Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
статья по информатике (1 класс) по теме

Из опыта работы. Применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_microsoft_word.docx51.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

                    Смирнова Елена Владимировна

                  учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 31»

  1. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема качественного образования  младшего школьника является актуальной, поскольку  играет большую роль в развитии личности ребенка.

                     Залогом качественного образования  являются:  естественное стремление школьников к познанию;  положительное отношение к учебе; активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; проявление воли в процессе овладения знаниями.

            Младшему школьнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Имею возможность:

1). Создавать и использовать информацию (запись и обработка изображений и  

     звука, ведение урока или внеклассного мероприятия с ауди-, видео-сопровожде

    нием, графическим сопровождением, общением в сети Интернет).

 2). Получать информацию различными способами ( в том числе поиск информа

     ции в сети Интернет).

                  Осуществляю в электронной форме следующие виды деятельности:

1). Планирование образовательного процесса, фиксирование его реализации;

2). Размещение и сохранение материалов образовательного процесса (презента

     ции, контрольные и самостоятельные работы, листы достижений, анализ

     психологической деятельности, мониторинговые результаты и т.д.)

3). Взаимодействие между участниками образовательного процесса через сайт

     школы, электронный журнал, дистанционное обучение (создана группа 1 «А»

     класса «В контакте».

Предпочитаю применять апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки РФ.

          Создаю собственные презентации в соответствии с требованиями. Пользуюсь готовыми презентациями: математика – презентации ко всем урокам – сайт http://avtatuzova.ru, информатика – сайт «Современный учительский портал»,  физминутки http://oimozlat.edusite.ru/images/193bdcf8e9dekopiya.jpg и т.д.

            С целью активации познавательного интереса учащихся использую в процессе обучения и воспитания информационно-коммуникационную технологию обучения.

  • На этапе подготовки к учебному занятию применяю компьютер как источник информации. Использование Интернет каталогов и поисковых систем, образовательных сайтов и порталов (коллекция ЦОР Российского образовательного портала), электронных энциклопедий.
  • Разрабатываю демонстрационные материалы в виде презентационных слайдов в

Power Point  к урокам, классным часам, внеурочным мероприятиям для создания

условий для высокого уровня преподавания; в качестве источника, вызывающего

углубленный интерес к теме;

Этапы урока

ЦОР

Введение нового

материала

Презентация Power Point

Повторение,

закрепление.

Систематизация

учебного материала

Презентация Power Point

«Академия младшего школьника»

 «Дидактический материал. Начальная школа. Математика».

(База дифференцированных, разно уровневых заданий)

Серия ВВС (видеофильмы по истории и окружающему миру)

Серия образовательных видеофильмов «Русский музей детям»

Контроль

«Дидактический материал. Начальная школа. Математика.

Русский язык. (многовариантные проверочные работы)

              Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

            Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. При этом значительно возрастает интерес детей к знаниям.

             Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка .          Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

             Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

           Использование мультимедийных презентаций на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников .

           Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

            Известно, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новые информационные технологии на любом уроке. Использование мультимедийных презентаций может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

            Грамотное использование компьютера решает проблему дефицита подвижной наглядности с помощью программы Power Point.

             Таким образом, применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению.

  1.  Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую я ставлю. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
  • При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  • При закреплении новой темы
  • Для проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
  • Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
  • При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
  • При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану

.                            

           Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для ученика так и для учителя. И в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а следовательно, и на методы обучения . Появляются возможности использования методического приема: «Делай как я» – речь идет о совместной деятельности учителя и ученика.

Или вариант:  презентация не доводится до конца, а предлагается ученику самому иллюстрировать текст.

          Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала, например, подведение итогов в каждой презентации предваряется определенным звуком или мелодией, настраивающими обучаемого на определенный вид работы.

              Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения пришли информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью деятельность учителя и учащихся  носит исследовательский, эвристический характер.

  1. В 4 «А» классе я проводила диагностику: «Оценка уровня познавательной

активности обучающихся при применении мультимедийных элементов на уроках», основанную на опроснике Ч.Д.Спилбергера, дополненила её новыми вопросами.

               Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.

                                       Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов

                                       Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла

                                       Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла

           Уровень познавательной активности на уроке без применения мультимедийных элементов:

                                                   

            Уровень познавательной активности на уроке с применением мультимедийных элементов:

                                       

              Таким образом, использование мультимедийных презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей Power Point.  

                  Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».

               Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь  шансы стать любимым детьми.

                                                                    Заключение.

                         В процессе  изучения вопроса по развитию познавательной активности средствами мультимедийных презентаций были сделаны следующие выводы:

  • мультимедийные презентация – обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей рассказать младшим школьникам об окружающем мире. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов;
  • познавательная активность – это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
  • применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению.
  • на уроках  реализуются такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер.

 

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...

Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...

«Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс ИКТ (информационных коммуникационных технологий»

laquo;Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс ИКТ (информационных коммуникационных технологий»...