Интегрированный урок по математике-информатике "Решение задач на движение. Работа с данными"
план-конспект урока по информатике (4 класс) по теме

Elena Usatova

урок математики-информатики "Решение задач на движение.Работа  с данными в нетбуках по созданию диаграмм

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabota_s_dannymi.zip1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Работа с данными. Решение задач.»                  Усатова Е.С.

Учитель начальных классов

Цель урока: закрепить ранее полученные знания и умения учащихся.

Задачи урока.

Дидактические:

  1. Продолжить работу по отработке вычислительных навыков, умение решать задачи на движение.
  2. Закреплять умения работать в программе MS Word (текстовый редактор)

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое мышление, математическую речь учащихся.
  2. Способствовать развитию познавательных процессов.
  3. Развивать самостоятельность школьников в преодолевании трудности в учении.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию интереса к предмету.
  2. Воспитывать аккуратность, коммуникабельность, взаимопомощь.

Дидактические средства и материалы.

Для учителя:

  • учебник “Математика” 4-й класс;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • презентация урока

Для учащихся:

  • учебник М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова «Математика» 4 класс
  • тетрадь
  • нетбук

Структура и основные этапы урока.

1. Организационный момент. 1 мин.

2. Целеполагание и мотивация. 1 мин.

3. Актуализация знаний (устный счет). 10 мин.

4. Закрепление изученного материала 22мин.

5. Релаксация (Физкультминутка). 3 мин.

6. Итог урока. 3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психолого-педагогический комментарий

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку (визуальная)

Эмоциональный настрой

2 слайд

Знания-это плоды.

Пусть сегодня у нас будет урожайный день.

Мобилизую внимание учащихся. Создаю положительный эмоциональный настрой на работу.

Развиваю навыки рациональной организации труда

Целеполагание и мотивация.

- Урок, ребята, очень важный.

Сегодня на уроке, продолжим работу с данными в курсе “Математика”. Вспомним все, что изучили за 4 год в начальной школе. Для чего нам это нужно?

Размышляют.

Ставят цели урока.

Высказывание детей по проблемному вопросу.

Раскрываю значимость предстоящей работы.

Мотивирую на активную познавательную деятельность.

Включаю частично-поисковый метод.

Актуализация знаний.

Устный счёт «Лабиринт»

3 слайд

Задача

4-5-6-7 слайд

Задачи на движение с разным видом записи условия.

-Без чего нельзя решить задачу?

- Как были записаны задачи, решённые вами?

- Вывод:  используя данные задачи,  установив связь между компонентами можно ответить на основной вопрос.

8 слайд

Отгадай ребус ДИАГРАММЫ

-Что такое диаграммы?

ДИАГРАММА — изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты времени.

Где вы уже встречались с чтением диаграмм?

Выделяется несколько категорий диаграмм.

Слайд 9

 Мы рассмотрим лишь некоторые: круговые, гистограммы, графики.

На примере круговой диаграммы рассмотрим её составные части.

  Каждая диаграмма имеет: название диаграммы,  область построения диаграммы, легенду диаграммы.

Каждый ученик должен уметь «прочитать» диаграмму, т.к. диаграмма содержит данные.

 А для чего  нужно уметь это делать?

ЧТЕНИЕ ДИАГРАММ.10-11-12

Слайд 13   Офтальмологический тренажёр.

14 слайд 

Задание №1. Винни Пух.

-Какие вопросы вы можете поставить к данной задаче?

- Какой вид диаграммы  вы бы  применили?

Слайд 15. Задание №2. Конфеты.

Слайд 16. Задание №3. Библиотека.

Как вы считаете, уместен ли данный вид диаграммы для задачи?

Слайд 17. Молодцы, ребята. Вам сейчас предстоит выбрать из предложенных задач одну(или несколько), 1 ученик составляет к задаче диаграмму, другой- решает её в тетради.

Задачи:

1.В Совет было избрано 60 представителей от 4 партий: Синие-30 мест, жёлтые-20, белые и зелёные –по 5.  Построй круговую диаграмму распределения мест в Совете между партиями.  Какую часть от общего числа  членов Совета занимают Синие?

2.Петя читал книгу Стивенсона «Остров сокровищ». В книге 140 страниц. В 1 день он прочитал34 стр., во 2- 42 стр., а в 3 и 4 день поровну. Построй гистограмму чтения книги Петей и определи, сколько страниц прочёл Петя на 4 день?

3.  Конюхов отправился в  кругосветное путешествие.  В первый день он прошёл 450км, во 2 день на 150 км больше, в третий в 2 раза больше, чем в 1 день.   Построй график и определи, в какой день путешественник преодолел самый большой отрезок пути.

Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря.

С детства проявлял стремление путешествовать и открывать для себя все многообразие мира. Первую экспедицию осуществил в 15 лет – пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке.

Капитан Дальнего плавания. Яхтенный капитан. Совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз на весельной лодке.

Слайд 18.

 Проговорим алгоритм  ваших действий.

Самостоятельная работа в нетбуках.

Демонстрация работ.

- Правильно. А для чего нам вообще идти дальше, изучать математику. Пригодится ли она в жизни? Где мы встречаем знания математики?

 Рефлексия. 26-30 слайд

- Что самое интересное было на уроке?

- Самое трудное?

- Самое важное?

Спасибо за урок.

Логически рассуждают.

Отвечают.

Определяют закономерность

Ответ -задача

Вспоминают типы задач на движение.

- простые задачи на движение

- задачи на движение в одном направлении

Активно участвуют в анализе и синтезе задачи.

Решение задачи у доски.

Решение задач самостоятельно.

Находят закономерность.

Выполняют проверку.

Высказывают своё мнение.

Обобщают.

Следуют указаниям бабочки глазами.

Развиваю учебную деятельность, мотивирую детей на работу с устными вычислениями.

Развиваю операционный компонент учебной деятельности память, логическое мышление, наблюдательность.

Развиваю навыки устного счета.

Развиваю объем внимания детей.

Развиваю коммуникационные навыки.

Совершенствование Вычислительных навыков.

Учу выделять данные и искомые, устанавливать связь между величинами: скорость, время, расстояние.

Использую обратную связь.

Релаксация.

Создаю ситуацию успеха.

Развиваю регулирующий компонент учебной деятельности

Даю возможность высказать свою точку зрения.

Развиваю внимание детей.

Учу мыслить. Использую частично-поисковый метод.

Создаю ситуацию успеха.

Нацеливаю на поисковую деятельность.

Учу анализировать проделанную работу, делать прогноз.

 

Мотивация.

Самоанализ урока

Данный урок третий по теме “ Работа с данными. Решение задач .”

Урок закрепления и систематизации знаний. При планировании учтены уровень знаний подготовленности класса в целом и индивидуальные особенности учащихся.

Считаю, что урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленным задачам и способствуют закреплению, повторению и систематизации знаний, повышению уровня развития познавательной мотивации.

На уроке развивается:

  • умственная активность ребят,
  • речь учащихся;
  • общеинтеллектуальные умения и навыки (приёмы анализа, синтеза классификации, сравнения обобщения);
  • общеучебные умения и навыки (умение решать поставленную задачу, умение работать в программах ПК, умение работать самостоятельно, умение слушать учителя и одноклассников);
  • психофизические функции (внимание, память, мышление, воображение).

Исходя из разноуровневой модели класса на уроке, использована дифференциация по степени сложности, по характеру помощи со стороны учителя при отработке умения решать текстовые задачи на движение. Тем самым дети чувствуют себя на уроке спокойно, уверенно, с интересом приступают к выполнению заданий.

После выполнения каждого задания идет самопроверка и самоконтроль с использованием компьютера и средств обратной связи.

Для привлечения внимания использовала яркую наглядность, мультимедийную презентацию,  организовала практическую  работу в нетбуках, применяла высокий темп урока и смену видов деятельности.

Положительные результаты урока обеспечили:

  • смена одного вида деятельности другим (устная, письменная, самостоятельная работа);
  • использование различных форм работы (индивидуальная, фронтальная работа, групповая и работа в парах);
  • методы ведения урока, способствующие продуктивной деятельности учащихся;
  • рациональное распределение времени на уроке;
  • оборудование урока;
  • соблюдение гигиенических требований к уроку;
  • готовность учителя и учеников помочь друг другу, обстановка на уроке, способствующие активизации умственной деятельности;
  • поощрение детей за работу;
  • своевременное проведение физкультминутки на релаксацию для снятия усталости.

Считаю, что урок достиг поставленной цели. Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными.