Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.
статья по информатике на тему

Стрельникова Лариса Павловна

Главной задачей современного образования является получение учениками определенной суммы знаний,  формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках является требованием времени. Сколько преимуществ получают ученик и учитель при использовании ИКТ! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья45 КБ

Предварительный просмотр:

Стрельникова Лариса Павловна, МБОУ «Гимназия №4 им. А.С. Пушкина г.Йошкар-Олы», учитель начальных классов.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.

Мир не стоит на месте, поток информации поистине огромен. Интернет, медиатехнологии, электронная библиотека и множество других терминов и определений вошли в нашу повседневную жизнь. Еще несколько лет назад учитель мог только мечтать иметь персональный компьютер и проектор в классе. А сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» уже вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Главной задачей современного образования является получение учениками определенной суммы знаний,  формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках является требованием времени! Сколько преимуществ получают ученик и учитель при использовании ИКТ!

Преимущества, получаемые учителем, при использовании ИКТ:

1.Скорость объяснения увеличивается почти вдвое.

2.Качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение).

3.Более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!

4.Использование Интернет – ресурсов позволяет «идти в ногу со временем».

5.Изготовление презентаций – это творчество учителя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию.

6.Постоянное самообразование учителя.

7.Поднятие авторитета учителя в глазах учащихся.

8.Нет необходимости готовить к уроку массу репродукций, аудио-сопровождения – все это уже заранее готово и содержится на компакт-диске или флеш-карте.

     Преимущества, получаемые учеником:

1.Лёгкий путь усвоения информации.

2.При изготовлении презентаций, работе в Интернете, работе с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки необходимые им в будущей жизни.

3.Концентрация внимания на уроке без посторонней помощи.

4.Развитие познавательного интереса.

5.Обеспечение доступа к различным справочным системам.

6.Обучение навыкам контроля и самоконтроля.

7.Положительная мотивация обучения.

8.Формирование навыков исследовательской деятельности.

В своей работе использую информационные технологии:

- презентации, анимированные кроссворды, игры, интерактивные плакаты;

- раздаточный и дидактический материал, тесты;

- электронные энциклопедии, справочники;

- видео и аудио уроки;

- компьютерные программы

Уроки с применением ИКТ стали нормой в нашем классе, так как использование компьютера на уроках в начальной школе способствует развитию устойчивого внимания, повышению мотивации к учебе, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали высказывать свое мнение, рассуждать, участвовать в работе на уроке.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ мной составляется план урока, исходя из его целей, материал отбирается с соблюдением основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, научности и доступности и другие. Я пользуюсь такими источники информации как: сеть Интернет, электронное учебное пособие «Азбука», программой «Перволого», интерактивными плакатами по математике Емельяновой Н.В., программой «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире»  и другими. При этом компьютер не должен заменять учителя, а только дополнять его. Компьютер может использоваться на всех этапах, как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Компьютер выполняет следующие функции: источник учебной информации, учебное пособие, тренажер, средство диагностики и контроля и др.

ИКТ – это область знаний, которая идет вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ней, необходимо все время учиться. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом. В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, но особенно мне нравится самой создавать презентации, так как это позволяет самостоятельно подбирать для урока картинки, плакаты, музыкальное сопровождение. Я считаю, что презентации созданные при помощи программы Microsoft Power Point, являются наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Мной созданы презентации к урокам: «Водоемы», «Разнообразие животных», «В гости к осени», «Формы земной поверхности», «Какие бывают растения и животные» и другие.

Кроме того, уже начиная со второго класса, дети самостоятельно создают небольшие презентации. Использование детских презентаций на уроках повышает мотивацию детей, особенно самих авторов материалов. В этом случае, ученик выполняет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации и аргументируя использование тех или иных возможностей Microsoft Power Point. Таким образом, мы постепенно выходим к такой модели обучения, когда каждый обучает каждого. Вот лишь некоторые из работ, выполненные учениками моего класса: « Близкий и неизвестный песок», «Город в котором я живу», «Мой край», «Петр I», «Путешествие по Москве», «Экосистема луга» и многие другие.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Необходимо  проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.  

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Литература:

1.Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбьякова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 146 с

2.Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. //Начальная школа 2009 год № 2, с.38 – 43

3. http://www.tgl.net.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе.»

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе

Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как  здоровье наших детей...

ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.

ДОКЛАД  «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе

Актуальность использования ИКТ; причины,побуждающие педагога использовать ИКТ; цели, задачи проекта; условия реализации; предполагаемые результаты....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...