Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность
статья (4 класс) на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

Внеурочная деятельность в начальных классах и еще один путь  развития познавательных способностей школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        Развитие

                                    познавательных способностей младших школьников

                                                через внеурочную деятельность

 Если «сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным …,

 «все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда,

когда человеку хочется учиться,

когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, -

он чувствует радость и обретает человеческую гордость»

                                                                                            (К. Д. Ушинский,   В. А. Сухомлинский)

          Несколько лет назад  начальной школе пришлось столкнуться с проблемой перехода на стандарты второго поколения.

          Отличительной особенностью их является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность». По ФГОСу  следует понимать, что наша внеурочная  образовательная деятельность должна отличаться  от классно-урочной и должна быть направлена на достижение планируемых результатов как метапредметных,  так и личностных, причем, удельный вес результатов последних  гораздо выше, так как ученик выбирает деятельность,  исходя из своих интересов и  мотивов.

        Проблема формирования познавательного интереса всегда была и остаётся одной из актуальных проблем в современном образовании. От поиска её решения зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, ведь  познавательный интерес является и важнейшим  мотивом познавательной деятельности школьника. Кроме того, познавательный интерес играет важную роль в становлении личности, а при определённых условиях становится чертой личности и проявляет себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.      Актуальность данного направления учебной деятельности обусловлена повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать.

             Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации (а в моем случае и разнообразные виды внеурочной деятельности) значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

              Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Мы с интересом увлекаемся проектами, истоками, занимательной грамматикой, оч. умелыми ручками, танцами, изучением здорового образа жизни и, может это громко сказано,  мои дети становятся умниками и умницами. По крайней мере,  виден маршрут развития каждого ребенка в классе. На таких занятиях по интересам  имеет  иной способ существования – безоценочный. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок  может не бояться неудач.

         Многие педагоги и психологи высказывают мнение о том, что начальная школа является «зоной повышенного риска», так как именно на этапе начального обучения учитель старается направить все внимание на усвоение знаний, умений и навыков -  происходит блокирование развития способностей у многих детей. Нам важно не упустить этот момент и найти эффективные пути развития способностей детей, использовать  активные методы обучения, которые ставят ученика в новую позицию. Он перестаёт быть «пассивным сосудом», наполненным (или не наполненным) знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, этому способствуют – внеурочные  занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта, который обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства,  способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию,  способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно - следственные связи в окружающем мире, характеризуется также вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно - образным, словесно - логическим и речью.

                 Я решила организовать внеурочную деятельность по программе  «Умники и умницы», чтобы была возможность систематически и целенаправленно развивать данные мыслительные операции своих учеников. Система представленных на занятиях  заданий позволяет достичь все учебные задачи: познавательные, развивающие  и воспитывающие. Материал располагается системно, используется принцип «спирали»:  через каждые 7 занятий задания повторяются, материал идет «от простого - к сложному», наращивается  темп выполнения заданий и замечательная смена разных видов деятельности.

             Используются соответствующие задания на развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, графических навыков, аккуратности и, конечно, межличностных отношений.

В результате занятий  дети способны достичь значительных успехов в своём развитии. Они многому могут научиться и эти умения применять в учебной работе, что и приводит к успехам, в классе об этом говорит и темп и объем выполняемых работ, и умение включаться в работу, и понимание поставленной задачи.

            Важным в работе по организации внеурочной деятельности считаю привлечение детей в кружки, секции, объединения дополнительного образования. Необходимо помочь детям и их родителям в выявлении индивидуальных способностей, склонностей к тому или иному направлению деятельности: занятия в музыкальной и художественной школах, 4 года занятий танцами, футболом, баскетболом. Здесь ребята проявляют свою любознательность, активность, учатся общению со сверстниками и взрослыми. Кроме того, ребята активно участвуют в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах разного уровня, занимают призовые места.

В основе  модуля внеурочной деятельности, реализующей общеинтеллектуальное напрвление, основе лежит программа Ольги Анатольевны  Холодовой «Юным умникам и умницам, развитие познавательных способностей».   Каковы же особенности занятий по РПС и в чем их отлития от школьных  уроков? Прежде всего, занятия по РПС отличаются тем, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и   заинтересовывает младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные  умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.  Ребенка можно вначале   заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсеМ. Пусть ребенок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее. «Сильные» дети могут работать с заданиями, предложенными в рабочих тетрадях, индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция, а взрослый контролирует, правильно ли ребенок его выполнил. Более «слабые» дети работают коллективно, под руководством взрослого. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ученик на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Помню, насколько все это было интересно в 1 классе - собственная оценка – раскрашенный флажок в конце урока. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

                В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем

развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-тo он закрепляется.

            Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный  актив, то есть в зону актуального развития.

            Успех вызывает у ребенка прилив энергии, он стремится еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Успех, выпавший на долю ученика, производит  большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу. Если дети работают с увлечением и удовольствием, если идут домой довольные проведённым учебным днём и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из результатов, показателей и успешности учительского труда.

            У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство учебной деятельностью.

(Прочесть слова К. Д. Ушинского и  В. А. Сухомлинского)

«Сделать серьёзное занятие

для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения

                                                                                                         К. Д Ушинский

 Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда,

 когда человеку хочется учиться,

 когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, -

 он чувствует радость и обретает человеческую гордость.»

                                                                                               В.А. Сухомлинский

         Все разнообразие занятий, которые привнесла внеурочка в школу, позволяет считать, что все они по – своему «работают» на развитие познавательных способностей наших детей. Я вкратце остановлюсь на этом.

Первые родительские собрания в 1 кл. были посвящены компьютерам, проектам, презентациям. Результатом этой сложной работы стало немало презентаций различного направления. Так на слайде  №7 показаны титульные листы презентаций, которые

1.        Несколько человек приготовили их на урок для  своего чтения наизусть с сопровождением

2.        Для конкурса чтецов стихотворений о Родине;

3.        Для обобщающего урока русского языка;

4.        Для путешествия во времени на математике;

5.        Для участия в Неделе математики  и в дальнейшем в работе школьной конференции

На слайде №…: Отчет по групповому проекту «Царство Мороза Ивановича» во 2 кл:

1группа готовила декорации – поделки из соленого теста,

2 группа – фотофильм,

3 группа – викторину,

4 группа – кроссворд,

5группа – видеофильм по пересказу сказки.

На слайде № 8:

1.        Отчет о посещении музея на весенних каникулах и проведена заочная экскурсия в классе;

2.        Наглядное пособие для родительского собрания (нас учила мама, она только закончила институт),

3, 4, 5 и 8 - Задания по внеурочке,

6.        Задание по окр. миру –Уразов Тимур готовится на школьную конференцию проектов  «Я познаю мир» в этом году

7.        Для участия в Неделе математики в этом году

Знакомы различные формы представления, так называемые продукты  проекта. Наряду с альбомами, презентациями, научились представлятьматериал в постеры, в газету.

На слайде № 9:

     1, 2. Для участия в конкурсе сказок по правилам дорожного движения

           «Три волшебных знака»

           «Сказка о ленивом светофоре»

3.        Для праздника «День матери»

    На  внеурочных занятиях «Занимательной грамматикой», на которых мы закрепляем и расширяем учебный материал в занимательной форме, развиваем связную устную и письменную речь;  использую для этого  свой накопленный материал,  материал из интернета, привлекаю уроки «Радионяни», понравившиеся песни ведущих потом распеваем  хором. Результатом этих занятий являются сочинения учащихся, которые я сначала проверяю, после переписывания  вывешиваю для прочтения в классе, а потом они хранятся в альбоме на полке. Ребята все время обращаются к ним в свободное время. Хочу прочесть одно - «Листопад».

         Участие в предметных Неделях, участие в конкурсе газет к 70-летию Победы ( мы были во 2 классе).  Переписывание на таких вот листочках солдатских писем произвело на ребят неизгладимое впечатление и запомнилось, уверена, на всю жизнь.

            В прошлом году заинтересовалась созданием видеороликов. Сначала сделали, а потом посмотрела у людей,  и в интернете не нашла таких. Везде ведущая роль отдана учителю, у меня – детям. Это полезнее. Теперь, как только возникает какой вопрос, мы знаем к  кому обращаться. Если «Как возникла Земля» - это к Тане, будущее Космоса – к Жене.

            На слайде № 10:

                          Обложки видеороликов, созданные по датам экологического календаря,  

             в которых  участвуют все до единого ученика в классе. Они были отправлены на    

             конкурс в мае прошлого учебного года, только результатов пока нет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Учитель нач. кл . Судской школы №2 КУЗНЕЦОВА Е . Н .

Слайд 2

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Слайд 3

Если «сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным …, то все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает , пишет, познает, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость .» К. Д Ушинский В.А. Сухомлинский

Слайд 4

Цель : развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий. Задачи: 1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности : анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы. 2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти , внимания, зрительного восприятия , воображения. 3. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; Продолжение следует…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все задания можно разбить на несколько направлений: *задания на развитие внимания; *задания на развитие памяти; *задания на совершенствование воображения; *задания на развитие логического мышления

Слайд 2

Внеурочная деятельность в 4 классе

Слайд 3

Презентации для урока Продолжение следует…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Продолжение следует…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Если дети работают с увлечением и удовольствием, если идут домой довольные проведённым учебным днём и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из результатов, показателей и успешности учительского труда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

С л о н и х а

Слайд 11

Продолжение следует…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

ПЛАН ЗАНЯТИЯ *Развитие пространственного воображения. Задания со спичками *Итог занятия



Предварительный просмотр:

МОУ «Судская школа №2»

Методическая разработка

занятия по внеурочной деятельности

4  класс

по теме :  Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Выполнила

 учитель начальных классов

 Кузнецова Екатерина Николаевна

                                                    2016 - 2017 учебный год

                                                  Пояснительная записка

                                   к занятию по внеурочной деятельности

                                                                  4  класс

                                 по теме :  Развитие концентрации внимания.

                                 Развитие мышления. Тренировка внимания.

Автор

Кузнецова Екатерина Николаевна,

учитель 4 кл.  МОУ «Судская школа №2»

Тип:        

Занятие по внеурочной деятельности

Характеристика класса:        

Общеобразовательный класс  со средним показателем качества обученности

Программа

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2010 г.

Количество часов: 34 часа в год, 1 час в неделю

Дидактическая задача занятия:

Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Цели:

 *Развивать психические познавательные процессы:  различные  виды  памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

 *Формировать  и развивать  коммуникативные  умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

Планируемые результаты

- описывать признаки предметов, событий , явлений и узнавать события  по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов, событий, явлений;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать логические выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-давать определения научным  понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Методы:        

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский

Формы работ        

Индивидуально-фронтальная, работа в парах, групповая

Виды  

деятельности

Игровая, познавательная

Ресурсы:

Компьютер, проектор, слайды презентации к занятию, презентация к физминутке, задания в тетрадях  на печатной основе О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам», жетоны, цветные карточки

        

                                                             Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент (2 слайд)

Мозговая гимнастика:

1.Качания головой

2.Ленивые восьмерки

3.Шапка для размышлений

4.Зоркие глазки

5.Стрельба глазами

Включаются   в учебную деятельность.        

- формирование

 установки на ЗОЖ,

 творческого отношения

 к труду

2. Актуализация опорных  знаний

Проведем разминку:

1. За чем во рту язык?

2. Живёт без тела,  говорит без языка; никто его не видит, а всякий слышит. Что это?

3. Когда мы видим два, а говорим четырнадцать?

4. Что проливают, когда чистят лук?

5. День, который был перед сегодняшним?

6. Как называются сухарики для супа?

7. Как называется тихий голос для подсказок на уроке?

8. Горит - тает, жильё освещает - что это?

9. Для отца - сын, а для деда?

10. Как называется площадка, где происходит цирковое представление?

-Молодцы! Вы справились!

За каждый правильный ответ – первому ответившему – жетон ---За зубами.

-Эхо.

- Когда смотрим на часы.

-Слезы.

-Вчера.

-Гренки.

-Шепот.

-Свеча.

-Внук.

-Арена.

- учебно-познавательный

 интерес к учебному

 материалу

и способам решения

 задач

- строить речевые

высказывания в устной

 форме

- выполнение работы

 в соответствии

 с заданным планом;

оценка – оценивание

 качества и уровня

 усвоения; коррекция

3. Постановка цели занятия

- Скажите, пожалуйста, а что мы сегодня будем делать на занятии?

-А через что мы будем повышать уровень своей деятельности?

-Продолжать занятия, решать различные задания, сравнивать, рассуждать и т.д. ?

-Через задания.

-постановка и

формулирование

проблемы, самостоя

тельное создание

 способов решения

 проблем творческого и

поискового

характера

алгоритмов дея-

тельности

4.Совершенствование воображения (игровая деятельность)

1.Запомни изображения

(работа в парах)

 и нарисуй их как можно точнее. (3, 4, 5,6 слайд),

2. Как известно, в старину пушки стреляли ядрами. Ядра обычно складывали в пирамиду - так, как показано на рисунке. Сколько ядр в каждой пирамиде?

3. Отгадай, какие слова спрятались на картине?  (7, 8 слайд)

4. Не отрывая карандаша

(самостоятельно)

 от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды, попробуй нарисовать эту фигуру. (9 сл.)

5. Сколько здесь пятиконечных звезд? Закрась каждую в свой цвет.

-Сколько здесь пятиконечных звезд?

(10,11 слайд)

Ответ: 5, 13, 25, 41.

Ответ: слониха, слон, нос, сон, сила, сало, хан, лоси,  оса.

Ответ: см. рисунок

-Четыре.

-учиться высказывать

своё предположение

 (версию) на основе

работы с заданиями

  рабочей тетради;

-добывать новые знания:

 находить ответы

 на вопросы,

 используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию,

 полученную от учителя;

-перерабатывать

полученную информацию: сравнивать

 и группировать

математические объекты,

 как числа, числовые

 выражения, равенства,

 неравенства, объёмные геометрические фигуры.

5.  ФИЗМИНУТКА

Презентация №2

6. Логически-поисковые задания

 1.Отгадай слово:

(Дети цепочкой читают задания, а остальные отвечают)

2.Разгадай ребусы.

(коллективная работа) Вставь отгаданные слова в текст, чтобы получился рассказ.

(12, 13 слайд)

1.улица

2. жизнь

3. солдат

4. портной

5. рябина

6. багаж

7. абрикос

8. варежки

9. велосипед

10. ведунья или ведьма

В начале учебного года ребята встретились опять в классе. Они рассказали, где были во время каникул.

Вера была у бабушки в деревне. Наташа - в летнем лагере. Вова отправился с туристами в горы, где встретил геологов. Надя и Витя отдыхали у моря. Сережа купил новый велосипед, и поэтому они вместе с Евой часто ездили за город.

- самостоятельное

создание способов

 решения проблем

 творческого и

 поискового характера;

-учиться высказывать

своё предположение

 (версию) на основе

 работы с заданиями

 рабочей тетради.

-поиск и выделение

 информации,

 источников

информации;

7. Задания со спичками

8. Сложи из 12 спичек данное мужское имя. Переложи две спички так, чтобы получилось другое мужское имя.

(14 слайд)

9. Переложи одну спичку так, чтобы вместо женского имени Соня получилось мужское имя.

10. Переложи одну спичку так, чтобы вместо женского имени Соня получилось мужское имя.

12 спичек - ЮЛЯ, ТОНЯ, САША, ПОЛЯ

13 спичек - ГЛЕБ, ОЛЕГ

14 спичек – СОНЯ, СЕНЯ

-моделирование

 (пространственно –

графическое, знаково – символическое);

- преобразование модели

 (выявление общих

 законов);

- выдвижение гипотез

и их обоснование

8. Подведение итогов. Рефлексия

1.  По жетонам - награждения

2.  15 (слайд) Работа по слайду «Рефлексия»:

-Ребята, что вы думаете о нашем занятии?

- А теперь покажите тот цвет, который соответствует вашему настроению на занятии.

• Мы молодцы.

• Мы старались, помогали друг другу. Выполнили все задания.

• Нам было интересно работать на занятии.

- определять и

 высказывать  общие

для всех людей правила

 поведения

при сотрудничестве

 (этические нормы);

- в предложенных

 педагогом ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех

простые правила

 поведения,  делать

выбор, при поддержке

 других участников

 группы и педагога,

 как поступить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Тема самообразования"Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через внеурочную деятельность."

В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников  на сегодняшний день ост...

Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти,  внимания, прос...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье исследуется вопрос об особенностях  организации внеурочной деятельности,  направленной на развитие познавательных способностей младших школьников....

Развитие познавательных способностей младших школьников через участие в дистанционных мероприятиях в условиях ФГОС.

Развитием познавательных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости....

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по организации и проведению внеурочных заня...