Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»
рабочая программа по информатике (1 класс) по теме

Никифорова Елена Павловна

Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervologo.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.

« Работаем и играем в ПервоЛого.»

.

Составитель:

учитель начальных классов

Никифорова Е.П.

Дисциплина:

Проектная деятельность и Информационные Технологии

Класс обучения:

1-2 класс начальной школы.

Количество часов:

33часа – 1 класс; 34 часа – 2 класс.

  1.  Пояснительная записка.

Основные идеи   курса:

В увлекательной игровой форме освоить  мультимедийные возможности интегрированной творческой среды на базе языка Лого, необходимые для работы в курсах Математики (Учимся считать), Русского языка (Учимся писать), Литературы (учимся читать), использующие программу  ПервоЛого. Курс состоит из учебных модулей. Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.

Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.

Предлагается следующий набор учебных модулей:

  • Знакомство с компьютером.
  • Создание рисунков.
  • Создание мультфильмов и «живых» картинок.
  • Создание проектов домов и квартир.
  • Создание компьютерных игр.
  • Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).
  • Создание текстов.
  • Создание печатных публикаций.
  • Создание электронных публикаций.
  • Поиск информации

Следует отметить, что при недостаточном количестве часов, отводимых в конкретной школе на изучение информационных технологий, учитель принимает решение о выборе изучаемых модулей.

Основные задачи курса:

  • Познакомить с основными технологическими приемами работы в программе ПервоЛого, QuickTime, iTunes.
  • Сформировать универсальные учебные навыки.
  • На тематической подборке заданий развить внимание, мышление, творческие способности детей.

Курс направлен на:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к авторским правам;
  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Деятельность учащихся:

  • Работа в графическом редакторе программы ПервоЛого.
  • Работа в текстовом редакторе программы ПервоЛого.
  • Работа со звуком в программе ПервоЛого.  
  • Работа в программах QuickTime, iTunes, GarageBand.

Содержание и организация процесса обучения.

Курс размещён в электронной оболочке Moodle в среде i-класса и на сайте www.nachalka.seminfo.ru.

На каждом уроке ученикам предлагается:

  1. Иллюстрированная  инструкция, объясняющая назначение и целесообразность использования инструментария программы ПервоЛого 3.0 для выполнения задания.
  2. Файл с заданиями, созданный в программе ПервоЛого 3.0. Скачивая на рабочий стол этот ресурс, ученики могут прослушать инструкцию и выполнить задание.

Результатом работы ученика  на  каждом уроке является создание файла (готового проекта) в программе ПервоЛого 3.0 или другой программе  с использованием рекомендованного инструментария.

                              Методы и формы обучения.

Ведущие методы преподавания курса:

  • Учебный диалог, осуществляющийся в очной, дистанционной форме (в чате). Возможна и  самостоятельная работа с инструкциями, которые написаны в доступной форме.

После консультации с учителем ученик самостоятельно доделывает задания и  прикрепляет в i-класс либо сохраняет на рабочем столе в своей папке. Учитель дает рецензию на выполненное задание, обсуждает правильность выполненных заданий  и ставит оценку или рекомендует переделать задания с учетом высказанных замечаний.

Планируемые результаты обучения.

             Изучение инструментов и мультимедийных возможностей ПервоЛого 3.0углубляются и расширяются по мере прохождения всего курса.

Приобретаются следующие технологические навыки:

  • передвижение объектов мышкой,
  • использование инструмента «Заливка»,
  • использование инструмента «Линейка»,
  • использование инструмента «Карандаш»,
  • запись звука,
  • создание текстовых окон, редактирование текста.
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

1. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

                          Логико-алгоритмический компонент

     Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

                                 

Предметные результаты

1. Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь

  • пользоваться мышью и клавиатурой;
  • запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

Модуль «Создание рисунков».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.  

Модуль «Создание мультфильмов и “живых” картинок». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь

  • выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
  • сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание проектов домов и квартир». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ;
  • сохранять созданный проект и вносить в него изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание компьютерных игр». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ;
  • сохранять созданные игры и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать компьютерную игру и создавать её при помощи компьютера.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • что такое полное имя файла;

уметь

  • создавать папки (каталоги);
  • удалять файлы и папки (каталоги);
  • копировать файлы и папки (каталоги);
  • перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • набирать текст на клавиатуре;
  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание печатных публикаций».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • вставлять изображения в печатную публикацию;
  • создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
  • создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
  • составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание электронных публикаций». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
  • включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.

Модуль «Поиск информации». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
  • искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.

 Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.

Результатом работы ученика  в каждом уроке является создание файла (готового проекта)  в ПервоЛого3.0, QuickTime, iTunes.

Еженедельное оценивание учителем технологических навыков владения инструментами ЛогоМиров так же позволяет  контролировать достижения учащихся.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1 КЛАСС.  33 часа.

Содержание

Часы

1

Проект «Бедж»

1 ч.

2

Проект «Мое имя»

1 ч.

3

Проект «Я умею»

1 ч.

4

Проект «Моя школа»

1 ч.

5

Проект «Считалки»

1 ч.

6

Проект «Считалки»

1 ч.

7

Проект «Осенние листья»

1 ч.

8

Проект «Скороговорки»

1 ч.

9

Проект «Загадки»

1 ч.

10

Проект «Загадки»

1 ч.

11

Проект «Моя семья»

1 ч.

12

Проект «Моя семья»

1 ч.

13

Проект «Школьная жизнь»

1 ч.

14

Проект «Школьная жизнь»

1 ч.

15

Проект «Школьная жизнь»

1 ч.

16

Проект «Зимние зарисовки»

1 ч.

17

Проект «Зимние зарисовки»

1 ч.

18

Проект «Азбука»

1 ч.

19

Проект «Азбука»

1 ч.

20

Проект «Азбука»

1 ч.

21

Проект «Азбука»

1 ч.

22

Проект «Поздравительная открытка»

1 ч.

23

Проект «Поздравительная открытка»

1 ч.

24

Рисуем в ArtRage

1 ч.

25

Рисуем в ArtRage

1 ч.

26

Рисуем в ArtRage

1 ч.

27

Рисуем в ArtRage

1 ч.

28

Проект «Матрешки»

1 ч.

29

Проект «Матрешки»

1 ч.

30

Проект «Матрешки»

1 ч.

31

Проект «Матрешки»

1 ч.

32

Проект «Записная книжка»

1 ч.

33

Проект «Записная книжка»

1 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

2 КЛАСС.  34 часа.

Содержание

Часы

1

"Расписание уроков".

1 ч.

2

"Изучаем звездное небо".

1 ч.

3

"Признаки осени".

1 ч.

4

"Признаки осени".

1 ч.

5

"Изучаем материки".

1 ч.

6

"Изучаем материки".

1 ч.

7

"Природа родного края".

1 ч.

8

"Природа родного края".

1 ч.

9

"Природа родного края".

1 ч.

10

"Башни Кремля". Викторина.

1 ч.

11

"Башни Кремля". Викторина.

1 ч.

12

"Башни Кремля". Викторина.

1 ч.

13

"Я и моё имя".

1 ч.

14

"Я и моё имя".

1 ч.

15

"Новогодняя анимированная открытка".

1 ч.

16

"Новогодняя анимированная открытка".

1 ч.

17

"Новогодняя анимированная открытка".

1 ч.

18

"Правила дорожного движения". Дорога от школы до дома по карте. Мультфильм.

1 ч.

19

"Правила дорожного движения". Дорога от школы до дома по карте. Мультфильм.

1 ч.

20

"Правила дорожного движения". Дорога от школы до дома по карте. Мультфильм.

1 ч.

21

"Правила дорожного движения". Дорога от школы до дома по карте. Мультфильм.

1 ч.

22

"Наша экскурсия". Репортаж.

1 ч.

23

"Наша экскурсия". Репортаж.

1 ч.

24

"Наша экскурсия". Репортаж.

1 ч.

25

"Сочиняем истории в стиле барона Мюнхаузена". Сборник рассказов.

1 ч.

26

"Сочиняем истории в стиле барона Мюнхаузена". Сборник рассказов.

1 ч.

27

"Сочиняем истории в стиле барона Мюнхаузена". Сборник рассказов.

1 ч.

28

"Сочиняем истории в стиле барона Мюнхаузена". Сборник рассказов.

1 ч.

29

"Мир под микроскопом". Исследование почек растений.

1 ч.

30

"Мир под микроскопом". Исследование почек растений.

1 ч.

31

"Мир под микроскопом". Исследование почек растений.

1 ч.

32

"Сочиняем небылицы". Мультфильмы.

1 ч.

33

"Сочиняем небылицы". Мультфильмы.

1 ч.

34

"Сочиняем небылицы". Мультфильмы.

1 ч.

  Рекомендуемая литература для учителя и для учащихся.


  • «ПервоЛого 2.1» справочно пособие, Институт Новых Тенологий, под ред. С.Ф Сопрунова,А.С. Ушакова, Е.И. Яковлевой, 2010г.
  • Рекомендации на сайте www.nachalka.seminfo.ru

Материально-техническое оснащение курса.

Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающиему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.

С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет.  Компьютер должен быть оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой, шумопоглощающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.

На компьютере должно быть предустановлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, интерактивные анимации (игры), проекты зданий (в зависимости от выбранных для освоения модулей технологического компонента).

В образовательном учреждении  должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в  информационной среде школы. Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.

Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен быть обеспечен современными персональными компьютерами с выходом в Интернет и школьную информационную среду, обеспечивающими возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащёнными встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглощающими наушниками, микрофоном. В кабинете должны быть установлены как минимум один принтер и планшетный сканер.

Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».

 Для работы в курсе требуется следующее программное обеспечение:

  • MakBook
  • Медиапроектор
  • ПервоЛого 3.0 (для платформ РС и Мас)
  • Любой браузер  (Ехplorer, Safari, Mozilla )
  • QuickTime для просмотра видеоинструкций.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»

Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Начальная школа 21 века». Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....

программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

Программа для учащихся 1-4 классов.  Каждое задание - это ступенька к своему проекту....

программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

Программа для учащихся 1-4 классов.  Каждое задание - это ступенька к своему проекту....