стабильно  и легко. Для успешного усвоения материала ребенку необходим очень яркий, запоминающийся образ. Такой образ  – графическое изображение. Известно, что решение тестовых задач представляет собой большие трудности для учащихся.  Особенно тяжело решать нестандартную задачу. Логические задачи решаются чаще всего с помощью чертежей и рисунков, что способствует развитию логического мышления и математических способностей учащихся, воспитывает у них настойчивость и упорство на пути преодоления трудностей. Важно обучать учеников тому, как отыскивать различные варианты решения. Большую роль здесь  играют наглядные иллюстрации способов решения. Почему? Как известно, в любой задаче существуют связи  и  зависимости между величинами, и решение задач является средством изучения и познания этих связей и зависимостей. И  решая наглядно такие задачи, ребята видят все существенные связи и зависимости  и могут откинуть несущественные, что поможет им правильно решить  задачу. Эффективным методом  поиска различных способов решения задачи является графическая иллюстрация ее условия. Наибольшего эффекта  можно достигнуть, применяя мультимедийные  средства обучения.                                                                                                                                

МУЛЬТИМЕДИА – интерактивные системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Важнейшим моментом здесь является то, что при работе с такой программой  восприятие идет не только через зрение, но и слух (голос диктора, музыкальное или шумовое оформление), что позволяет создать высокий эмоциональный фон, который  повышает эффективность усвоения учебного материала. Наиболее уместна программа  SCRETCH, которая  на основе зрительного восприятия и интереса поможет проиллюстрировать основные виды  логических задач.

SCRETCH – новая среда программирования, которая позволяет создавать собственные анимированные интерактивные истории, игры, комиксы и модели. Скретч незаслуженно медленно распространяется по стране. Младшие школьники  любят Скретч за широкие возможности программирования, а учителя - за большую наглядность и неограниченные возможности  в обучении. Языком  Скретч  можно начинать пользоваться с нуля, не обладая никакими предварительными знаниями о программировании.  В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами.  Чтобы получить какой-то результат, надо подготовить последовательность команд, которая  называется программой. Нужно указать, какой объект будет выполнять программу, и дать команду начинать выполнение программы.  Принцип создания программы в среде Scratch напоминает конструирование из кубиков Лего, при этом на кубиках написаны команды для составления программы.  Все кубики-команды разделены на группы и помещаются в ящики различного цвета.  Например,  желтый ящик – КОНТРОЛЬ, контролирующие операторы, лиловый  ящик – ВНЕШНОСТЬ, изменение внешнего вида. Из них составляют СКРИПТЫ – управляющие программы. Объекты программы – визуальные исполнители программ, обычно их несколько. Они называются СПРАЙТАМИ и нумеруются. Спрайты  бывают активные (они появляются и исчезают) и  неактивные – изображения (фон). Выбирается  фон в окне  СВОЙСТВА объектов. Редактируются (меняется цвет) и рисуется в графическом редакторе, где пользуются необходимыми инструментами и цветовой палитрой.  Чтобы на рисунках не было заметно дрожание мыши,  работают  с помощью графического планшета. Готовые рисунки берутся  в библиотеке КОСТЮМЫ. Если нужно, то их увеличивают, уменьшают, переворачивают. Есть встроенная программа аудиозаписи, с её помощью идет озвучивание. Работа  в среде SCRETCH – это файл, где хранится вся информация о выполняемой программе, включая  активные спрайты, фоновые изображения и звуки. По окончании работы делается краткое описание файла в специальной строке, пишется название работы, имя автора проекта и сохраняется.  

           Традиционно мои ученики помогают мне  создавать  различные дидактические и учебные  материалы: памятки, схемы-опоры, таблицы, различные презентации,  «копилку заданий» в помощь учителю. В прошлом учебном году мы с классом решили  создать пособие  для  обучения различным  видам  логических задач  при подготовке к различным олимпиадам: «Кенгуру», «Зимние Интеллектуальные Игры», «Инфознайка», «КИТ – Компьютеры, Информатика, Технологии», «Леонардо».  А заодно и помочь своим друзьям в обучении решению сложных задач, чтобы им было интересно, задачи решались легко, быстро и более качественно.  Для этого мы выбрали SCRATCH. Так как возможности СКРЕТЧА не ограничены, то с её помощью можно создавать  принципиально новые, доступные, наглядные и интересные пособия.  Перед учениками  была  поставлена   задача: создать проектный продукт в виде мультимедийного приложения  к урокам                                                                                                                                                                                                                                                       математики - проиллюстрировать 7 видов логических задач; выполнить интерактивное пособие «Признаки делимости на 9», «Умножение на 9».                                                                                                                                                                                                                                                            

Свою работу мы  начали с анализа и классификации способов  решения логических задач. Установили, что логические задачи решаются тремя способами (с помощью таблиц, графов, кругов Эйлера). К этим основным способам были добавлены  еще четыре:  линейка, столбы, весы-качели и задачи,  решаемые с конца.  Нами были проиллюстрированы все семь  видов задач. Был «оживлен» с помощью программы (управление на клавиатуре цифрами от 1 до 9)  дидактический рисунок в Paint «Водоём», который позволяет  легко запомнить таблицу умножения на 9. Теперь по воде можно «плавать» и одновременно решать примеры на умножение на 9.  Дидактический рисунок-игра «Помоги зайцу», где по камушкам нужно пробраться  к капусте. Выбирать камни нужно только с числами, которые делятся на девять (управляется клавишами PgUp, PgDn, End, Home). В Скретче эта игра еще интереснее, т.к. добавились спецэффекты и звук, а заяц передвигается по камушкам с помощью клавиш на клавиатуре. Попутно ребята сделали очень интересный маленький мультфильм из математического анекдота.  

Математика спросили: «Есть ли у слона крылья?» «Есть, – ответил ученый, - но они равны нулю». Были взяты фото ученика, Альберта Эйнштейна и слона, который  машет крыльями и летает. При ответе ученого у слона отваливаются крылья,  он  падает в водоём и с бульканьем тонет. А ученый показывает язык – знаменитое фото Эйнштейна.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 Проект  «Скретч в решении логических задач»  мой ученик представлял в январе 2013г.  на  V Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее. Юниор» в г.Якутск, где получил диплом 1 степени. Мои ученики являются победителями различных конкурсов, игр  и олимпиад разных уровней:  районных, межрегиональных и российских. Есть победитель в международной математической олимпиаде «Сократ» (Израиль) в 2012г.

 Такое мультимедийное  пособие   просто необходимо  и учителю,  и ученикам. Его  можно использовать на уроках, при подготовке к олимпиадам,  математическим играм и конкурсам. «Своенравная и непокорная логика отныне укрощена и обуздана». Чарльз Доджсон (Льюис Кэррол) - английский математик и писатель.  Все  виды логических                                                                                                                  задач решаются с помощью программы «Scratch» легко, интересно, наглядно, доступно и более качественно. Кроме этого, ученики осваивают множество навыков  ХХI  века: творческое мышление, предметное обобщение, системный анализ, беглое использование технологий, эффективное  взаимодействие, проектирование, постоянное обучение. Самое же ценное то, что ученики видят практическое  применение и значимость своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье даны описания приемов, способы и правила создания проблемных ситуаций....

Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах

Здесь вы можете найти примеры разных дидактических игр для разнообразия работы на уроках маематики....

Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах

Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах...

«Использование логических задач на уроках математики в начальных классах»

Сегодня современный урок математики не проходит без заданий и задач на развитие логического мышления. Актуальность данной темы заключается в том, что из-за отсутствия системы работы над такими задачам...

Отчет по теме самообразования "Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальных классах"

В своем отчете я раскрыла приемы и методы создания проблемных ситуаций, которые использую в своей работе....

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Любые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность обучающихся. К таким можно отнести игровые технологии. Задача учителя – сделать процесс обучения занимательным, интересным....