Особенности преподавания информатики в начальной школе
статья по информатике (3 класс)

У чащихся начальных классов наблюдаентся большой интерес к компьютерным играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Особенности преподавания информатики в начальной школе

Автор:Толстых Нурия Халиловна

ГБОУ СОШ № 612 Центрального района Санкт-Петербурга.

Социальный педагог, учитель информатики начальной школы, педагог дополнительного образования

        

                                      Санкт- Петербург

                                                     2018

Особенности преподавания информатики в начальной школе

Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, а так же способствуют всестороннему развитию личности ученика. Курс информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента учебных умений и навыков, одного из приоритетов начального образования.

Изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру содержания современного школьного образования. Это обусловлено увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека.

Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важно формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить.

Поэтому возникла необходимость во включение курса информатики  в начальные классы. В этом возрасте внимание становится произвольным, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память.

С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека.

У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению информатики.

Экспериментальные исследования, связанные с разработкой содержания и методики изучения курса информатики в начальной школе, ведутся более десяти лет. Разработаны различные подходы к ее изучению в начальных классах. Они нашли воплощение в различных учебно-методических комплектах.

 частности, это комплекты, созданные авторскими коллективами под руководством A.B. Горячева и А.Л. Семёнова, учебные материалы Л. Л. Босовой, и другие.

При этом изучение информатики по этим комплектам необязательно связано с использованием компьютера, так как содержание предполагает, прежде всего, освоение теоретических основ информатики и развитие логического мышления детей.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.

В нашей школе основную часть урока занимает выполнение заданий из учебника, а 15 минут урока учащиеся проводят за компьютерами, выполняя задания или играя в логические игры. Программа A.B. Горячева предполагает в частности, формирование у школьников представлений: об объектах, их моделях, приёмах построения и описания моделей; о множествах, отношениях между ними и операциях; об алгоритмах, их видах и свойствах; о высказываниях и операциях над ними; о закономерностях и стратегиях.

Данная программа отражает точку зрения тех, кто считает самым важным умение построения информационно-логических моделей. Ученики учатся создавать формальные модели, т. е. на языке понятном компьютеру. При изучении курса дети работают в тетрадях на печатной основе, у учителей имеются детально разработанные поурочные планы, которые помогают преподавать этот предмет.

Кроме того, использую комплекты наглядных пособий, «Информатика» и логические игры на компьютере соответствующие теме урока (примером являются «Ханойские башни» и «Перевести через реку волка, козу и капусту»).

Обучение логическим основам информатики проводится но нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Занятия проводятся один раз в неделю.

На уроках информатики используются развивающие упражнения: геометрические головоломки, считалки, загадки, кроссворды, стихи, ребусы, логические задачи - всё это направлено на развитие памяти, внимания, мышления. Они способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, при этом младшие школьники легко с удовольствием овладевают новой терминологией.

Ребятам нравится играть на уроках информатики. Так, например, при изучении «алгоритма» дети любят играть в игру «Робот». Один из учеников становится «роботом». Робот -это машина, которая во всем слушается человека и выполняет только то, что ему говорят. Команды должны быть понятны и расположены в правильном порядке. Робот должен нарисовать солнышко на доске. В результате обсуждения и групповой работы определяется последовательность команд: а) встать; б) подойди к доске; в) возьми мел; г) нарисуй солнышко: д) положи мел на место; е) стоп.

 делают вывод: алгоритм - это последовательный план действий.

Ученикам очень нравятся подобные задания. С одной стороны, они видят, что человек в своей деятельности весьма часто руководствуется различными алгоритмами, а понимание сути своей собственной алгоритмической деятельности важно для каждого человека.

С другой стороны младшим школьникам кажется, что на уроках информатики, выполняя интересные задания вместе со сказочными героями, они просто играют, соревнуются, поэтому дети не боятся ошибаться, не стесняются говорить.

После знакомства с такими структурами, как ветвление и циклы, школьниками были разработаны алгоритмы, которые они применяли на уроках математики и русского языка.

После внедрения предмета информатики у учащихся 3-4 классов повысилось качество успеваемости по ряду предметов (математика, русский язык).

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание информатики в начальной школе.

Преподавание информатики в начальной школе....

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"...

«Здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент преподавания базовых предметов начальной школы»

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...

особенности преподавания математики в начальной школе по УМК ПНШ ФГОС

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество ...

Особенности преподавания ПДД в начальной школе

У ребёнка три основных источника знаний правильного поведения на дороге: родители, школа, социальная среда. Но зачастую родители и социальная среда игнорируют соблюдение правил, показывают плохой прим...

Особенности преподавания информатики в начальной школе

Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, ...