Кружок "Волшебная мышка"
рабочая программа по информатике по теме

Захарова Мария Николаевна

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа.

Рассчитана на 2 года для детей 8 - 12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Волшебная мышка"26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа имеет естественнонаучную направленность.

     Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т.п.

Особое место в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром прохождения программы является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности).

     В программе используется разнообразие форм и методов, носящих преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

      Особое значение изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в начальной школе связано с наличием в содержании логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

     Цель программы: развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

     Задачи программы – научить ребят:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т.п.;

• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

• анализировать языковые объекты;

• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

     Формы занятий: программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия. Среди них: викторины, игры, конкурсы, дискуссии, проектная деятельность.

     Реализация программы рассчитана на 2 года. В кружок привлекаются дети в возрасте 8 - 12 лет. Количество занимающихся в кружке – не более 18 человек. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. Для занятий используется компьютерный класс (для практических занятий) и учебный кабинет (для изучения теории).

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки

В результате работы учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

3) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

5) владение базовым понятийным аппаратом:

  • цепочка (конечная последовательность);
  • мешок (неупорядоченная совокупность);
  • одномерная и двумерная таблицы;
  • круговая и столбчатая диаграммы;
  • утверждения, логические значения утверждений;
  • исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
  • дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
  • игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

6) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  • проведение полного перебора объектов;
  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
  • использование имён для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
  • построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
  • построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

7) ИКТ-квалификация:

  • сканирование изображения;
  • запись аудиовизуальной информации об объекте;  
  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
  • заполнение учебной базы данных;
  • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

П/П

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Правила игры.

7

3

4

Области.

2

1

1

Цепочка.

5

2

3

Мешок.

3

2

1

Основы логики высказываний.

5

2

3

Язык.

3

1

2

Математическое представление информации.

1

1

-

Решение практических задач.

2

-

2

Решение практических задач.

ИКТ-квалификация.

6

-

6

ВСЕГО

34

Второй год обучения

П/П

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Цепочка.

6

3

3

Мешок.

2

1

1

Язык.

1

1

-

Основы теории алгоритмов.

5

2

3

Дерево.

9

4

5

Математическое представление информации.

2

2

-

Решение практических задач.

7

-

7

Решение практических задач.

ИКТ-квалификация.

2

-

2

ВСЕГО

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Информатика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2013.
  2. Информатика. 3 – 4 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2013.
  3. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Пособие для учащихся образоват. организаций. 3-е изд. М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2014.
  4. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 - 4 классы. Часть 2. Пособие для учащихся образоват. организаций. 3-е изд. М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2014.
  5. Информатика.  1-4 класс. Рабочие программы. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2011.
  6. http://www/learning.9151394.ru 
  7. http://school-informatica.ru

Дополнительная литература

  • Методические пособия для учителя размещены на сайте www.int-edu.ru
  • Компьютерная составляющая к курсу размещена в Единой коллекции ЦОР в рамках ИУМК "Информатика 1-4  - www.school-collection.edu.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"

Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами....

Урок технологии в 1 классе. Работа с пластилином. Мышка.

Презентация к уроку технологии в первом классе с поэтапным показом выполнения работы....

Интегрированный урок математики и труда 4 класс Тема. «Виды треугольников. Закрепление. Игрушка – оригами «Мышка»

Цели урока.Формировать представление о видах треугольников; работать над вычислительными навыками; закреплять умение решать задачи на движение; развивать логическое мышление; изготовить игрушку ...

Видеофильм "Городская мышка и деревенская"

Инсценировка сказки "Городская мышка и деровенская" в исполнении учащихся 2 класса.http://youtu.be/S9UxvLDnmig...

урок чтения Джанни Родари" Про мышку, которая ела кошек" программа " Начальная школа 21 век"

Презентация содержит речевую разминку, материал для работы над деформированным текстом, для работы над произведением...

Сказка про Деда, Внучку и Мышку-Полевку

Эту сказку мы с сыном придумали по заданию учителя в 3 классе для урока литературы. Такие творческие задания преподаватель дает часто и дети этому ничуть не удивляются. Рассказы их появляются быстро и...

Упражнения для домашнего чтения "Городская мышка и сельская мышка" 2кл. Spotlight

Упражнения для домашнего чтения "Городская мышка и сельская мышка" 2кл. Spotlightдля закрепления материала....