Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество»
календарно-тематическое планирование (информатика, 3 класс) на тему

Боброва Ольга Ивановна

Образовательная программа курса «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество», составленная на основе одноимённой программы Intel, реализуется в образовательных учреждениях Нижегородской области с 2006 года и может использоваться для организации внеурочной (социальной, проектной) деятельности учащихся начальных классов в течение одного-двух лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ikt.docx56.87 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности

«Путь к успеху. Технологии и местное сообщество»

(3 классы)

(социальное направление)

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа курса «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество», составленная на основе одноимённой программы Intel, реализуется в образовательных учреждениях Нижегородской области с 2006 года и может использоваться для организации внеурочной (социальной, проектной) деятельности учащихся начальных классов в течение одного-двух лет.

Модернизация российского государства, внедрение новых образовательных стандартов требуют, чтобы система образования содействовала формированию личности выпускника школы, готового к учебному сотрудничеству, способного осуществлять исследовательскую, проектную и информационную деятельность. Такие виды деятельности всегда  связаны с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, с риском выбора, преобразованием ситуации, складывающейся в окружающем его социуме, с персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогами, родителями.

Программа «Путь к успеху. Технологии  и местное сообщество» формирует у младшего школьника основы исследовательской и проектной деятельности. Связной темой курса является местное сообщество- место, где живёт ребёнок, люди, которые его окружают, мир, который формирует его личность. Программа обращает внимание ребёнка на то, что находится вокруг него, учит видеть проблемы и помогает в их решении. В этом заключается новизна и актуальность программы.

Цели курса:

  • Формирование ключевых компетентностей у учащихся посредством интеграции самостоятельной исследовательской деятельности, направленной на исследование актуальных проблем местного сообщества;
  • Включение младших школьников в посильное решение проблем школы, района, города или села на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Задачи курса:

  • Развитие у младших школьников познавательных потребностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности;
  • Формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе;
  • Развитие навыков командной работы, сотрудничества с учащимися и педагогом;
  • Формирование личностных и метапредметных универсальных действий через исследовательскую деятельность;
  • Формирование и повышение грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

В основе программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, переход к стратегии социального проектирования, ориентацию на результаты образования, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности учебного сотрудничества и позволяет выстроить индивидуальные образовательные траектории индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивая рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

В программе заложены образовательные технологии критического мышления, обучения в сотрудничестве, проектной деятельности и ИКТ.

Основы информационно- коммуникационных технологий.Под грамотностью в области технологий подразумевается умение использовать компьютерные технологии для общения, решения проблем, сбора, организации и распространения информации.Данный курс позволит учащимся получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными программами. У них появится возможность использовать компьютер не только для поиска информации в Интернете, но также для того, чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации.

Критическое мышление. Развитие критического мышления предполагает умение решать проблемы с использованием всевозможных путей. Например, работая над заданиями и проектом, учащиеся будут планировать, проверять, анализировать и обсуждать свою работу.

Сотрудничество. Воспитание культуры сотрудничества предполагает умение работать в команде, а именно совместную работу над решением поставленной задачи.

Данный курс способствует развитию различных видов сотрудничества. Учащиеся будут не только работать вдвоём с одним учебником, но и пользоваться одним компьютером, совместно выполняя задания и проекты. Это значит, что у каждого учащегося появится возможность действовать в паре с партнёром, который поможет ему учиться, решать поставленные задачи творить.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ

Ведущие идеи курса - критическое мышление, сотрудничество, метод проектов, ИКТ – грамотность - созвучны с требованиями, которые предъявляются обществом к современному образованию и заложены в ФГОС НОО.

Модульный принцип. Программа состоит из логически завершённых учебных элементов- модулей, содержащих детально разработанное методическое обеспечение, адресованное учителю и учащемуся; учебные материалы, необходимые для освоения модуля (включая задания для самоконтроля); процедуру контроля усвоения содержания обучения, включённого в модуль.

Принцип единства группового и индивидуального обучения. Предполагает оптимальное сочетание общения, взаимодействия и индивидуализации, обеспечивающих социализацию и развитие личности.

Принцип доступности и посильности обучения. Предполагает дифференцированный подбор учебного материала и построения учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появилось желание преодолеть трудности пережить радость успеха, достижения.

Принцип самостоятельности. Предусматривает специальные упражнения, открывающие возможность работы с каждой новой компьютерной технологией и помогающие ребёнку научиться самостоятельно знакомиться с нею и получать удовольствие от новых открытий.

Принцип целостности. Развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате реализации программы будут сформированы личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

Личностные результаты формируются по трём уровням.

  • Приобретение младшими школьниками социального знания и первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни: знаний о правилах поведения в обществе, основах разработки социальных проектов, правилах конструктивной групповой работы;
  • Получения опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • Получение опыта самостоятельного общественного поведения, общественного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в социальном пространстве, опыта добровольческой деятельности, самоорганизации.

Регулятивные действия:

  • Регулировать процесс выполнения исследования;  чётко выполнять требования познавательной задачи;
  • Самостоятельно формулировать познавательную цель;
  • Осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • Уметь планировать работу до её начала(планирующий самоконтроль)

Познавательные действия:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задачс использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Структурирование знаний;
  • Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • Умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • Умение устанавливать причинно- следственные связи;
  • Умение строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • Умение осуществлять доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия:

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и отборе информации.

Для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика (в том числе для самоорганизации собственной учебной деятельности – самоконтроля, самооценки, рефлексии и т.д.)

Портфель достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
  • Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

В образовательный процесс школы программа «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» может быть внедрена в программу внеурочной деятельности  (кружка) в объёме 85часов. Из расчета по 2.5 в неделю.

Продолжительность обучения – 1-2 года.

В рамках программы учащиеся получают начальные навыки владения такими программными продуктами, MicrosoftOffice и OpenOffice.

Учащиеся, работая в парах, используют компьютерные технологии и навыки критического мышления для выполнения множества заданий. На последних занятиях учащиеся, работая в малых группах по 3-5 человек, выполняют итоговые проекты, в которых они воплощают свои идеи и предлагают пути решения различных проблем местного сообщества на основе использования технологий.

На завершающем  занятии итоговые работы могут быть представлены приглашённым гостям, включая друзей, членов семей и лидеров местного сообщества.

Все задания и проекты, которые выбирают учащиеся, требуют планирования, создания, проверки и обсуждения идей и результатов с другими участниками.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

1. Программа рассчитана на детей, не имеющих или имеющих незначительный, первичный  опыт работы с персональным компьютером.

2. Обучение программным продуктам носит исключительно практический характер и строится на потребностях в конкретных знаниях, возникающих у ребенка при выполнении практических заданий. Дети впервые получают возможность использовать компьютер в качестве инструмента для выполнения самых разных работ.

3. Важнейшим аспектом программы является обучение навыкам самостоятельной работы учащихся, в том числе поиску необходимой для выполнения заданий информации в «Практическом руководстве».

4. Специальные этапы занятий направлены на то, чтобы ребенок не боялся исследовать возможности компьютера, совершать ошибки, делать выбор.

5. Обучение выполнению заданий основано на строгом алгоритме – планирование, работа над заданием, проверка, обсуждение. Причем работа над заданием также ведется по строго определенному алгоритму (шагам), сочетающему поиск нужной информации, работу с компьютером, выбор наиболее подходящих вариантов, творчество и дополнительные возможности.

6. В основе всех заданий и проектов лежит тема местного сообщества, иначе говоря, окружающего ребенка жизненного пространства – школы, двора, поселка, микрорайона.

7. Содержание итоговых проектов носит социальный характер. Дети учатся видеть и помогать решать проблемы местного сообщества. В процедуре  защиты проектов, как правило, принимают участие представители власти, депутаты, руководители школы.

8. Навыки работы с программными продуктами, полученные при выполнении практических заданий, легко переносятся на выполнение самых разнообразных работ на уроках по любому предмету.

9. Умение пользоваться справочным пособием Практическое руководство позволяет детям самостоятельно продолжать знакомство с ресурсами Microsoft(OpenOffice) и использовать их при выполнении работ более сложного уровня за рамками данной программы.

10. Строгий алгоритм работы над заданиями, продуманный и простой механизм поиска необходимой информации, методика обучения самостоятельной работе помогают учителю, еще не очень уверенно владеющему компьютерными технологиями, учиться вместе с детьми, осваивать продукты MicrosoftOffice(OpenOffice)  в том числе и для решения задач за рамками данной программы.

11. Программа построена таким образом, что дети выполняют законченные работы уже на первых занятиях, что очень важно, поскольку ждать отложенного результата обучения им, как известно, оченьтрудно

12. Программа позволяет при соблюдении технологии и алгоритма выполнения заданий свободно варьировать ее продолжительность в зависимости от условий и возможностей образовательного учреждения.

13. Ребенок учится самостоятельно оценивать свою работу. Строгие и четкие критерии оценки выполнения задания и проекта известны ученику еще до начала работы. Объективность критериев приводит к тому, что собственная оценка ученика практически никогда не расходится с оценкой учителя.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Занятие 1-2: Знакомство с курсом. Подготовка к работе

Введение.  Обзор Игровая форма знакомства.  Основы работы на компьютере

Поиск в Интернете Местное сообщество Правила поведения на занятиях Заключение

Занятие 3-4: Графика

Введение.  Обзор рисунков .Графический редактор (Paint/ColorPaint).Задания по рисованию: «Почтовая марка», « Фоновый рисунок рабочего стола»* Заключение

*В 34 –часовой программе почтовая марка и фоновый рисунок делается на выбор

Занятие 5-6: Графика

Введение. Обзор способов рисования в текстовом редакторе. Задания по рисованию: «Почтовая открытка».  Заключение

Занятие 7-8: Графика

Введение.  Обзор способов рисования  Задания по рисованию: «Знаки», «Карта»* Презентация Заключение

*В 34-часовой программе задания «Знаки» и  «Карта» делаются на выбор

Занятие 9-10: Работа с текстом

Введение.  Обзор  текстового редактора. Задания по работе в текстовом редакторе: «Объявление»,«Визитные карточки»*.  Презентация Заключение

*В 34-часовой программе задания «Объявление» и «Визитные карточки» делаются на выбор

Занятие 11-12 Работа с текстом

Введение. Задания по работе в  текстовом редакторе:«Справочник», «Календарь»*. Презентация Заключение

*В 34-часовой программе задания «Справочник» и  «Календарь» делаются на выбор

Занятие 13-14 Работа с текстом

Введение Задания по работе в  текстовом редакторе: «Статья», «Презентация» Оценивание Заключение  

Занятие 15-16: Таблицы

Введение  Обзор работы с таблицами  Задания по работе с таблицами: «Адресная книга», «Опрос»* Презентация  Заключение

*В 34-часовой программе задания «Адресная книга» и  «Опрос» делаются на выбор

Занятие 17-18: Таблицы

Введение Задания по работе с таблицами: «Транспорт», «Статистика»*  Презентация  Заключение

*В 34-часовой программе задания «Транспорт» и  «Статистика» делаются на выбор

Занятие 19-20: Таблицы

Введение Задания по работе с таблицами: «Бюджет» Презентация  Оценивание Заключение

Занятие 21-22: Мультимедиа

Введение Обзор работы с мультимедиа приложениями Задания по работе с мультимедиа приложениями:  «Реклама», « Шкала времени»*  Презентация Заключение

*В 34-часовой программе задания «Реклама» и « Шкала времени» делаются на выбор

Занятие 23-24: Мультимедиа

Введение Обзор работы с мультимедиа приложениями Задания по работе с мультимедиа приложениями: «Мой герой», « Программа новостей» Презентация Заключение

*В 34-часовой программе задания «Мой герой» и « Программа новостей»делаются на выбор

Занятие 25-26: Мультимедиа

Введение Задания по работе с мультимедиа приложениями: «Таланты».  Презентация  Оценивание работ Заключение

Занятие 27: Портфолио достижений (Повторение)

Введение Повторение – задание «Альбом на память».  Свободный выбор Презентация Заключение

Занятие 28: Проект.  Планирование

Введение  Планирование проекта  Презентация Заключение

Занятие 29-31: Создание проекта

Занятие 32: Проверка проекта

Занятие 33: Презентация

Занятие 34: Резерв

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

85

Дата запл.

Дата факт.

Знакомство с курсом

Основы работы на компьютере. Правила поведения в кабинете информатики.

2.5

Основные устройства компьютера.

2.5

Основные рабочие программы. Прикладные и служебные программы. Операционная система.

2.5

Включение выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

1.25

Поиск в Интернете

2.5

Графика

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов.

2.5

Введение. Paint. Работа над заданием

2.5

Основные операции при рисовании.

2.5

Анимация. Компьютерная анимация.

2.5

Основные способы создания компьютерной анимации.

2.5

Компьютерные игры. Виды компьютерных игр.

2.5

Презентация работ

1.25

Оценивание работ

1.25

Работа с текстом

Введение. Word. Работа над заданием (Объявление)

2.5

Работа над заданием (Визитные карточки)

2.5

Работа над заданием (Справочник)

2.5

Работа над заданием (Календарь)

2.5

Работа над заданием (Статья)

2.5

Презентация работ

1.25

Оценивание работ

1.25

Мультимедиа

Введение. PowerPoint. Работа над заданием (Реклама)

2.5

Работа над заданием (Шкала времени)

2.5

Работа над заданием (Образец для подражания)

2.5

Работа над заданием (Программа новостей)

2.5

Работа над заданием (Таланты)

2.5

Презентация работ

1.25

Оценивание работ

1.25

Электронные таблицы

Введение. Excel. Работа над заданием (Адресная книга)

2.5

Работа над заданием (Опрос)

2.5

Работа над заданием (Транспорт)

2.5

Работа над заданием (Статистика)

2.5

Работа над заданием (Бюджет)

2.5

Презентация работ

1.25

Оценивание работ

1.25

Портфолио достижений (Повторение)

Работа над заданием (Альбом на память)

2.5

Проект

Знакомство с темами проектов

2.5

Обсуждение плана работы над проектом

1.25

Планирование проекта

2.5

Работа над проектом

2.5

Проверка проекта

1.25

Защита проекта

1.25

Программное обеспечение:

  • WindowsXP (OCLinux)
  • Пакетпрограмм MS Office  (Open Office)

Приложения

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Учебный курс включает в себя:

 стандартные занятия, построенные по одному и тому же принципу. Освоив одно, учитель легко может справиться со всеми остальными;

 занятия «Введение в технологию», так же одинаковые по структуре;

 занятия «Альбом на память», в котором ученик собирает все свои лучшие работы за время обучения;

 работы над проектом.

Основным методом обучения является исследовательская деятельность, направленная на развитие познавательных интересов, творческих способностей ученика. Учащийся учится анализировать учебную программу, ищет пути исправления собственных ошибок и, как следствие, решает поставленную задачу.

Основным методом обучения является исследовательская деятельность, направленная на развитие познавательных интересов, на развитие творческих способностей ученика. Учащийся учится анализировать учебную проблему, ищет пути исправления собственных ошибок и, как следствие, решает поставленную задачу.

 СТРУКТУРА СТАНДАРТНОГО ЗАНЯТИЯ

На всех занятиях последовательность этапов одинаковая. Стандартное занятие может быть разделено на несколько уроков или учебных занятий в зависимости от конкретных условий образовательного учреждения, однако последовательность этапов должна сохраняться

Ниже приводится описание каждого этапа.

Введение

􀂃 Примерная продолжительность 5 минут

􀂃 Вместе с детьми вспомните, чем они занимались на прошлом уроке.

􀂃 Свяжите прошлое занятие с тем, чем собираетесь заниматься на этом уроке.

􀂃 Сделайте краткий обзор того, чем предстоит заниматься сегодня.

􀂃 Заинтересуйте учеников предстоящим занятием.

Если стандартное занятие будет разбито на несколько занятий, каждое нужно будет начинать с этого этапа, чтобы у детей сохранялось целостное восприятие того, чем они занимаются.

Обзор технологии (только для занятий, которые начинают обзор новой компьютерной технологии, изучаемой в курсе)

􀂃 Примерная продолжительность 30 минут

􀂃 Попросите учеников открыть содержание и найти, на какой странице учебника находится введение в следующую технологию.

􀂃 Прочтите вступительный абзац вслух. Если за ним следует вопрос, сделайте паузу и дайте время на обсуждение, прежде чем продолжать.

􀂃 Прочтите и объясните задания раздела «Самостоятельная работа», напомните учащимся, что в течение оставшегося времени они должны будут исследовать другие возможности использования этой программы.

􀂃 Прочитайте и обсудите вопросы раздела «Обсуждение», дайте ученикам время, чтобы они могли обсудить свои ответы с партнером, прежде чем перейти к групповому обсуждению.

􀂃 Прочитайте раздел «Ресурсы справочника «Практическое руководство».Попросите учащихся открыть содержание, чтобы найти соответствующие страницы. Попросите учащихся рассказать, что бы они хотели научиться делать и напомните о необходимости обращаться к «Практическому руководству» каждый раз, когда им потребуется помощь в выполнении заданий.

􀂃 Прочитайте «Задания по работе с технологией», из которых учащиеся смогут выбрать занятия для изучения данной технологии.

Это задание имеет смысл, если вы решили выполнить все работы по данной технологии и дети могут выбрать с чего начать или выбрать одну из двух, если вы решили дать им возможность сделать работу на выбор.

Занятие с использованием компьютерных технологиям

􀂃 Продолжительность работы примерно 60-90 минут.

􀂃 Скажите учащимся, что у них будет возможность выбрать и выполнить 12 задания на материале местного сообщества, понятном и значимом для них.

􀂃 Познакомьте учащихся с первым заданием, прочитайте вслух вступительный абзац. Сделайте паузы для ответа на вопросы и обсуждение.

􀂃 Актуализируйте задание, используя примеры местного значения, которые знакомы и понятны ученикам.

Тематика всех заданий курса – местное сообщество. Обсудите с учениками, какие здания, люди, события ярче всего характеризуют город, село, район в котором они живут. Что можно изобразить на марке или открытке? Детям может казаться, что в том месте, где они живут, нет ничего выдающегося, и они предложат нарисовать Москву или свой областной город. Постарайтесь помочь им найти что-то выдающееся там, где они живут.

􀂃 Познакомьте со вторым заданием, так же прочитайте вступительный абзац, ответьте на вопросы и проведите обсуждение.

􀂃 Напомните учащимся о следующих этапах процесса: планирование, работа над заданием, проверка, обсуждение.

При подготовке к первым занятиям этот этап очень важен. Нужно подробно все объяснить, чтобы ученики следили за вашим рассказом по учебнику. В дальнейшем в этом уже не будет необходимости, хотя и придется напоминать ученикам об этапах работы.

- Попросите учащихся в паре выбрать, над каким заданием они будут работать, после чего они могут начать работу над эскизом.

Прочитайте раздел «Планирование», делая паузы, если необходимо прокомментировать вопросы и дайте время в парах обсудить ответы.

Ответы на вопросы помогут учащимся перейти к планированию, то есть к эскизу. После одобрения учителем эскиза можно приступать к «Работе над заданием».

Готовые эскизы ученики должны показать учителю и приступить к работе только после их одобрения. Учитель должен заранее посмотреть в разделе «Проверка», какие элементы являются обязательными.

- Познакомьте с разделом «Работа над заданием», обратите внимание на шаги (порядок работы) и напомните учащимся, что им необходимо строго следовать инструкциям данного раздела.

- Объясните, что «Дополнительные возможности» могут выполняться по желанию учащимися, которым это интересно. Обратите внимание на иллюстрации к дополнительным возможностям.

- Скажите, что после завершения работы над заданием, они должны прочесть раздел «Проверка», чтобы убедиться, что они включили в работу все необходимые элементы. Если они что-то пропустили, нужно вернуться к работе и внести необходимые изменения.

На этом этапе ученик может сам оценить свою работу. Если в ней присутствуют все обязательные элементы, то работа «соответствует требованиям», если пропущены один или несколько элементов – «приближается к требованиям», если кроме обязательных элементов присутствуют еще и дополнительные – работа «превышает требования».Эти критерии помогут ученикам понять, что от них требуется и от чего будет зависеть оценка их работе.

- Объясните, что ученики должны прочитать и обдумать свои ответы на вопросы раздела «Обсуждение»прежде, чем начнется обсуждение в группе.

Презентация задания и обсуждение

􀂃 Продолжительность около 20 минут.

􀂃 Попросите учащихся вывести на дисплей выполненное задание.

􀂃 Пусть один человек из пары останется за компьютером, чтобы демонстрировать работу, а второй партнер ходит по классу и смотрит, что сделали другие ученики. Ученики комментируют работы друг друга следующим образом: «Мне нравится ___________ потому что______», «Покажите, как вы это сделали?», «Это здорово, потому что ________».

􀂃 Через пять минут попросите партнеров поменяться ролями.

􀂃 Через пять минут проведите обсуждение ответов на вопросы, данные в разделе «Обсуждение», которые учащиеся уже обсудили в парах.

􀂃 Попросите учеников закрыть все открытые приложения.

Презентацию работу учащихся и их обсуждение можно проводить с помощью ноутбука учителя. Выводите работы учеников сначала на свой компьютер, а затем на большой экран. При обсуждении задавайте ученикам только один вопрос «Что вам понравилось в этой работе?» Если у детей появились вопросы «А как вы это сделали?», дайте авторам возможность прокомментировать свое задание.

Заключение

􀂃 Продолжительность приблизительно 5 минут.

􀂃 Обсудите сегодняшнее занятие, обращая внимание на то, могут ли учащиеся описать все то, чем они занимались на уроке.

􀂃 Свяжите то, чем занимались на уроке с тем, что будет происходить во время следующего занятия.

Если стандартное занятие будет разбито на отдельные уроки или учебные занятия, каждое нужно заканчивать именно этим этапом.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ

В проекте должны присутствовать:

  • Все четыре технологии, которые были изучены в рамках программы Intel.»Путь к успеху» (графика, работа с текстом, работа с электронными таблицами, мультимедиа);
  • Сотрудничество (кто что делал, как были распределены обязанности почему);
  • Критическое мышление (выбор, опрос, выводы, оценка, прогноз)
  • 8-10 слайдов  (максимум 12)
  • В проекте не должно быть глобальных идей. Предпочтительны задания местного, локального, решаемого содержания.

Этапы проекта

  1. Формировка проблемы.
  2. Исследование проблемы, поиск аргументов в доказательство актуальности сформулированной проблемы.
  3. Поиск вариантов решения проблемы
  4. Анализ всех найденных решений, выбор наиболее оптимального пути решения (упор на личное участие)
  5. Реализация проекта
  6. Оценка результатов проекта
  7. Прогноз на будущее.

Оценка работы учащихся

Если в ней присутствуют все обязательные элементы, то работа «соответствует требованиям», если пропущены один или несколько элементов – «приближается к требованиям», если кроме обязательных элементов присутствуют еще и дополнительные – работа «превышает требования».

Все обязательные требования перечислены в разделе «Проверка» каждого учебного занятия. Точно так же оценивается альбом на память и проект.

 Если у учителя возникнет необходимость перевести данную систему оценки в баллы для выставления в школьный журнал, он может самостоятельно разработать шкалу перехода, предварительно объяснив ее ученикам.

Не рекомендуется вообще использовать отрицательные оценки работы учеников.

Целесообразнее предоставлять каждому из них  возможность на занятии внести необходимые изменения до уровня «Соответствует требования». Для ученика гораздо важнее поддержка со стороны учителя в процессе работы над заданием, чем оценка результата.

Контролирующие материалы

На уроке – презентации работ учащиеся демонстрируют работы, созданные на занятиях по рассмотренной технологии На основе таблицы критериев, выставляется оценка каждой работы. При этом оценивание может проводить как учитель, так и группа экспертов, выбранная из учащихся класса. Возможен вариант выставления оценки на основе усредненной: самооценка группы, оценка класса, оценка учителя.

Превышает требования

Соответствует требованиям

Приближается к требованиям

Критерии

Оригинальность

Работа высоко оригинальна, использовано уникальное сочетание средств, творчески иллюстрирующих идею работы

В работе использован оригинальный дизайн, иллюстрирующий предложенную тему

Работа частично оригинальна, некоторые элементы скопированы с иллюстрации в учебнике или у других учеников

Обязательные элементы

Выполнены все обязательные элементы раздела «Проверка». А также один или два элемента «Дополнительных возможностей» выполнены полностью

Выполнены все обязательные элементы раздела «Проверка». «Дополнительные возможности» не использованы

Выполнена большая часть, но не все, обязательные элементы раздела «Проверка». «Дополнительные возможности» не использованы

Технические навыки

Для создания работы использовано множество различных технических навыков, каждый из которых необходим для реализации идеи работы

Для создания работы использованы минимально-необходимые технические навыки.

Технические навыки были использованы для создания работы, но некоторые, необходимые для выполнения работы нуждаются в совершенствовании

Выразительность

Цвета, размеры шрифта и другие элементы точно соответствуют характеру информации, и гармонично передают замысел работы

Выбор цвета, размера шрифтов и других элементов соответствует характеру информации, но наблюдается отсутствие некоторой необходимой информации  

В работе отсутствует важная информация. Размеры шрифта, цвет и другие детали нуждаются в улучшении. В целом сочетание выбранных цветов и шрифтов отвлекает от целостного восприятия замысла работы  

Сотрудничество

Пара постоянно работала вместе, ребята помогали друг другу планировать, работать над заданием, проверять и демонстрировать свою работу

Большую часть времени пара работала вместе, помогая друг другу планировать, работать над заданием, проверять и демонстрировать свою работу

Пара работала вместе и помогала друг другу не всегда. Чаще всего один человек выполнял большую часть работы

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИТОГОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Название

Критерии оценки

Количество баллов

  1. Структура презентации

(40 баллов)

  1. Оформление презентации

(50 баллов)

  1. Содержание презентации

(60 баллов)

  1. Эффект презентации

( 10 баллов)

Правильное оформление титульного листа

Наличие понятной навигации

Отмечены информационные ресурсы

Логическая последовательность информации на слайдах

Единый стиль оформления

Использование на слайдах разного рода объектов

Использование анимационных объектов

Правильность изложения текста

Использование объектов, сделанных в других программах

Сформулированы цель, гипотезы

Понятны задачи и ход исследования

Методы исследования ясны

Эксперимент проведен, достоверность полученных результатов обоснована

Сделаны выводы

Результаты и выводы соответствуют поставленной цели

Общее впечатление от просмотра презентации

Оценка

группы

Оценка учителя

  • Отличная работа    160 – 140 баллов
  • Хорошая работа    139 – 130 баллов
  • Удовлетворительная работа    129 – 100
  • Презентация нуждается в доработке    99 – 80
  •  Слабая работа    79 - …и ниже


ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, Л.Ф. Фомина //Исследовательская работа школьников.-2001.-№1
  2. Елизарова Е.М. Новые и старые подходы к системе общего развития Л.В. Занкова /Е.М. Елизарова.- М.: «Панорама», 2006
  3. Зверева М. В. Изучение развития учащихся учителем /М.В. Зверева. Самара, 1992.-325с.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия / под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.
  5. Кудрина С.В.Учебная деятельность младших школьников: диагностика формирования / С.В. Кудрина.- С.Петербург: «Каро», 2004.  с.148-152
  6. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: оыт регионов.Начальная школа / А.В. Вольтов, И.В. Муштавинская, С.И. Петрова и др. [под ред. Н.И. Роговцевой]. – М.: Просвещение, 2011.-(Работаем по новым стандартам)
  7. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения)
  8. Проектные задачи в начальной школе / А.Б Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина;[под ред. А.Б Воронцова].- М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения)
  9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ А.И. Савенков.- М.: Учебная литература, 2005.
  10. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся /Н.А. Семёнова // Начальная школа.- 2006.-№2-с. 45-49.
  11. Файн. Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников /Т.А. Файн // Практика административной работы в школе. 2004.-№1
  12. Якиманская И.С. Развивающее обучение /И.С. Якиманская. – М., 1979. – 260с.
  13. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности / Л.В. Ялышева. – М.2003.- с.11-24

Методические пособия для учителя

  1. Программа Intel «Путь к успеху» / Книга для учителя. 2006 - 2007 г.
  2. Программа Intel «Путь к успеху » / «Технологии и местное сообщество». 2006 - 2007 г.
  3. «Учимся с ИНТЕЛ». Методические рекомендации для начальной школы. 2007-2008 г.
  4. «Учимся с ИНТЕЛ». Методические рекомендации преподавания курса дляначальной школы с использованием СМРС, 2006

Литература для учащихся

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления (для детей 6-7 лет) / А. И. Савенков. М.Академия развития, 2004
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления (для детей 8-9 лет) / А. И. Савенков. М.Академия развития, 2004
  3. Программа Intel «Путь к успеху » / Практическое руководство. 2006 - 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путь к успеху» (социальное направление)

Цели курса:формирование ключевых компетентностей у учащихся по­средством интеграции самостоятельной познавательной исследо­вательской деятельности, направленной на исследование актуаль­ных социальных ...

Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху»

      Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.201...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к успеху" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к успеху" 1 класс...

Программа внеурочной деятельности "Путь к успеху"

Рабочая программа «Путь к успеху» по внеурочной деятельности учащихся МОАУ «Гимназии имени А.Грина» на 2017-2018 учебный год составлена с соответствии с Федеральным государстве...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к успеху»

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.  Слабоупевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные сп...

Рабочие листы к занятиям внеурочной деятельности "Путь к успеху" (математика 2 класс).

Рабочие листы к занятиям внеурочной деятельсти "Путь к успеху" по математике. Данные рабочие листы могут быть использованы и на уроках математики....

Рабочие листы к урокам русского языка, занятиям внеурочной деятельности "Путь к успеху" (2 класс).

Рабочие листы могут быть использованы на уроках русского языка, на занятиях внеурочной деятельности "Путь к успеху" во 2 классе....