Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»
статья

Колобова Инна Петровна

 Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_kolobovoy_i.p.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Колобовой Инны Петровны,

учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская СОШ №1»

«Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»

                                                                                         «Я слышу – я забываю, 
                                                                                         
я вижу – я запоминаю,
                                                                                         
я делаю – я усваиваю».

                                                                                                 Китайская мудрость

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

   Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении.  Впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных учебных навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Из этого следует, что основной задачей обучения учащихся на современном этапе, является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.                                                                                                                                                                                           Под компетенцией понимают результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся (учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно-коммуникационной), способствует повышению уровня активности школьников, позволяет в большей степени индивидуализировать учебный процесс с позиций предоставления учащемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности. 

     Актуальность проектного метода  определила выбор моей методической проблемы «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников». Основной принцип  данного    метода     заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

        Ведущей   педагогической идеей моего опыта является: использование  метода  проектов в организации учебной  и внеурочной деятельности  учащихся. Я считаю, что  данный метод благотворно влияет на развитие личности на любом этапе обучения, а начинать его внедрение целесообразно с начальной школы. Именно в начальной школе  начинают  формироваться ключевые компетенции  учащихся. 

Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач.

   А. В. Хуторской, основываясь на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, выделяет следующие группы ключевых компетенций.

Учебно-познавательные компетенции:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; 
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; 
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; 
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств; 
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Социальные компетенции:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; 
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; 
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Формирование  данных компетенций заложено в  каждом из этапов работы над проектом.

1.Подготовительный.                                                                                                            2. Поисковый.                                                                                                                            3. Аналитический.
4. Презентация полученных результатов.

                                   

Теоретическая база опыта.

      Мой опыт базируется на теории общей педагогической деятельности. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских представителей гуманистической педагоги и психологи Дж. Дьюи и Х. Килпатрика. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Цель проектной деятельности он видел в стимулировании ученика к самостоятельной творческо-поисковой деятельности, в соединении теоретических знаний с практическими умениями.    Тезис понимания метода проектов стали слова Джона Дьюи «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» . В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес  для меня представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность.  В своей работе я использую          классификацию проектов Е.С. Полата. Он предлагает  наиболее полные критерии, по которым различают типы проектов: по количеству участников, по продолжительности, по типу деятельности, по предметно-содержательной области.

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

По предметно-содержательной области

1) личност-

ные  

2) парные

3)групповые

1) краткосрочные

 2) средней

продолжительности

 3) долгосрочные

1) творческий

2) исследовательский

3) ролево-игровой

4) практико-

ориентированный

5) информационный 

1) моно-

проект

2) межпред-

метный проект

     Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

     Работу над  методом проектов я начала,  работая по учебно-методическому комплекту «Планета знаний», где  проектная деятельность выступает как форма организации внеурочной деятельности школьников и продолжаю использовать, работая по УМК «Школа России». На специальных разворотах учебника даются  несложные вопросы и задания для самостоятельного изучения путем поиска дополнительной информации, 2-3 темы проектов, примерный план работы над ними. Вся собираемая детьми информация в большей степени образная, чем текстовая. Программа  располагает возможностями для создания проектов учащимися с 1-го класса, предлагая для реализации темы, учитывающие возрастные особенности. В младшем школьном возрасте это особенно важно, т.к. обучение  проектно -исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и полезным. Силы ребёнка невелики- пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.

    Например, на уроках литературного чтения  УМК «Планета знаний» в 1 классе проектная деятельность осуществляется уже в адаптационный (добукварный) период. Обобщая тему «Наша речь», дети собирали наглядную (образную) информацию по выбранному аспекту темы. Источниками информации служили беседы со взрослыми (их помощь на данном этапе обязательна), детская периодика, компьютерная и телевизионная информация, экспозиции выставок и т.д. Собрав необходимую  информацию, ребята презентовали свои творческие работы: чтение стихов, театр мимики и жестов, рисуночное письмо другу, буквы из различных материалов.  Проектная деятельность по теме «Алфавит» (букварный период) велась в течение всего времени изучения букв и звуков. Поскольку это длительный период, то систематически проводились обзор текущего состояния дел, организовывались промежуточные мини-презентации, оказывалась конкретная помощь учащимся и привлекались к организации проектируемых дел родители. Приведу примеры  проектов по теме «Алфавит»:

1.Показ на празднике букваря «Театра живых букв», сценка «Буква Я»;

2.Проведение викторины на знание алфавита;

3.Создание «секретной» азбуки на пальцах, передача с её помощью   сообщений;

4. Создание азбуки растений, которой пользуются учащиеся других классов, изучая буквы.

      Свою работу  по организации проектной деятельности  в 3-4 классе я начинаю во время составления  предметных рабочих   программ. В календарно-тематическом планировании  я  выделяю вводный урок и урок-презентацию (защита проектов). На вводном уроке  дети знакомятся с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формируем проблемы по рассматриваемым вопросам.  Во время изучения тем определяются примерные темы проектов. Я оперативно управляю процессом, указываю источники информации, даю краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок провожу в форме  аукциона   тем проектов. Затем наступает  поэтапная кропотливая работа над проектом.

 Подготовительный этап.  Здесь учащиеся определяют темы проекта, его цели и задачи, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование групп. На данном этапе идёт формирование  учебно-познавательной компетенции, информационной  и коммуникативной компетенций. Этому этапу проекта предшествует большая  урочная работа  с использованием развивающей педагогической технологии по отработке постановки   целей, задач и решению проблемных вопросов , овладение  умениями групповых форм  организации работы. Где  одни учащиеся  в группе учатся- обучая других. Моя роль  на данном этапе - формирование мотивации участников, помощь в   создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору цели и задач, тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов.

Поисковый этап. Учащиеся выполняют   сбор, анализ и систематизацию необходимой информации. Производят обсуждение ее в микрогруппах, выдвигают  и проверяют гипотезы. Идёт формирование  информационной компетенции,    коммуникативной и  учебно-познавательной компетенций,  компетенции личностного самосовершенствования. Используя информационно-коммуникативную технологию и  активные приёмы обучения   в урочной деятельности, учащиеся получают знания для выполнения данного этапа проекта .

На этом этапе я стараюсь   выслушать  идеи, предложения учащихся, группы, наблюдаю за работой детей, советую.

 Аналитический  этап. Учащиеся поэтапно выполняют задачи проекта. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, выявляют, используя  «Мозговой штурм», альтернативные решения, возникшие в ходе выполнения проекта. Оформляют проект. Идёт формирование  информационной компетенции,    коммуникативной и  учебно-познавательной компетенций,  компетенции личностного самосовершенствования. Интерактивные приёмы обучения учащихся помогают им сделать правильный выбор идей.  Я  выполняю обязанности   консультанта.
Презентация полученных результатов
. Дети готовят отчёт о ходе выполнения проекта, представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и  оценке. Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат. Проект оцениваем    всем классом, с помощью сигналов, смайликов и т.д. Я же, в свою очередь, стараюсь отметить  усилия обучаемых, качество отчета, креативность,  использование источников.                                                                                      

     Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, во время  выполнения проекта являются - родители. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Для этого я  провожу родительское собрание, где знакомлю родителей с организацией проектно-исследовательской деятельности, требованиям к процессу. Чтобы каждый родитель был готов к помощи своему ребёнку.  Но главное необходимо помнить, что родители  стали источником информации наравне  как книги, фильмы, Интернет.

Анализ результативности.

     Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни. Он никак не противоречит традиционным способам обучения, зато помогает активизировать учеников. Ребята стали активнее участвовать в обсуждении  вопросов  урока, смело отстаивать своё мнение, предлагать варианты решения вопросов, поднимается  самооценка учащихся.                                                                

    Для моих учеников - учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, которая позволяет преобразовывать теоретические знания в опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует ключевые компетенции учащихся. 

     Для меня, как учителя, учебный проект - это дидактическое  средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, я  превращаюсь в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных  источников.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Несомненно,   в проектной работе есть свои трудности, потому что в классе обучаются дети с разной мотивацией и уровнем развития. И хочется, чтобы каждый ребёнок  научился, делая шаг за шагом, пока посильные для него  проекты или даже задания в проекте. Работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (если даже она слабая) способствует повышению творческого потенциала обучающегося. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

   Мой педагогический опыт может быть адресован  учителям  начальных классов,  кто применяет деятельностный способ обучения  на уроках, во внеурочной деятельности .  В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы, педсоветах,  районных и республиканских семинарах. Для родителей обучающихся провожу  беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации. Размещаю опыт работы на страницах школьного сайта. http://sc1rom.schoolrm.ru/ , https://nsportal.ru/kolobova-inna-petrovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников

Описание проектной деятельности. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников. Методические рекомендации  по организации работы с учащимися....

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников

Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Педагогическое исследование «Проектная деятельность как средство развития самостоятельности у младших школьников»

Практическая значимость исследования заключается в том, чтовыделенные и апробированные условия развития самостоятельности младшихшкольников на основе проектной деятельности, разработанные иапробирован...