Рабочая программа по внеурочной деятельости 2 класс "Информатика в играх и задачах" ОС "Школа 2100"
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.
Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Общая характеристика учебного предмета
К основным результатам изучения информатики и ИКТ относятся:
- освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников.
Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров;
- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цель курса
Изучение логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе.
Задачи:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Логико-алгоритмический компонент
Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики (например, см. вариант «Математика и информатика» курса математики в Образовательной системе «Школа 2100»).
Начинать преподавание можно с 1, 2 или 3-го класса. Это зависит от возможностей школы. В то же время многолетний опыт преподавания курса (с 1994 г.) показал, что дети, начавшие изучение курса с 1-го класса, с большим удовольствием воспринимают уроки информатики, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующих годах обучения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Логико-алгоритмический компонент
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Содержание учебного предмета
Логико-алгоритмический компонент
2-й класс
План действий и его описание. (11 часов).
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов.(10 часов) Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения.(13часов)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты (Логико-алгоритмический компонент)
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты ( Логико-алгоритмический компонент)
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
Календарно - тематическое планирование уроков информатики в играх и задачах. 2 класс.
№/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Требования | ||||
1 2 | Описание предметов, их признаки . | Урок формирования практических навыков. | 2 | Уметь описывать, определять, сравнивать предметы | |||||
3 | Состав предметов | Урок применения новых знаний. | 1 | Знать составные части предметов | |||||
4 | Действия предметов | Урок развития умений и навыков. | 1 | Уметь описывать и определять предметы по их действиям | |||||
5 | Симметрия | Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Усвоить понятие симметричные фигуры | |||||
6 | Координатная сетка | Урок формирования практических навыков. | 1 | Находить предметы на координатной сетке | |||||
7 | Повторение по теме «План действий». Контрольная работа (20 минут) | Урок обобщения и контроля (проверка и учет знаний и умений). | 1 | ||||||
8 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение пройденного материала | Урок коррекции знаний и умений, обобщения и систематизации знаний. | 1 | ||||||
9 | Действия предметов Обратные действия | Урок комплексного применения знаний, формирования практических навыков. | 1 | Уметь определять результат действия. Уметь определять действия, обратные данным. | |||||
10 | Последовательность событий | Урок развития умений и навыков. | 1 | Уметь определять последовательность событий | |||||
11 | Алгоритм | Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Усвоить составление и выполнение алгоритма | |||||
12 | Ветвление | Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Уметь составлять алгоритм с условием (ветвление) | |||||
13 | Повторение. Контрольная работа по теме «Отличительные признаки предметов» (20минут) | Урок обобщения и контроля (проверка и учет знаний и умений). | 1 | ||||||
14 | Повторение. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Повторение изученного. | Урок коррекции знаний и умений, обобщения и систематизации знаний. | 1 | ||||||
15 | Множество. Элементы множества | Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Уметь определять множество по его элементам | |||||
16 | Способы задания множеств | Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Уметь задавать множества в пересечении. Находить ошибки | |||||
17 | Сравнение множеств | Урок применения новых знаний. | 1 | Уметь соотносить количество элементов одного множества с другим | |||||
18 | Отображение множеств | Урок формирования практических навыков. | 1 | Уметь соотносить количество элементов одного множества с элементами другого | |||||
19 | Кодирование | Урок применения новых знаний. | 1 | Уметь зашифровывать и расшифровывать слова | |||||
20 | Вложение множеств | Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Уметь различать вложенные множества | |||||
21 | Пересечение множеств | Урок формирования практических навыков. | 1 | Уметь изображать графами пересекающиеся и непересекающиеся множества | |||||
22 | Объединение множеств | Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Уметь выявлять признаки объединения множеств | |||||
23 | Повторение. Контрольная работа по теме «Множества» (20 минут) | Урок обобщения и контроля (проверка и учет знаний и умений). | 1 | ||||||
24 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Множества» | Урок коррекции знаний и умений, обобщения и систематизации знаний. | 1 | ||||||
25 | Высказывание. Понятие Истина и Ложь | Урок развития умений и навыков. | 1 | Уметь оценивать высказывания с точки зрения истинности и ложности | |||||
26 | Отрицание | Урок формирования практических навыков. | 1 | Уметь отрицать некоторые свойства с помощью частицы не | |||||
27 | Высказывания со связками и, или | Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Уметь различать множества, содержащие операции и, или | |||||
28 | Графы. Деревья. | Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Уметь решать задачи с помощью графов | |||||
29 | Комбинаторика. Повторение | Урок обобщения. | 1 | Уметь решать задачи с помощью графов | |||||
30 | Контрольная работа | Урок контроля (проверка и учет знаний и умений). | 1 | ||||||
31 | Анализ контрольной работы. | Урок коррекции знаний и умений. | 1 | ||||||
32 | Повторение пройденного материала. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | ||||||
33 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" с ууд...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моё жизнетворчество". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моё жизнетворчество". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх"
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, пр...