Доклад "Особенности преподавания информатики в начальной школе"
материал по информатике

Солдаткина Анастасия Геннадиевна

Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, а также способствуют всестороннему развитию личности ученика. Изучение информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, одного из приоритетов начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prepodavaniya_informatiki_v_nachalnoy_shkole.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания информатики в начальной школе

В формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, всестороннем развитии личности информатика, вместе с другими учебными предметами играет значительную роль. Одним из приоритетных направлений начального образования является формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, в которое курс информатики вносит значительный вклад.

Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью, развитие навыков алгоритмического мышления, умения логически мыслить.

Распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. Реалии современного общества таковы, что практически в каждой семье есть персональный компьютер. Нередко первое общение ребенка с компьютером происходит уже в дошкольном возрасте.

В начальной школе нет таких предметов как «Информатика» или «Информационные технологии». Информатика, наряду с математикой, является фундаментальным ядром начального образования. Эти предметы относятся к предметам естественнонаучного цикла. Они рассматриваются как целостная система сведений о мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительности.

В связи с этим, одним из вариантов изучения информатики в начальной школе является включение его содержания в систему учебных дисциплин: математику, технологию, окружающий мир, изобразительное искусство, музыку, русский язык, иностранный язык и др.

Рассмотрим некоторые варианты интеграции содержания двух предметов.

Математика и информатика

Темы основного курса математики

Основные темы курса по информатике

1. Сравнение предметов и групп предметов

Сравнение предметов: по размеру, по длине, по ширине, по росту, по возрасту. Поиск объекта по набору его признаков. Упорядочение набора объектов по возрастанию какого – либо параметра.

Равенство количеств как результат взаимно-однозначного соответствия. Дольше, меньше. Установление взаимно-однозначного соответствия. Сравнение рядов по длине и количеству объектов.

2. Ориентация на плоскости и в пространстве, пропедевтика курса геометрии

Право/лево, верх/низ. Верх и низ в пространстве. Отображение верха и низа на листе бумаги.

Поддержка развития формальной логики. Решение задач, включающих анализ истинных и ложных утверждений. Построение отрицания. Решение задач на поиск соответствия методом исключения, в том числе с применением таблиц.

Технология и информатика

Одним из модулей учебного предмета «Технология» является модуль «Практика работы на компьютере».

Он содержит следующие разделы:

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере, бережное отношение к техническим средствам. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, хранение, удаление. Создание небольшого текста и вывод его на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.

Окружающий мир и информатика

В ходе обучения информатике, у младших школьников формируются умения, используя компьютер, искать и обрабатывать необходимую информацию в сети Интернет. Работа с энциклопедиями, словарями и другими источниками расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.

ИЗО, музыка и информатика

Возможность создавать изображение в принципиально иной технике позволяет графический редактор. Такая деятельность способствует развитию у ребенка логического мышления в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.

Русский (родной) язык и информатика

Познавательный интерес к слову, стремление совершенствовать свою речь возникает в ходе знакомства и последующей работы с текстовым редактором, электронным блокнотом, электронной книгой. При наборе текстов в текстовом редакторе, обучающиеся овладевают умениями грамотно писать (поскольку все орфографические и пунктуационные ошибки компьютер выделяет подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге.

Иностранный язык и информатика

Изучая информатику, ученик использует знания, полученные на уроках иностранного языка (например, английский алфавит), развивает свои коммуникативные умения, поскольку в речь входят новые термины.

На основании вышесказанного можно говорить о том, что информатика выполняет интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин начальной школы. Кроме этого, работа с компьютером мотивирует обучающихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении учебных дисциплин в информационной образовательной среде предметов школы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание информатики в начальной школе.

Преподавание информатики в начальной школе....

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"...

«Здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент преподавания базовых предметов начальной школы»

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС ...

Особенности преподавания информатики в начальной школе

Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, ...

Особенности преподавания информатики в начальной школе

У чащихся начальных классов наблюдаентся большой интерес к компьютерным играм....