Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность
статья по теме

Кладько Наталья Сергеевна

 Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию познавательных способностей на кружке "Умники и Умницы",показать,как я работаю с одаренными детьми и детьми,имеющими трудности в обучении.

jm

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_okruzhnaya_konf.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Развитие познавательных способностей младших школьников

           через внеурочную деятельность.

              (Из опыта работы)

           Ориентация современной школы на гумманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности ,необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания ,умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти,  внимания, пространственного воображения и ряда  других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

       Значимость специальных занятий  в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена прежде всего тем  обстоятельством, что только репродуктивная деятельность без активации творческих способностей не обеспечивает высокого уровня общего развития обучающихся.Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление  базовых навыков, которые имеют единственное решение и ,как правило. единственный  заранее предполагаемый путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребёнка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателем зависят , главным образом ,от прилежания и старательности и не учитывают проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной  и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся.развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её(для последних рамки стандартной программы просто тесны),так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

       Занятия ,специально направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психико- физиологические  особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этом возрасте, характеризующемся повышенной  сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на  интеллектуальную и личностную сферы ребёнка.

Три года назад, набирая новых первоклашек. я решила организовать кружок «Умники и умницы»,чтобы была возможность систематичеки и целенаправленно развивать познавательные способности своих учеников. Занятия провожу два  раза в неделю по 45 минут для детей, смотивированных на обучение и  два раза  в неделю по 45 минут для детей ,отстающих в обучении

   Занятия кружка проводятся 4 раза в неделю по 1 учебному часу, но каждый ребенок класса посещает кружок только  два раза в неделю, так как класс поделен по результатам тестирования на две группы. В одной группе занимаются дети, смотивированные на обучение. а в другой, дети, имеющие различные  проблемы в обучении. Один час  в каждой группе мы работаем по тетрадям О.Холодовой  «Юным умникам и умницам», а второй недельный час в  одной группе  используется для подготовки к олимпиадам и интеллектуальным марафонам, а во второй группе с детьми проводятся коррекционно-развивающие  занятия.

   Каковы же особенности занятий по РПС и в  чём их отличие от школьных уроков? Прежде всего занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку  предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младших школьников.

   На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребёнок сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

       Для проведения занятий по РПС предлагается учебный комплект, состоящий из двух тетрадей на печатной основе на каждое полугодие ,методического пособия для учителя, в котором предлагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетради и программы курса.

       Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решить три аспекта учебной цели: познавательной, развивающей и воспитывающей.

 Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе ,умение контролировать свою работу.

Развивающий аспект: развитие речи при работе над словом, словосочетанием ,предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят(глазомера, мелких мышц кистей и рук)

Развитие двигательной сферы.

  Воспитывающий аспект: воспитание системы межличностных отношений(формирование « Я –концепция»)

             Модель занятия

  1. Мозговая гимнастика(2мин.)
  2. Разминка(3-5 мин.)
  3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания,

          воображения, мышления.(10 мин.)

  1. Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения(2 мин)
  2. Логическо - поисковые задания(10 мин)
  3. Весёлая переменка (3 мин.)
  4. Нестандартные задачи(10-15 мин)
  5. Оценивание своей работы

Мозговая гимнастика(2мин.)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежавших в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка(3-5 мин.)Основной задачей данного этапа является создание у ребят положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие ,способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.(10-15 мин.)

Задания, используемые на этом этапе не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответственную динамическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения(2 мин)

Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.

Логическо -поисковые задания(10 мин)

На первом этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности ,строить простейшие предложения, проверять их, делать выводы, «добывать новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения  предложенного задания.

    На всех  этапах логическо -поисковые  задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка и музыки. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительной ситуации.

Весёлая переменка (3 мин.)

Динамическая пауза  в составе занятий развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

Графические диктант, штриховка в 1 классе(10 мин)

    В.А.Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарования детей- на кончиках пальцев»От них образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

    Графические диктанты- отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, «вышивают фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти ребёнка.

  При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитываются трудолюбие, усидчивость.

    Графические диктанты -это и способ развития речи, так как ребята попутно отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, потешки,  песенки, т.е.овладевают выразительными свойствами языка.

    Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируется внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

  Нестандартные задачи 2-4 классы (10-15 мин)

Решение таких задач формирует познавательную активность,мыслительную деятельность и исследовательские умения,привычку вдумываться в слово.Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости,оригинальности и широты мышления., т.е. Развитию творческих способностей детей.

Оценивание результата своей деятельности.

Детям предлагается оценить свою работу и раскрасить треугольный флажок внизу страницы соответствующим цветом.

   Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям.выявляя особенно одарённых учеников.Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности,особенности,таланты.

  Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы,способствующих повышению интереса школьников к знаниям,развитию их способностей,являются олимпиады.

     В большой советской энциклопедии читаем «Олимпиада-соревновани   учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-нибудь области знаний. Первая олимпиада школьников- математическая состоялась в 1934 г. В Ленинграде.с60-х годов проводятся городские,республиканские олимпиады учащихся 5-10-х классов по различным предметам школьной программы.

    В последнее десятилетие такие олимпиады проводятся и в начальной школе,занимая важное место в развитии детей.Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка.Пусть они даже не большие и как будто незначительные,но в них-ростки будущего интереса к науке.Реализованные возможности развивают ребёнка,стимулируют интерес к различным наукам.Олимпиады позволяют ученику познать себя,дают возможность утвердиться в собственных глазах и среди окружающих.В целом они служат развитию творческой инициативы  ребенка, поэтому один час в неделю на кружке «Умники и умницы» я отвожу работе с наиболее способными учениками класса.На этом занятии  ребятам предлагаются оригинальные и познавательные задания из школьных олимпиад по различным предметам.

           Учебная деятельность детей с трудностями в обучении отличается ослабленностью  регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию, необдуманность .импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности. малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

     Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечается выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости  выполнения длинного ряда операций.

    Мыслительная деятельность  таких детей  характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью ,склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью. Недостаточная сформированность основных мыслительных  операций, проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания  дети опускают детали ,затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, в обобщении.

    Дети, отстающие в обучении. испытывают затруднения в планировании предстоящих действий ,в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают её в целом и руководствуются при выполнении задания каким –либо одним из требований. Словесные отчёты детей о произведённых действиях недостаточно точны. Ребёнку иногда бывает легче выполнять действие по инструкции. чем рассказываь о проделанном . Существенное запаздывание развития внутренней речи затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.

    Всё вышеперечисленное ,несомненно является причиной тех трудностей. которые испытывают отстающие в обучении дети.

      У меня составлена система занятий, направленная на формирование интеллектуальной деятельности и её осознанной саморегуляции у детей с ЗПР. Работу с отстающими детьми планирую. опираясь на рекомендации школьного психолога . а также использую методическое пособие Н.В.Бабкиной «Интеллектуальное развитие младших школьников  с задержкой психического развития».Издательство «Школьная пресса .2006» и  Ануфриева А.Ф, Костроминой С.Н. «Как определить трудности в обучении детей»

 

Совместно с психологом выявляем причину трудности учащихся и  я провожу коррекционно-развивающее занятия ,используя соответствующие задания на развитие

  1. Внимания
  2. Памяти
  3. Логического мышления
  4. Пространственной ориентировки
  5. Графических навыков
  6. Аккуратности
  7. Межличностных отношений

          Задания, направленные на развитие познавательных способностей у нас даются в печатных тетрадях. но у меня есть подборка упражнений. которые я использую помимо тетради в групповой и индивидуальной работе. Например:

Задания ,направленные на развитие внимания

  1. № 29 Графический диктант
  2. № 60 «Мозайка»
  3. №31 «Муха»
  4. №35«Зашифрованный рисунок»
  5. №44Лабиринты
  6. №32«Корректурная проба»
  7. №38«Снежный ком»
  8. №46«Поиск ошибок в тексте»
  9. №37Логические задачи
  10. №48«И мы…»
  11. И т.д.

  Задания классифицированы по основным целям воздействия.

Такая классификация  является, разумеется условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие. мышление. память и т. д ) существуют не в чистом виде.а представляют собой целую систему, и развиваются ,соответственно в комплексе, так упражнение    № 32 Корректурная проба развивает

  1. Внимание
  2. Самоконтроль
  3. Память
  4. Аккуратность

     В результате занятий в кружке «Умники и умницы» дети достигли значительных успехов в своём развитии. Они многому научились и эти умения применяют в учебной работе., что приводит к успехам. А это означает. что возникает интерес к учёбе. Дополнительные сведения из различных областей жизни .даваемые учителем, существенно расширяют знания детей о мире, способствуют нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.