Развитие проектных компетенций младших школьников
статья по информатике по теме

Кочергина Ольга Алексеевна

Проблема эффективного использования информационно-коммуникационных технологий  в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов в условиях модернизации российского образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_proektnykh_navykov.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие проектных компетенций младших школьников

  «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.            

 Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».                     

                                                         В.А. Сухомлинский

   Проблема эффективного использования информационно-коммуникационных технологий  в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов в условиях модернизации российского образования.

Информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют:  

  1. формировать у учащихся знания, умения и навыки,
  2. развивать личность ребёнка,
  3. удовлетворять его познавательные интересы.

В психологических исследованиях отмечается, что информационно-коммуникационные технологии  влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.

В образовательный процесс внедряются новые виды учебной деятельности, характерные именно для современной информационной среды.

Проектно - исследовательская  деятельность  - одно  из  условий  реализации  основной образовательной программы начального общего образования. Метод учебных проектов используется как технология развития умений учиться. В настоящее время его все чаще рассматривают как систему обучения, которая

  • способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления;
  • интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса;
  • приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем;
  •  способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
  • учит их размышлять, прогнозировать,
  •  формирует самооценку.

От качества фундамента,  заложенного в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребёнка, что налагает особую ответственность на учителя, который  помогает ребёнку развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную деятельность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир.

От преподавателя зависят в большой степени  здоровье и эмоциональное благополучие его учеников.  Внедрение в образовательный процесс ИКТ помогает решить все эти задачи.

Мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ. Я заметила, что  стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. 

Я  заранее предлагаю темы проектов, инструктирую учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Они выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Я  выступаю в роли консультанта, помогаю решить возникающие «технические» проблемы.

Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося и  даёт тот результат, к которому мы стремимся при компетентностном подходе – формирует из ученика, вовлечённого в деятельность, человека умеющего.

Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской  работы каждого ученика.

Специфика воспитания конкурентоспособной личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

  • развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
  • сформировать умение отстаивать свои права;
  • развить способность к созидательной деятельности;
  • воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.

 Подготовительный этап

 - определение темы;

 - постановка цели и задач, определение источников информации;

 - выбор критериев оценки.

Основной этап

- разработка проекта-  (сбор и уточнение информации).

Заключительный этап

 - Защита проекта. 

Нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определенные сложности. Поэтому проекты целесообразнее  проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.

Литература:

1.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе[Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.     Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008

5.Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г

6. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников

С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...

Формирование проектных компетенций младших школьников.

В работе представлена разработка модуля учебной программы предмета "Окружающий мир" 4 класс, с целью создания условий для формирования проектных компетенций младших школьников....

Формирование проектных компетенций младших школьников.

В работе представлена разработка модуля учебной программы предмета "Окружающий мир" 4 класс, с целью создания условий для формирования проектных компетенций младших школьников....

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...