Главные вкладки

    Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе
    материал по теме

    У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках  - веление  времени. В данном материале показано, что   ИКТ  выступает в роли проводника межпредметных связей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mineeva_r.a_ikt.docx26.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНЕЕВА  РАЗИМА  АНАСОВНА

    учитель начальных классов  

      МБОУ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №100 им. С.Е.Цветкова»

    г. Новокузнецк Кемеровская область

    Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи

    (Слайд 1)

             Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках.  А между тем, спешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.

    (Слайд 2)

    Мы все  отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

    Все в мире цепью связано нетленной,

     Все включено в один круговорот:

     Сорвешь цветок,

     А где-то во Вселенной

     В тот миг звезда взорвется и умрет…

                                      Л. Куклин (поэт)

    (Слайд 3)

    1. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.»  

                                 Я. А. Коменский

    1. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов начальной школы, отмечал опасность их разрыва.

    Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Каждый учебный предмет по сути своей несет в себе интеграцию разных  областей знаний. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

    В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

    Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

    (Слайд 4)

    В программе «Школа-2100» интеграция чтения и письма заложена в основу, урок обучения грамоте проводится парой, на протяжении которой  письмо и чтение чередуются и  дополняют друг друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1 классе интегрируются и материалы по ИЗО, окружающему миру, истории.

    (Слайд 5)

    Литературное  чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению; возможно интегрирование с русским языком, ИЗО и технологией.

    (Слайд 6)

    На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.

    (Слайд 7)

             Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы.

    Возможно сочетание с историей, окружающим миром.

    (Слайд 8)

    Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники, астрономии и физики. Я интегрирую уроки окружающего мира с экологией и краеведением, ОБЖ, историей, ИЗО, музыкой, технологией.

    Вы, наверное, обратили внимание на то, что на всех слайдах одной из составляющих является ИКТ.

    (Слайд 9)

    “Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад.”( Анатолий Гин - вице-президент Международной общественной Ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) по вопросам образования)

    Современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают так же естественно, как простейшие бытовые предметы. Он привлекателен для детей, как любая новая игрушка, и именно так они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у младших школьников практически нет психологического барьера перед этой техникой. Учителю необходимо соответствовать современному ученику. Поэтому сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии

                 Я  пришла к выводу, что компьютер, как инструмент, вполне доступен и даже необходим обычному учителю. Его применение достаточно эффективно при различных видах учебной деятельности. Он высвобождает время учителя, разнообразит учебный процесс.

    В своей работе я использую компьютер, как средство обучения на всех уроках. Использую, как созданные мной лично, так и готовые презентации, но адаптированные под мой класс. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.          Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее интересными, в процесс восприятия учебного материала  включается не только зрение, но и слух, воображение,  всё это помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Наряду с изображением в презентациях содержатся и видео, и звук, что еще более усиливает эмоциональное воздействие слова.

     Использование компьютерных технологий  способствует эффективному развитию всех видов восприятия у учеников: зрительного, слухового, чувственного;  задействованию  всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, образной, ассоциативной и др., способствует расширению межпредметных связей.

    В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, во время устного счёта, на минутке чистописания,  при контроле знаний.

    На уроках русского языка – это могут быть рисунки, иллюстрирующие лексическое значение слов; обучающие сочинения по картине; обучающие изложения; картинные и словарные диктанты; тренажеры; минутки чистописания; зрительные диктанты; тестовые работы.

    На уроках литературного чтения – это портреты писателей; картины природы; иллюстративный материал; скороговорки, пословицы и загадки; ребусы; видеоматериал по произведениям, мультфильмы, аудиозаписи; план пересказа произведения.

    На уроках математики – это материал для устного счета, геометрический материал; игровой материал; схемы к задачам; исторический материал, тестовые задания; тренажер; кроссворды.

    У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы, например, по теме “Водоросли”. Мало, кто из детей имеет возможность увидеть их воочию во всём многообразии.

    А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику по всем темам. Уроки окружающего мира – это богатейшее поле для использования ИКТ: видеофильмы, аудиозаписи со звуками природы, энциклопедические  сведения, тестовые работы, кроссворды, краеведческий материал.

    Уроки ИЗО и технологии вообще немыслимо проводить без использования компьютера. К примеру, тема «Дымковская игрушка»: богатство изделий дымковских мастеров нужно обязательно увидеть : барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов; затем иллюстрируются этапы работы мастеров, различные виды росписи игрушек по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы; пошаговая роспись изделия.

    Портреты художников, репродукции картин, технологические карты выполнения изделий – это неполный перечень того, что можно продемонстрировать  детям с помощью презентаций к урокам ИЗО и технологии.

    И, наконец, используя компьютер, можно провести физминутки, гимнастику для глаз.

    (Слайд 10)

    «Ребенок по своей природе – пытливый  исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.»  ( В. Сухомлинский)

    Проведение уроков с использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов огромной подготовительной работы, но все затраты окупаются высокими результатами – улучшается  качество обучения, повышается  мотивация обучающихся.

    Сайты для учителей

    Методисты http://metodisty.ru

    Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/

    Про Школу http://www.proshkolu.ru

    Педсовет http://pedsovet.su/load/100

    Все для детей http://allforchildren.ru

    Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

    На Урок.ру http://nayrok.ru/index.php

    Интерактивная доска http://interaktiveboard.ru

    Учительский портал http://www.uchportal.ru

    Завуч. Инфо http://www.zavuch.info

    Азбука безопасности http://azbez.com

    Край, в котором мы живем http://krai.myschool44.edu.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    В статье описаны возможности использования информационно-коммуника-ционных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы, выяснена эффективность применения ИКТ в обучении младших школьни...

    Статья. Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе.

    Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики  в начальной школе -  этоодин из путей повышения качества образования....

    Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

    С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...

    Информационно-коммуникационное сопровождение учебного процесса в рамках УМК "Начальная школа XXI века"

    Трудно представить себе современного учителя, не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Педагог, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, ...

    Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

    С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС ...

    Технологии реализации межпредметных связей в начальной школе

    В статье идет речь о технологиях, позволяющих реализовать межпредметные связи в начальной школе...