Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций младших школьников
проект по окружающему миру (2 класс)

Бакирова Гузель Дамировна

Актуальность проекта. Повышение качества образования, понимаемого, с одной стороны, как соответствие нормам (требованиям государственного образовательного стандарта), а с другой – как степень пригодности (возможность применения полученных в процессе образования знаний и умений в жизни), является одной из актуальных проблем, решение которой связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В российском образовании с момента публикации текстов основных образовательных документов «Стратегии модернизации содержания общего образования» и  происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся и, соответственно, провозглашается компетентностный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ютазинского муниципального района РТ

Тема: Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций младших школьников

Выполнил: Бакирова Гузель Дамировна

учитель-дефектолог

Уруссу 2025г.

Содержание

Исследовательский проект по курсу «Окружающий мир» во втором классе. Тема «Наши помощники – органы чувств»        3

Конспект сдвоенного заключительного урока.        .6

Оценка исследовательской деятельности на проекте..        17

Результаты диагностики знаний и умений второклассников по теме «Органы чувств человека».        .17

Вывод..        19

Список литературы.        .20

Приложения.        .22


Исследовательский проект по курсу «Окружающий мир» во втором классе. Тема «Наши помощники – органы чувств»

Актуальность проекта. Повышение качества образования, понимаемого, с одной стороны, как соответствие нормам (требованиям государственного образовательного стандарта), а с другой – как степень пригодности (возможность применения полученных в процессе образования знаний и умений в жизни), является одной из актуальных проблем, решение которой связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В российском образовании с момента публикации текстов основных образовательных документов «Стратегии модернизации содержания общего образования» и  происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся и, соответственно, провозглашается компетентностный подход.

В отличие от традиционного компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования, связи школьного образования с жизнью.

Основной образовательной целью современной школы, с позиции компетентностного подхода, является формирование у школьников ключевых  компетенций, обеспечивающих  успешную жизнедеятельность человека в социуме. Если формирование ключевых компетенций рассматривать как важнейший результат образования, то они должны «пронизывать» содержание всех учебных дисциплин, в том числе и курс окружающего мира.

Ключевая компетенция – комплекс знаний, умений, ценностных ориентаций и опыта практической деятельности, необходимых человеку для успешного решения проблем в различных сферах жизни или профессиональной деятельности.

Знания и умения составляют ее основу – ядро компетенции; они должны быть универсальными, обладать свойством широкого переноса и позволять ученику решать значимые для него проблемы в различных сферах деятельности.

Обязательным условием формирования и развития ключевых компетенций учащихся является практическая деятельность. Именно в процессе приобретения и накопления опыта применения знаний и умений в практической деятельности, при выполнении различных видов деятельности компетенция человека развивается до уровня компетентности. В процессе обучения необходимо создавать условия для приобретения школьниками опыта использования полученных знаний и умений, увеличивать долю их самостоятельной работы.

Цель проекта: формирование ключевых компетенций учащихся: знаний, умений, научить детей элементарным способам сохранения здоровья органов чувств.

Задачи проекта:

Формировать:

Учебно-познавательные компетенции:

1) ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

2) организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

3) задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

4) ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

5) выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, работать с инструкциями;

6) описывать результаты, формулировать выводы;

7) выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

8) иметь опыт восприятия картины мира.

Информационные компетенции:

1) владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

2) самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

3) ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

Коммуникативные компетенции:

1) владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

2) владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

Социальные компетенции

1) формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью.

2) толерантное отношение к инвалидам.

Объект исследования: Органы чувств человека.

Предмет исследования: Формирование знаний учащихся второго класса об органах чувств человека в проектной деятельности.

Гипотеза исследования: Доказать, что проектная деятельность является эффективным средством формирования ключевых компетенций учащихся.

Методы исследования.

1) изучение литературы;

2)  рассматривание картин и рисунков с изображениями органов чувств человека;

3) беседы;

4) дидактические игры и занятия;

5) исследовательские эксперименты;

6) зрительная, слуховая, тактильная гимнастика, игровые упражнения;

7) использование ИКТ;

8) художественное слово.

Практическая и теоретическая значимость проекта.

1) создание картотеки игр, панно, альбомов.

2) создание картотеки игр по развитию зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного восприятия.

3) создание презентации по органам чувств.

4) создание картотеки комплексов зрительной, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики.

5) повышение интереса детей к изучению своего организма.

Продолжительность проекта – 10 уроков.

Этапы реализации проекта. 

1 этап – подготовительный – 2 урока.

2 этап – основной  - 6 уроков.

3 этап – заключительный – 1 сдвоенный урок. Подведение итогов, оформление презентации.

Конспект сдвоенного заключительного урока:

Цели урока: Сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств.

Планируемые результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Личностные универсальные учебные действия (УУД): формирование учебно-познавательного интереса к учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: использовать таблички, плакаты, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Педагогические средства и формы обучения:

Методы обучения.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

А. А. Плешаков Окружающий мир: рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1-М.: Просвещение, 2011.-16-17 с.,

Презентация «Как мы общаемся с миром»

Интерактивная доска с ПК.

Оборудование:

1. Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; заводные игрушки. Резиновый мяч; книги, журналы, репродукции картин; грамзапись; пробирки с ароматическими веществами: духами, цедрой лимона и просто с водой без ароматизаторов; стаканы с солёной водой, сладкой, кислой водой; дольки апельсина, моркови, яблока, салаты; пуговица, рукавички.

2. На доске плакаты с изображением Фигуры человека; таблички с названием органов чувств (орган зрения, орган вкуса. орган обоняния, орган осязания); табличка большого размера «органы чувств»; рисунки отдельных частей: носик, глазки, рот с высовывающимся язычком, уши ,табличка со знаком вопроса.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

11.. Постановка учебной задачи.

1.. Актуализация.

На доске плакат с изображением человека, но без лица.

Учитель. Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?

Ученики: У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта.

Учитель: А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?

Учитель выставляет на доску рисунок глаз.

Ученики: Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.

Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу

После ответа детей выставляются по очереди рисунки органов чувств.

Нос.

Ученики: Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы запахи.

Рот.

Рот нужен нам для еды

Уши.

Ученики: Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.

Учитель: А что вы чувствуете, когда на улице мороз?

Ученики: Мы чувствуем холод.

2. Постановка проблемы.

Учитель: Ребята, что у всех этих частей общего? Можем ли мы назвать их одним словом? Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.

III .«Открытие» детьми нового знания.

Учитель: А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

Ученики: Это люди, которые что-то изучают, исследуют.

Учитель: Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

Ученики: Мы будем исследовать человека.

Учитель: Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.

1.. Исследование органа зрения.

Я загадаю вам загадку.

Живёт мой братец за горой,

Не может видеться со мной.

(Глаза)

Учитель: Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)

Учитель: Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

Ученики: Потому, что мы не видели.

Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

Работа в паре.

- Продолжаем наше исследование (каждый ученик получает задание ,на каждый стол выдаются предметы для исследования)

1. Что общего и в чём различие предметов? (1-й получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, зелёный)

2. Рассмотри фигуры и разбейте их на группы (2-й получает конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.)

3. Рассмотри книги, журналы, почитай.( 3-й книги, журналы репродукции картин)

Ответы детей.

Работа в группах.

Задания:

I - группе. Что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

II- группе. Необходимо подобрать научное определение.

III- группе. Какие правила охраны зрения вы знаете?

1). Работать вы будете в группах под девизом: Помогая другим, учимся сами!

2). Помните о правилах работы в группе.

А) Выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его.

Б) Вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами.

В). Помогать, если возникнут проблемы.

Г) Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.

Д) Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

Ж) Не забывайте, что в каждой группе есть ответственный.

3). Распределение обязанностей по группам.

4). Защита по группам.

1-я группа:

- Глаза помогают нам видеть различные цвета.

- Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов.

- С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины, смотреть телевизор. Можем выйти на улицу играть.

- При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира.
2-я группа:

- Глаза - это орган зрения ( табличка с надписью «орган зрения»).

С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире .

- Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (Рисунок с доски перемещаем на лицо человека)

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь.

3-я группа:

- Нельзя читать книгу лёжа.

-Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2-3 метров,

-При письме свет должен падать слева.

Зарядка для глаз.

2. Исследование органа слуха.

Загадка:

У зверушки – на макушке,

А у нас – ниже глаз.

(Уши)

Учитель: Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! В нашем классе тишина.

- Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать?

Ученики: Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны чтобы слышать.

Учитель включает магнитофон. Дети слушают музыку.

Учитель: Какая музыка прозвучала? Что помогло вам почувствовать, услышать музыку?

Ученики: Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это звуки окружающей нас природы.

Учитель: Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши - это орган чего?

Ученики: Уши - это орган слуха.

Учитель переносит рисунок ушей с доски на изображение человека.

3. Исследование органа обоняния.

Загадка:

Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры, это — …

(нос)

Учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой.

Учитель: Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? Учащиеся рассматривают пробирки.

Ученики: Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.

Учитель: Откройте носики, понюхайте. (Учитель показывает, как правильно нюхать незнакомые вещества).

Задания:

I- группе. Какой орган поможет нам почувствовать запах?

II- группе. Необходимо подобрать научное определение, прочитать из словаря.

III- группе. Как правильно охранять орган обаняния?

Защита по группам.

I- я группа:

Учитель: Какой орган поможет нам почувствовать запах?

Ученики: С помощью носа мы чувствуем запах.

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи.

- Запах гари может предупредить об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху.

II- группа. Необходимо подобрать научное определение, прочитать из словаря.

Уши - это орган слуха.

III - группе. Как правильно охранять орган обоняния?

Нельзя нюхать резкие запахи. Вовремя лечить насморк.

Учитель: В носовой полости расположены особые клетки, которые, воспринимают различные запахи.

Проведем второй опыт.

Учитель: Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет?

Дети по очереди выходят к доске. Учитель завязывает глаза и даёт понюхать апельсиновую дольку, лук, духи.

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние. Учитель переворачивает табличку с названием «орган обоняния». Перемещает рисунок носа с доски на изображение человека.

4. Исследование органа вкуса.

Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь.

Язык.

Учитель раздаёт 3 стакана с водой - солёной, сладкой, простой.

Учитель: Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу, в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

Игра «Угадай по вкусу» ( У детей закрыты глаза. Они по вкусу отгадывают предмет -апельсин, банан , яблоко, морковь, учитель раздаёт кусочки фруктов, овощей.)

Учитель: Что помогло вам почувствовать вкус пищи?

Учитель: Дайте научное определение этому органу.

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета,

Ученики: Язык - орган вкуса.

Учитель выставляет рисунок губ на лицо человека.

5. Исследование органа осязания.

Игра « Узнай, что в корзине ».

Учитель: Попробуйте определить на ощупь какой-нибудь предмет в корзине. Корзинка накрыта салфеткой. ( Учащиеся надевают рукавички и пытаются определить предмет).

(резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко)

Дети описывают предмет, говорят. Что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.

Учитель: Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?

Ученики: Нет, мы не можем определить предмет.

Учитель: А теперь снимите рукавички и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)

Учитель: Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?

Учащиеся: При помощи рук.

Учитель: Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке  и не смогли отгадать предмет. Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?

Игра «узнай предмет» (Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их - гвоздик, кнопка, пуговица)

Учитель: При помощи чего вы отгадали предметы.

Ученики: На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность.

Кожа- это орган осязания.

Учитель переворачивает табличку со словом « орган осязания»

Учитель: Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?

Теперь дадим их общее название. Посмотрите на доску, на левой стороне –это органы, а на правой стороне –это чувства.

Догадались, какое название отсюда следует? Учитель открывает последнюю таблицу ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

IV. Физкультминутка

V. Первичное закрепление.

1. Работа в рабочей тетради.

Дорисуй необходимые органы чувств

2. Работа по учебнику (стр.54-55, задания 2-3)

3. Тест. Соедини стрелочкой правильные ответы

(каждый ученик получает карточки с тестом)

глаза - орган слуха

уши - орган зрения

нос - орган вкуса

язык - орган осязания

кожа - орган обоняния

Взаимопроверка. Проверка по шаблону

VI. Итог урока.

Учитель: Что нового мы узнали?

- Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их назовем одним словом?

Выводы:

Ученики: Органы чувств - наши верные помощники.

глаза - орган зрения

уши - орган слуха

нос - орган обоняния

язык - орган вкуса

кожа - орган осязания

Ученики: Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире.

Ученики: Они показывают нам разные признаки и свойства

– Чему мы сегодня учились?

– Для чего это нужно знать?

– Какие виды заданий мы выполняли?

– Зачем человеку необходимы органы чувств?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

Итогом исследовательского проекта по курсу окружающего мира во 2 классе по теме: «Органы чувств человека» было также выполнение творческого задания - составление памятки «Как сохранить здоровыми органы чувств».

Ребята разбились на 5 команд, каждая выбрала соответствующий орган чувств человека и результат - разработанная памятка представлена классу. Знания, которые они получили на проекте, применили в разработке памятки.

Вот такие правила предложили ребята одной из групп, составив памятку «Как сохранить зрение»:

1) книгу надо держать на расстоянии 30 см от глаз;

2) телевизор можно смотреть не более 1 часа в день, располагаясь не ближе двух метров от экрана;

3) заниматься у компьютера нужно не более 30 минут в день, делая зарядку для глаз, которую мы делаем в классе на уроках;

4) нельзя читать лежа;

5) есть ягоды черники и морковь.

Формировались такие компетенции, как коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные – для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги. Необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики.

Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер;

Социальные – надеемся, зная, что органы чувств человека нужно беречь, ученики поведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать товарища.

Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

Оценка исследовательской деятельности на проекте

Критерии оценивания исследовательской деятельности

Оценки

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы

5

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли

5

3. Количество новой информации использованной для выполнения исследования

5

4. Степень осмысления использованной информации

5

5. Оригинальность идеи, способа решения проблемы

5

6. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач исследования

5

7. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации

5

9. Значение полученных результатов

5

Итого

45 баллов

Результаты диагностики знаний и умений второклассников по теме «Органы чувств человека» в начале и в конце проекта представлены в таблице 1

Таблица 1

Результаты диагностики ключевых компетенций первоклассников в начале и в конце проекта

Уровень знаний об органах чувств

В начале проекта

В конце проекта

Кол-во уч.

Кол-во, %

Кол-во уч.

Кол-во, %

Низкий уровень

10

50

4

20

Средний уровень

8

40

12

60

Высокий уровень

2

10

4

20

В исследовании принимало участие 20 учащихся. Максимальное количество баллов, который мог бы набрать ребенок, составляет 50 баллов.  В начале проекта у детей наблюдался низкий уровень знаний и умений. Только двое детей имело знания высшего уровня. Это дети любознательные, с хорошей памятью, с ними и дома ведется работа по развитию детей.

К концу проекта значительно повысилось количество детей со средним и высоким уровнем знаний и умений по теме «Органы чувств», а количество учащихся с низким уровнем знаний и умений резко снизилось.

Учащиеся стали с интересом относиться к изучению своего организма. Со всеми детьми дальше продолжается работа по формированию знаний об органах чувств, по развитию восприятия и сохранению и укреплению здоровья.

Динамика развития ключевых компетенций первоклассников представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика развития ключевых компетенций первоклассников

Анализируя рисунок 1, можно сказать, что количество учащихся со средним уровнем сформированности ключевых компетенций увеличилось на 20%, количество учащихся с высоким уровнем сформированности ключевых компетенций увеличилось на 10%,, а количество учащихся с низким уровнем сформированности ключевых компетенций уменьшилось на 30%,

Дети стали знать основные 5 органов чувств и для чего они нужны, их строение, как их уберечь, как ухаживать за ними.

В результате проведенного проекта учащиеся научились оценивать свою учебно-познавательную деятельность, выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы, выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. Учащиеся приобрели навыки работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; приобрели опыт работы в группе, находить компромиссы. Стали вести здоровый образ жизни, ответственно относиться к своему здоровью.

Таким образом, предполагаемая нами гипотеза исследования, а именно, что проектная деятельность является эффективным средством формирования ключевых компетенций учащихся, доказана.


Список литературы

  1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания окружающего мира в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
  2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  3. Борисов, П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образовании / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг, 2007. – № 1. – С. 17.
  4. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие / Н. В. Борисова. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 210 с.
  5. Бухтиярова, И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И. Н. Бухтиярова / Школьные технологии. 2010. - №2. - С. 8 - 15.
  6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2008. – 479 с.
  7. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения / В. В. Гузеев / Директор школы,-  № 6, 2005. – С. 11-13.
  8. Дмитриева, Н. Я. Мы и окружающий мир / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) / Н.Я. Дмитриева Занкова - М.: Педагогика, 2009. – 234 с.
  9. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2003. – 220 с.
  10. Ингекамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингекамп.- М.: Педагогика, 2007. – 238 с.
  11. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2011. – №5. – С. 3-12.
  12. Поглазова, О. Т. Программа «Окружающий мир»1-4 кл./ О. Т. Поглазова, В. Д.  Шилин / Начальная школа, 2012. - № 2. – С. 10-14.
  13. Радионова, Н. Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Электронный ресурс] / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Электрон. науч. журн. «Вестник Омского государственного педагогического университета», 2006.
  14. Рыжаков, М. В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. Стандарты и мониторинг в образовании / М. В. Рыжаков, 2009.– №4. – С. 19-20.
  15. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г. К. Cелевко. - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
  16. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. - М. , 2002. С. 135-157.
  17. Шамова, Т.П. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. - М.; Тюмень, 2004. - 208 с.
  18. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 2008. – 208 с.

Приложение 1

Диагностические вопросы по изучению знаний об органах чувств (направлены на определение уровня знаний детей об органах чувств до и после проекта)

Орган зрения

1. Что такое орган зрения и для чего он нужен?

2. Что такое веки (показать) и для чего они нужны?

3. Что такое ресницы, брови и для чего они нужны?

4. Какие части глаза ты еще знаешь? (глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок).

5. Как уберечь зрение? (делать зрительную гимнастику; проводить массаж; нельзя долго смотреть телевизор и сидеть за компьютером; правильно сидеть за столом; не тыкать глаза острыми предметами, умываться каждый день; при попадании инородного тела промыть чистой водой, потереть к носу, при необходимости обратиться к врачу).

Орган слуха

1. Какой орган является органом слуха и для чего он нужен?

2. Какие части уха ты знаешь? (по анатомическому атласу).

3. Для чего нужна барабанная перепонка?

4. Как нужно ухаживать за ушами?

5. Что вредно и полезно для ушей? (по картинкам).

- Нужно как можно громче включать музыку

- В холодную погоду надевать головной убор

- Слушать музыку через наушники

- Если музыка звучит громко, нужно уменьшить громкость

- Зимой нужно ходить без шапки

- Нужно мыть уши теплой водой с мылом каждый день

- Ковыряться в ушах любыми предметами

-  Не допускать попадания воды в уши

-  Не сморкаться сильно

- Если уши заболели, нужно обратиться к врачу

- Каждое утро разминать ушную раковину

Орган обоняния

1. Какой орган является органом обоняния? (нос).

2. Какую работу выполняет нос? (различает запахи; задерживает вирусы, микробы, пыль; согревает воздух; увлажняет воздух влагой из носовой слизи, помогает дышать).

3. Знаешь ли ты, как устроен нос? (ноздри, носовые лабиринты, ворсинки).

4. Для чего нужны ворсинки в носу?

5. Как нужно ухаживать за носом? (промывать каждый день и при необходимости чистой водой; пользоваться носовым платком; не совать в нос острые и мелкие предметы).

Орган вкуса

1. Какой орган является органом вкуса? (язык).

2. Знаешь ли ты, как язык воспринимает вкус? (вкусовые сосочки).

3.Какой вкус пищи ты знаешь? (сладкий, кислый, соленый, горький).

4. Какая пища вредная, а какая полезная? (по картинкам).

5.Как нужно ухаживать за языком и зубами? (чистить зубы и язык после завтрака и перед сном; полоскать рот после еды; не курить; не принимать горячую пищу; не брать в рот  несъедобные и грязные предметы).

Орган осязания

1. Какой орган является органом осязания? (кожа).

2. Знаешь ли ты, как устроена кожа? (по атласу).

3. Как ты поступишь, если слегка поранишься?

4. В каком месте тела наша кожа самая чувствительная? (на кончиках пальцев).

5. Что надо делать, чтобы кожа была здоровой? (принимать водные процедуры; есть полезную и здоровую пищу; носить чистую одежду; не трогать бездомных кошек и собак).

Методика диагностики. Беседа; рассматривание анатомического атласа, иллюстраций; разыгрывание ситуаций; карточки с изображением здоровой и вредной пищи, мнемотаблицы.

Подсчет баллов:

- правильный ответ – 2 балла

- неполный ответ – 1 балл

- нет знаний – 0 баллов

- высокий уровень - от 35 до 50 баллов.

- средний уровень – от 17 до 34 баллов.

- низкий уровень - от 0 до 16 баллов.

Приложение 2

Результаты диагностики знаний и умений учащихся класса

Учащиеся

В начале проекта

В конце проекта

Общий балл

Уровень

Общий балл

Уровень

1

9

Н

13

Н

2

8

Н

15

Н

3

19

С

28

С

4

10

Н

20

С

5

22

С

28

С

6

7

Н

20

С

7

24

С

33

С

8

17

С

31

С

9

37

В

44

В

10

23

С

30

С

11

18

С

35

В

12

11

Н

16

Н

13

12

Н

21

С

14

40

В

48

В

15

6

Н

22

С

16

20

С

35

В

17

13

Н

23

С

18

8

Н

14

Н

19

21

С

21

С

20

10

Н

25

С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.

Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...

Методический семинар "Исследовательская деятельность- одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших школьников"

Материал  представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность - одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших ...

Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников

Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...

Проектная деятельность как средство формирования личностной компетенции младших школьников

Доклад о возможностях развития творческих способностей младших школьников путем применения метода проектов...

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...

Мастер-класс «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций»

Мастер-класс учителя начальных классов в рамках участия в конкурсе профессионального мастерства "Учитель года"...