Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»
консультация по информатике (1 класс) на тему

Вдовкина Светлана Михайловна

В данной статье рекомендуется применение  игровых технологий  в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий  с использованием игровых технологий, излагается технология и методика проведения игр.

         Методические рекомендации предоставляют  возможность пополнить методическую копилку педагогу дополнительного образования, а именно откроют новые и интересные  формы и приемы работы, которые не только сформируют у детей  положительную мотивацию в получение новых знаний, но и усовершенствуют навыки работы за компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические рекомендации100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр технического творчества городского округа Тольятти

Методические рекомендации по применению игровых

технологий в дополнительном образовании на занятиях

«Азы компьютерной грамотности»

                                                                                  МБОУ ДО ЦТТ г.о. Тольятти

                                                                  Автор:   Вдовкина Светлана Михайловна

Педагог дополнительного образования

Тольятти,  2016

Аннотация

В данной статье рекомендуется применение  игровых технологий  в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий  с использованием игровых технологий, излагается технология и методика проведения игр. 

         Методические рекомендации предоставляют  возможность пополнить методическую копилку педагогу дополнительного образования, а именно откроют новые и интересные  формы и приемы работы, которые не только сформируют у детей  положительную мотивацию в получение новых знаний, но и усовершенствуют навыки работы за компьютером.

         

Содержание

1. Аннотация

2  Содержание

2. Введение

3. Основная часть

4.Заключение

5.Использованные ресурсы

Введение

Актуальность  

Организация учебно-познавательной деятельности детей на занятиях требует создания таких условий, при которых в наибольшей мере реализуются индивидуальные возможности каждого ребенка. Для решения этой задачи в области дополнительного образования рекомендуется  применять  игровые технологии. Для того чтобы процесс обучения был не только занимательным, но и увлекательным.

В настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при обучении  компьютерной грамотности  детей дошкольного и младшего школьного возраста выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.

        Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных  путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

        Использование игровых форм организации образовательной  деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других  детей, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий

Задачи:

1.Проанализировать  классификацию педагогических игр.

2.Изучить преимущество игровых технологий.

3.Обобщить опыт использования игровых технологий.

Объект исследования: познавательная деятельность детей на занятиях по азам компьютерной грамотности.

Предмет исследования: игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на  занятиях .

        Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко сформулирована цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при обучении азам компьютерной грамотности выходит на первый план. Существует множество педагогических игр. Каждая игра имеет свои цели и задачи. Одни направлены на отдых детей, другие на закрепления приобретённых знаний, третье – на проверку смекалки и воле к победе.

Игры, использующиеся на занятиях  по азам компьютерной грамотности, делятся на деловые, ролевые, инновационные игры, дидактические. Имеется определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные, принципиальные различия. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на участников три основные задачи: образовательную, воспитательную, развивающую.

Например, деловая игра  представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности. 

Деловая игра по азам компьютерной грамотности   по теме « Информация»   предлагается виде  игры «Что? Где? Когда?».   Она может быть использована в закреплении нового материала или  повторения пройденного.

      В ролевой игре – предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.

Например, на занятии по теме «Системы и множества» нужно узнать, сколько одинаковых героев есть в сказках «Маша и медведь» и «Колобок»? Дети делятся на группы. Каждой группе раздается набор картинок (Маша, медведь, внучка, волк, лиса, дедушка, заяц). Дети инсценируют сказку-игру, в результате выполнения которой один из предметов предложенного множества будет отсеян, при этом они играют роли "волка", "лисы" и т.д. Задача педагога — помочь детям провести мини-спектакль (ролевую игру), цель которой — выделить предмет из данной совокупности.

Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются, прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы сорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное взаимодействие.

Дидактическая игра – основной акцент при проведении дидактической игры делается на занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств. Элементы забавы при этом служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к обучению в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики.

Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.

Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму.

Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовка:

  • разработка сценария,
  • план игры,
  • общее описание,
  • содержание инструктажа,
  • подготовка материального обеспечения.

Второй этап – проведение игры.

  • Постановка проблемы,
  • Условия,
  • Правила,
  • Регламент,
  • Распределение ролей,
  • Формирование групп,
  • Консультации.

Третий этап –  анализ и обобщение.

  • Вывод из игры,
  • Рефлексия игры,
  • Оценка и самооценка работы,
  • Выводы и обобщения.

Анализ содержания и методов формирования представлений у детей показал, что средством формирования представлений о компьютерной грамотности могут и должны стать  дидактические игры и упражнения.

Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки. Например, нужно найти неверную пару: хранить –винчестер, передавать – модем, смотреть- монитор, слушать – принтер.

Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация ребенка в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах. Например, можно отправиться на улицу художников. Детям дается задания помочь художникам раскрасить жителей в яркие цвета. Для этого заходят в программу графический редактор Paint и знакомятся с «жителями этого города» Для этого они пользуются различными знаками, жестами, рисунками.

Игра–соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры дети делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Например, используя шифр, нужно найди слово, спрятанное за этими цифрами.

Игра – соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом ребёнка и другими педагогическими факторами.

В процессе работы при использовании игровых технологий  решаются следующие поставленные задачи:

  • развить и расширить познавательные интересы воспитанников;
  • воспитать компьютерную и информационную культуру;
  • развить творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка;
  • сформировать устойчивый интерес к предмету информатики;
  • способствовать развитию самостоятельного мышления;
  • способствовать воспитанию духа сотрудничества на занятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что от использования игровых технологий есть безусловный положительный эффект. Игра — не просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь учеников, — это возможность глубоко, по-настоящему прожить любую тему, прорастить в себе знание. Игра порождает целый веер ролей: ее надо разрабатывать, вести, выполнять функции персонажей. И в этом смысле современные игровые технологии — не угроза педагогике, а еще одна возможность для развития ребенка.

Преимущества игровых технологий:

  • Позволяют активизировать и интенсифицировать образовательный процесс.
  • Осуществляются межпредметные связи.
  • Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
  • Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Заключение

Не будем забывать о том, что ребенок приходит на дополнительные занятия по азам компьютерной грамотности, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку. Желательно максимально использовать игровые приёмы, коллективные формы работы, предоставляя возможность детям обыгрывать различные ситуации.

Главной задачей педагога является привитие интереса к изучению основ компьютерной грамотности, использование творческого подхода и развитие творческого потенциала детей. Поэтому я рекомендую целесообразно использовать игровые технологии, которые помогают провести занятия в красочной интересной форме, объяснять новый материал, отработать навыки работы по отдельным темам.

Использованные ресурсы

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

2. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

3. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.

Интернет  - ресурсы

1. www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/10484.html

2.www.rusedu.info/CMpro-p-p-27-page.html

3.edu-lider.ru/игровые-технологии-в-образовании/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий учителем в учебно-воспитательном процессе.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Методические рекомендации по применению презентации по математике "Стоимость единицы товара". ПНШ. 4 класс

Презентация по математике "Стоимость единицы товара". Данная презентация предназначена для использования на уроке по математике к УМК "Перспективная начальная школа"...

Методические рекомендации по применению наглядных средств обучения в начальной школе

В данной статье разработаны рекомендации к использованию наглядных средств на уроках в начальной школе....

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках

В данном материале даны методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках. Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение в на...

Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями зрения

Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями зрения...

Методические рекомендации по применению интерактивных заданий, расположенные на образовательном портале LearningApps.org. для повышения предметных математических результатов по теме «Решение уравнений» в 1 классе

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: на сегодняшний день существуют затруднения у обучающихся 1-го класса в решение уравне...

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...