Особенности преподавания информатики в начальной школе
статья по информатике (3, 4 класс) на тему

Глухих Тамара Алексеевна

Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, а также способствуют всестороннему развитию личности ученика. Курс информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, одного из приоритетов начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания информатики в начальной школе

Педагогическая деятельность всегда осуществляется в режиме реального времени и очень динамично, что предполагает значительный простор для творческого поиска, вариативность применения различных приемов и методов работы в зависимости от существующей ситуации. Но, как мне кажется, на сегодняшний день учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции знаний, а при подготовке к урокам озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения материала и наглядности.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Учитель здесь выступает в роли садовника, создающего питательную среду для роста творческого начала личности ребенка и его образовательных результатов.

Л.Н.Толстой писал: Если человек в школе не научился творить, то и в жизни он всегда будет подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.”

Нами не ставится задача освоения школьниками всех программных продуктов. Это просто невозможно в рамках наших учебных часов, да и нецелесообразно. Гораздо важнее показать детям основные преимущества, предоставляемые ЭВМ человеку (комбинаторные, вычислительные, графические и моделирующие возможности), которые и определяют широту распространения компьютеров.

Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, а также способствуют всестороннему развитию личности ученика. Курс информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, одного из приоритетов начального образования.

Многие изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека.

Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важно формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить.

Поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов в начальные, так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. В этом возрасте внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память.

С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека.

У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению информатики.

Экспериментальные исследования, связанные с разработкой содержания и методики изучения курса информатики в начальной школе, ведутся более десяти лет. Разработаны различные подходы к ее изучению в начальных классах. Они нашли воплощение в различных учебно-методических комплектах.

В частности, это комплекты, созданные авторскими коллективами под руководством A.B. Горячева и А.Л. Семёнова, учебные материалы Л.Л. Босовой, и другие.

При этом изучение информатики по этим комплектам необязательно связано с использованием компьютера, так как содержание предполагает, прежде всего, освоение теоретических основ информатики и развитие логического мышления детей.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.

В нашей школе изучение информатики в начальной школе ведется по программе А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах». Основную часть урока занимает выполнение заданий из учебника, а 15 минут урока учащиеся проводят за компьютерами, выполняя задания или играя в логические игры. Программа A.B. Горячева предполагает в частности, формирование у школьников представлений: об объектах, их моделях, приёмах построения и описания моделей; о множествах, отношениях между ними и операциях; об алгоритмах, их видах и свойствах; о высказываниях и операциях над ними; о закономерностях и стратегиях.

Данная программа отражает точку зрения тех, кто считает самым важным умение построения информационно-логических моделей. Ученики учатся создавать формальные модели, т. е. на языке понятном компьютеру. Таким образом, в курсе Горячева «Информатика в играх и задачах» компьютер может не использоваться.

При изучении курса дети работают в тетрадях на печатной основе, у учителей имеются детально разработанные поурочные планы, которые помогают преподавать этот предмет.

Кроме того, использую комплекты наглядных пособий, «Информатика» и логические игры на компьютере соответствующие теме урока (примером являются «Ханойские башни» и «Перевести через реку волка, козу и капусту»).

Обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом, изучение материала происходит по спирали - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года: I четверть - алгоритмы. II - объекты. III - логические рассуждения, IV - модели в информатике. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой. На уроках дети учатся описывать, составлять и анализировать алгоритмы, устанавливать отношения между множествами объектов и графически изображать их: объединять и классифицировать предметы; описывать простейшие графы; строить и находить пути в графах: решать логические задачи и задачи на поиск закономерностей; находить решение по аналогии; строить цепочки логических выводов.

На уроках информатики использую развивающие упражнения: геометрические головоломки, считалки, загадки, кроссворды, стихи, ребусы, логические задачи, кроссворды, стихи, ребусы - всё это направлено на развитие памяти, внимания, мышления. Они способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, при этом младшие школьники легко с удовольствием овладевают новой терминологией.

Ребятам нравится играть на уроках информатики. Так, например, при изучении «алгоритма» дети любят играть в игру «Робот». Один из учеников становится «роботом». Робот -это машина, которая во всем слушается человека и выполняет только то, что ему говорят. Команды должны быть понятны и расположены в правильном порядке. Робот должен нарисовать солнышко на доске. В результате обсуждения и групповой работы определяется последовательность команд: а) встать; б) подойди к доске; в) возьми мел; г) нарисуй солнышко: д) положи мел на место; е) стоп.

Дети делают вывод: алгоритм - это последовательный план действий.

На уроках используются такие задания «Расшифруй слово»: а) прочитай слова: лопата, панама, лото; б) раздели их на слоги; в) возьми из каждого слова один слог; г) составь новое слово; д) назови новое слово.

Ученикам очень нравятся подобные задания. С одной стороны, они видят, что человек в своей деятельности весьма часто руководствуется различными алгоритмами, а понимание сути своей собственной алгоритмической деятельности важно для каждого человека.

С другой стороны, младшим школьникам кажется, что на уроках информатики, выполняя интересные задания вместе со сказочными героями, они просто играют, соревнуются, поэтому дети не боятся ошибаться, не стесняются говорить, видят доступную образовательную перспективу.

После знакомства с такими структурами, как ветвление и циклы, школьниками были разработаны алгоритмы, которые они применяли на уроках математики и русского языка.

После внедрения предмета информатики у учащихся 3-4 классов повысилось качество успеваемости по ряду предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание информатики в начальной школе.

Преподавание информатики в начальной школе....

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"...

«Здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент преподавания базовых предметов начальной школы»

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...

особенности преподавания математики в начальной школе по УМК ПНШ ФГОС

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество ...

Особенности преподавания ПДД в начальной школе

У ребёнка три основных источника знаний правильного поведения на дороге: родители, школа, социальная среда. Но зачастую родители и социальная среда игнорируют соблюдение правил, показывают плохой прим...

Особенности преподавания информатики в начальной школе

У чащихся начальных классов наблюдаентся большой интерес к компьютерным играм....