Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе
статья по теме

Гарипова Гульсина Зулфаровна

  С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС в учебных планах начальной школы изучение ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, не предусмотрено. Но стандартами предусмотрено изучение этого предмета на уроках технологии и математики. Первоначальные основы компьютерной грамотности ученик изучает на этих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ikt_v_prepodavanii_predmetov_v_nachalnoy_shkole1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.- Гарипова Гульсина Зулфаровна.

 Место работы – муниципальное образовательное учреждение Малокибякозинская основная общеобразовательная школа

Должность - учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Название работы - Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе.

Год выполнения: 2012

      С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС в учебных планах начальной школы изучение ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, не предусмотрено. Но стандартами предусмотрено изучение этого предмета на уроках технологии и математики. Первоначальные основы компьютерной грамотности ученик изучает на этих уроках.

      Также, компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников. Необходимо ориентироваться на следующие цели информатизации начальной школы:

  1. Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
  2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников, для повышения уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
  3. Создание единого открытого информационного образовательного пространства начальной школы, все субъекты которого — ученики, учителя, родители, администрация — имеют возможность доступа к информационным ресурсам различного назначения.

      Поставленные цели могут быть достигнуты в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками преподавания в начальной школе.

      Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Как показали результаты экспериментальной работы, оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение.

      Кроме того, можно прогнозировать, что применение  информационных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить доступное качественное начальное образование всем учащимся начальной школы независимо от их способностей, географического расположения школы и с учетом психолого-педагогических особенностей школьников.

      Информационные технологии (ИКТ) сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе.

      Обобщение накопленного опыта позволяет судить об эффективности применения персонального компьютера (ПК) и специализированного программного обеспечения в обучении младших школьников. Несмотря на сложности материального и технического характера, уже сегодня ИКТ можно применять как инструмент методической подготовки к урокам  (для конструирования дидактических материалов: тестов, таблиц, схем), как средство обучения на уроках в начальной школе и в контексте домашней подготовки ученика к урокам.

Остановимся на вопросах анализа и отбора программного обеспечения в соответствии с целями и задачами обучения. Следует отметить, что особенности  информатизированных  занятий для детей младшего школьного возраста регламентируют гигиенический режим работы с ПК (не более 10-15 минут за урок), речь идет не о полной информатизации учебного процесса, а о включении отдельных элементов в структуру традиционного урока (так называемой «информационной поддержке»).

      Мы должны эффективно использовать ПК в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников.

      Соответствие программы задачам обучения — это критерий, связанный непосредственно с реализацией программы в условиях реального дидактического процесса. Практика показывает, что вид программы целесообразно выбирать в зависимости от образовательных задач. Например, для развития интереса к предмету можно использовать игры, в то время как для контроля усвоения знаний понадобятся обучающие программы.

Для повышения уровня обученности по русскому языку в начальной школе используются следующие комплекты мультимедийных средств обучения:

- «Уроки. Обучение грамоте 1 класс» - Это учебный материал представлен увлекательной игрой, которая поможет ребенку познакомиться с буквами русского алфавита, научиться быстро их распознавать и прочитывать в составе слогов и слов. Игра направлена на развитие познавательных способностей и интеллектуальных навыков. CD содержит: 16 уроков, 170 игровых упражнений.

- CD «Уроки. Русский язык 1 класс» содержит: 6 разделов; 79 игровых упражнений. Все задания имеют развивающую направленность, способствуют стимуляции внимания, логического мышления и творческой фантазии. Курс содержит большое количество игровых упражнений на развитие зрительного восприятия и внимания, умение видеть заданные объекты, выделять составляющие их элементы и сравнивать их.

- CD «Уроки. Русский язык 2 класс» содержит: 17 уроков; 232 тренажера. Интерактивные задания нацелены на развитие внимания, логического мышления и творческой фантазии. Учебник способствует формированию ответственного отношения к учебе и вырабатывает привычку к самопроверке.

- CD «Уроки. Русский язык 3 класс» содержит: 217 тренажеров. Учебный материал представлен в игровой форме.

- СД «Уроки. Математика 1-4 класс»

      Для контрольно-измерительного материала и для закрепления нового материала эффективно использую компакт - CD «Обучающая программа-тренажёр по русскому языку – 4000 заданий!» «Фраза».

      Учитывая темпы развития ИКТ, их использование в сфере обучения младших школьников  не ограничивается применением специализированных образовательных программ. Одним из наиболее перспективных направлений является включение в структуру образования телекоммуникаций (т.е. систем обмена информацией на расстоянии при помощи ИКТ). Дистанционное обучение, обмен электронными письмами, общение в режиме реального времени, участие в международных тематических телеконференциях или образовательных проектах, использование ресурсов сети Интернет, которые сегодня эффективно используется в учебном процессе младших школьников.

      В настоящее время  огромное количество мультимелийных материалов можно найти на ресурсах сети Интернет. Активно использую следующих Интернет-ресурсов нового поколения:

1. http://eor.it.ru/eor/

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/Использование компьютера в подготовке по математике к поступлению в школу 

3. http://www.fcior.edu.ru/catalog/meta/Знаки препинания при обращении

4. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil«Математика в начальной школе» , «Русский язык», 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. ,   «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. ,   Образовательный ресурс «Начальная школа»

5. http://interneturok.ru/ru  Математика 1 класс  2 класс  3 класс  4 класс;   Окружающий мир  1 класс  2 класс  3 класс  4 класс;  Литература   5 класс; Русский язык   5 класс; Учителям, родителям   Детская психология   Здоровье ребёнка   Советы специалистов  Открытые уроки      Таким образом, современные ИКТ могут предложить довольно много вариантов для эффективного включения информационного компонента в структуру занятий  с учениками начальной школы. Не следует забывать, что одних компьютеров (без активного участия педагога) для обучения недостаточно. Следовательно, учитель должен выйти на новый уровень информационной и методической подготовки, отвечающий современным требованиям к содержанию образования.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Материалы сайта Минобрнауки РФ standart.edu.ru

Молокова А.В. Информатизация начальной школы Под ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. Новосибирск, 2004.

Электронные учебные материалы для начальной школы: Под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова.

Солпипгер Д. Дети и компьютеры. М, 1996.

Леонова Л.А. и др. Персональный компьютер и здоровье детей // ИНФО. 1997. № 1, 3, 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе

У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках  - веление  времени. В да...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье описаны возможности использования информационно-коммуника-ционных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы, выяснена эффективность применения ИКТ в обучении младших школьни...

Статья. Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе.

Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики  в начальной школе -  этоодин из путей повышения качества образования....

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...

Информационно-коммуникационное сопровождение учебного процесса в рамках УМК "Начальная школа XXI века"

Трудно представить себе современного учителя, не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Педагог, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, ...

План работы творческой группы «Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы».

План и график проведения заседаний творческой группы«Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы»....

Сообщение "Инновационные технологии в преподавании математики в начальной школе"

Какие инновационные технологии применяются в работе учителя...