Доклад "Особенности преподавания информатики в начальной школе"
материал по информатике
Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, а также способствуют всестороннему развитию личности ученика. Изучение информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, одного из приоритетов начального образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания информатики в начальной школе
В формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, всестороннем развитии личности информатика, вместе с другими учебными предметами играет значительную роль. Одним из приоритетных направлений начального образования является формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, в которое курс информатики вносит значительный вклад.
Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью, развитие навыков алгоритмического мышления, умения логически мыслить.
Распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. Реалии современного общества таковы, что практически в каждой семье есть персональный компьютер. Нередко первое общение ребенка с компьютером происходит уже в дошкольном возрасте.
В начальной школе нет таких предметов как «Информатика» или «Информационные технологии». Информатика, наряду с математикой, является фундаментальным ядром начального образования. Эти предметы относятся к предметам естественнонаучного цикла. Они рассматриваются как целостная система сведений о мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительности.
В связи с этим, одним из вариантов изучения информатики в начальной школе является включение его содержания в систему учебных дисциплин: математику, технологию, окружающий мир, изобразительное искусство, музыку, русский язык, иностранный язык и др.
Рассмотрим некоторые варианты интеграции содержания двух предметов.
Математика и информатика
Темы основного курса математики | Основные темы курса по информатике |
1. Сравнение предметов и групп предметов | Сравнение предметов: по размеру, по длине, по ширине, по росту, по возрасту. Поиск объекта по набору его признаков. Упорядочение набора объектов по возрастанию какого – либо параметра. Равенство количеств как результат взаимно-однозначного соответствия. Дольше, меньше. Установление взаимно-однозначного соответствия. Сравнение рядов по длине и количеству объектов. |
2. Ориентация на плоскости и в пространстве, пропедевтика курса геометрии | Право/лево, верх/низ. Верх и низ в пространстве. Отображение верха и низа на листе бумаги. Поддержка развития формальной логики. Решение задач, включающих анализ истинных и ложных утверждений. Построение отрицания. Решение задач на поиск соответствия методом исключения, в том числе с применением таблиц. |
Технология и информатика
Одним из модулей учебного предмета «Технология» является модуль «Практика работы на компьютере».
Он содержит следующие разделы:
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере, бережное отношение к техническим средствам. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, хранение, удаление. Создание небольшого текста и вывод его на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Окружающий мир и информатика
В ходе обучения информатике, у младших школьников формируются умения, используя компьютер, искать и обрабатывать необходимую информацию в сети Интернет. Работа с энциклопедиями, словарями и другими источниками расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
ИЗО, музыка и информатика
Возможность создавать изображение в принципиально иной технике позволяет графический редактор. Такая деятельность способствует развитию у ребенка логического мышления в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Русский (родной) язык и информатика
Познавательный интерес к слову, стремление совершенствовать свою речь возникает в ходе знакомства и последующей работы с текстовым редактором, электронным блокнотом, электронной книгой. При наборе текстов в текстовом редакторе, обучающиеся овладевают умениями грамотно писать (поскольку все орфографические и пунктуационные ошибки компьютер выделяет подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге.
Иностранный язык и информатика
Изучая информатику, ученик использует знания, полученные на уроках иностранного языка (например, английский алфавит), развивает свои коммуникативные умения, поскольку в речь входят новые термины.
На основании вышесказанного можно говорить о том, что информатика выполняет интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин начальной школы. Кроме этого, работа с компьютером мотивирует обучающихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении учебных дисциплин в информационной образовательной среде предметов школы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"
Статья "Преподавание информатики в начальной школе"...
«Здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент преподавания базовых предметов начальной школы»
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе
С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе
С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС ...

Особенности преподавания информатики в начальной школе
Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, ...
Особенности преподавания информатики в начальной школе
У чащихся начальных классов наблюдаентся большой интерес к компьютерным играм....

