Главные вкладки

    Технологии реализации межпредметных связей в начальной школе
    статья

    Чекалева Ольга Николаевна

    В статье идет речь о технологиях, позволяющих реализовать межпредметные связи в начальной школе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Чекалева Ольга Николаевна

    г. Таруса  

    МБОУ ТСОШ №1 им. Героя России М. Г. Ефремова

    Технологии реализации межпредметных связей в начальной школе

    Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги. В настоящее время это не менее актуально.

    В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности. Для учителя начальных классов нет существенных различий в реализации межпредметных связей как в учебной, так и во внеурочной деятельности. 

    В своей работе я стараюсь использовать различные современные образовательные технологии: развивающее обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающие технологии, систему инновационной оценки «Портфолио».

    Но в большей мере при организации системы   работы с обучающимися я использую технологию проблемного обучения.

    Применяя данную технологию, я, прежде всего,  стремлюсь формировать у детей:

    • развитие умений самостоятельно мыслить,
    • ориентирование в новой ситуации,
    • нахождение своих подходов к решению проблемы,
    • развитие творческих способностей;
    • повышение интереса к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению.

    Работая в этом направлении, я отметила следующие преимущества данной технологии:

    • Проблемный диалог эффективно использую на уроках изучения нового материала, что позволяет мне заменить традиционное объяснение учителя самостоятельным «открытием» знаний самими учащимися.
    • Технология проблемного диалога универсальна, т.е. я могу применить её на любом учебном предмете и в любом классе (с первого по четвертый).
    • При проведении проблемного урока я наблюдаю тройной эффект:

    - более качественное усвоение знаний учащимися;

    - мощное развитие интеллекта, творческих способностей;

    - воспитание активной личности.

    • Проведение проблемно-диалогического урока позволяет мне создать в классе такую учебную ситуацию, при которой постановка и решение проблемы происходит в организованном диалоге детей с учителем.

    Данная технология, на мой взгляд,  тесно переплетается с технологией проектно-исследовательской деятельности, поэтому при организации  внеурочной  работы  я широко использую метод проектов и исследовательские методы.

    Проектные методы обучения разработаны американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Меня, как учителя начальных классов, проектный метод привлекает тем, что он нацелен на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специальных умений и навыков посредством проблемно-ориентированного поиска.

    Организуя проектную работу учащихся,  я ставлю перед собой задачу – сформировать в процессе работы над проектом у ученика следующие УУД:

    • проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности;
    • исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких путей решения проблемы;
    • информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в книгах, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых, структурирование информации, выделение главного;
    • кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач;
    • коммуникативные: умения слушать и понимать друг друга, вступать в диалог, задавать вопросы, выражать себя;
    • экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, осмысление полученных результатов;
    • рефлексивные: осмысливание собственной деятельности, осуществление самооценки;
    • презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки устной речи, ответы на незапланированные ответы.

    Уже сегодня могу говорить о тех позитивных изменениях, которые наблюдаю у моих учеников, благодаря  их активному включению в проектную работу:

    • заинтересованность детей,
    • энтузиазм в работе,
    • научная пытливость,
    • связь с реальной жизнью,
    • выявление лидирующих позиций ребят,
    • умение работать в группе,
    • самоконтроль,
    • лучшая закрепленность знаний,
    • дисциплинированность.

    Очень тесно взаимосвязан с проектными методами обучения исследовательские методы, ведь они часто лежат в основе проектной деятельности учащихся. Эти методы, на мой взгляд, дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

    Использование данных педагогических технологий невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий.

    Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

    Я считаю, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения должно начинаться, прежде всего, с учителя. Поэтому работу в этом направлении я начала с себя. На сегодняшний день, оценивая собственную ИКТ-компетентность, могу отметить умение работать со следующим учебным оборудованием:

    - компьютер (в том числе ноутбук, нетбук),

    - МФУ (принтер, сканер, копир),

    - мультимедийный проектор,

    - интерактивная доска,

    - документ-камера,

    - система интерактивного голосования.

    Активно использую это оборудование как при подготовке к уроку, так и во время проведения уроков и внеклассных мероприятий.

    Но мало использовать новые образовательные технологии, необходимо еще и мотивировать учащихся на получение знаний.

    Для развития у учащихся мыслительных умений, необходимо создать такие условия, которые бы отвечали поставленной цели.

    1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию мыслительных умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

    2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

    3. Учёт возрастных особенностей. Все этапы работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне, задания должны быть посильными, интересными, увлекательными и полезными.

    4. Психологический комфорт. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ребёнок поверил в себя, проявил себя с лучшей стороны, поддержать его , если что-то не получается, помочь, подбодрить.

    5. Личность учителя. Для того, чтобы работа была результативной, нужно, чтобы учитель, творчески относился к своей работе, стремился к новому, прогрессивному.

    6. Творческая среда. Обязательным условием является создание творческой, рабочей атмосферы.

    Таким образом, при использовании в процессе обучения данных образовательных технологий у детей активизируется мыслительная деятельность, а, следовательно, нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.      В этом находит свое выражение главная линия межпредметных связей. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.

    Список использованной литературы

    1. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии. – 2004.
    2. Дубова М.В.»Организация проектной деятельности младших школьников»: Практическое пособие для учителей начальных классов.- М.: Баласс, 2012.
    3. Зинченко В.П. Психологический словарь. - М.: 2004.
    4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Л.М. Оганезова «Современный урок».- М.,2007.
    5. Левин Э.А., Прокофьева О.И. «Самообразование детей в школе». -Ростов- на -Дону: Феникс, 2008.
    6. Мельникова Е. Л. «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя._М.,2006.
    7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М.:academia. 2000.
    8. Подласый И.П. «Педагогика» .- М.: Владос, 2001 .
    9. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии: учебное пособие»-М.: народное образование,1998.
    10. Хижнякова О.Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе», -  Ставрополь, 2006.

    Пример межпредметного проекта ученика 2 класса

    История одного экспоната

    Проект творческий

    По числу участников: индивидуальный

    По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)

    Предметные области : краеведение, история, литература

    Введение

    Таруса – красивый и древний город. Здесь уже много столетий жили и живут мои предки, папины прапрапрадедушки и бабушки по женской линии.

    Это город, в котором я родился и живу. В этом году мне исполнится 8 лет, а моему любимому городу 771год. В нашем городе есть два светофора и семь музеев и выставочных залов. Здесь каждый год проходят литературные праздники и музыкальные фестивали.

    Таруса известна народными промыслами, работами художников, мастеров по дереву и глине. 

    Таруса славится своей самой сложной по технике исполнения вышивкой. Она так и называется: «Тарусская перевить. В городе даже есть фабрика, основанная в 1924 году. А до ее открытия все женщины вышивали у себя дома.  Такие вышивки я видел в доме своей бабушки – Натальи Денисовны Верзилиной. Она собрала много предметов тарусской старины и создала домашний музей.  Мы с мамой и младшей сестрой любим бывать в бабушкином музее. Здесь есть целая коллекция старинных полотенец, которые бабушка бережно хранит, но одно из них – особенное. Мне захотелось узнать, почему именно это полотенце является главным экспонатом этого музея, и рассказать о нем своим знакомым, друзьям, одноклассникам.

    Цель: рассказать историю главного экспоната бабушкиного музея

    Задачи:

    • Узнать толкование слова «полотенце»
    • Изучить историю полотенец
    • Обобщить полученный материал
    • Рассказать о главном экспонате бабушкиного музея.

    Основная часть

    I этап: Организационно - подготовительный. (1 день)

    № п/п

    Мероприятие

    Срок

    Ответственный

    1

    Создание творческой группы

    Ольга Николаевна

    Изучение толкование слова «полотенце»

    Андрей

    Выбор оборудования, необходимого для работы (фотоаппарат, компьютер)

    Андрей, Ольга Васильевна

    II этап.  Основной (2 недели)

    №п/п

    Мероприятие

    Дата

    Ответственный

    1

    Изучение семейного архива

    2 дня

    Андрей, Наталья Денисовна

    2

    Беседа с бабушкой

    1 день

    Андрей

    3

    Изучение истории полотенец

    7 дней

    Андрей, Наталья Денисовна

    4

    Составление сценария презентации

    4 дня

    Андрей, Ольга Николаевна

    III. Заключительный (1 неделя)

    №п/п

    Мероприятие

    Дата

    Ответственный

    1

    Оформление проекта

    2 дня

    Андрей, Ольга Николаевна

    2

    Подготовка к защите проекта.

    5 дней

    Андрей, Ольга Васильевна

    На первом  этапе я узнал, что такое полотенце. Об этом мне сначала  рассказала моя мама, а потом я прочитал определение в энциклопедии.

    В современной жизни полотенце является привычным для нас предметом первой необходимости. А какое же значение полотенце имело раньше? Для начала я обратился к литературным источникам и узнал, что  в старину полотенце играло очень важную роль, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.

    Полотенце (рушник) – это длинное полотнище льняной или хлопчатобумажной ткани. Предметом особой важности в быту русского населения, как и других народов, были орнаментированные полотенца. Изучение литературных источников показывает, что использование вышитых полотенец было многофункциональным.

    РУШНИК - это вытканное и бережно вышитое женскими руками полотенце.

    Созвучие со словом "рука" дает повод ошибочного толкования слова "рушник" как полотенца для рук.

    Вышитые полотенца использовали как магические объекты. В древности их вешали на ветвях священных деревьев.  Обрядовая роль полотенец в народном быту русского населения была многозначной. Орнаментальные полотенца часто использовались в качестве даров во время праздников.

    Узнав об этом, я обратился к бабушке, Наталье Денисовне, с просьбой рассказать историю  полотенец, хранящихся в ее музее. И историю одного из них она мне поведала.

    Узнав от бабушки историю полотенца, мне захотелось записать и  проиллюстрировать эту историю, подобрав фотографии из семейного альбома. Мама помогла мне сделать презентацию. Посмотрев ее, нам показалось, что «живой» рассказ бабушки наиболее точно передает, какое  значение для семьи имеет  эта реликвия. Тогда мы обратились к ней с просьбой рассказать еще раз то, что она рассказала мне и записали рассказ на камеру. Мы сделали видеоролик и представили его моим одноклассникам.

    Заключение

    В ходе работы над проектом я:

    • Изучил толкование слова «полотенце»
    • Побеседовав с бабушкой, узнал историю одного из полотенец - главного экспоната музея
    • Записал интервью, которое дала Наталья Денисовна о своей семейной реликвии
    • Создал видеоролик и презентовал его своим одноклассникам

    Целью своей работы я ставил узнать и рассказать своим одноклассникам «секрет» полотенца, которое является главным экспонатом бабушкиного музея. И я смог это сделать. Кроме того, на семейном ужине мы показали фильм своим родственникам и друзьям. Все внимательно слушали бабушкин рассказ. Кто-то вздыхал, кто-то утирал слезу. А я радовался за то, что теперь не только я, мои одноклассники, но и все наши знакомые знают о моих прапрабабушке и прапрадедушке.

    Мой проект цели достиг. Думаю, что моя работа интересна не только мне.  Этот видеоролик можно использовать на классных часах, в библиотеке, на уроках технологии и истории.

    Дальнейшее развитие проекта

    Когда  я держал в руках нашу семейную реликвию, думал: вот так лежат себе на дне старых сундуков, в музеях расшитые изделия, хранятся лишь как очень старинные вещи. Но стоит коснуться их истории, то одно единственное полотенце откроет тебе столько интересного, что хочется начать новое историческое исследование. И я его обязательно начну, возможно, расскажу обо всех экспонатах бабушкиного музея.

    Рушник как книгу можно прочитать:

    Ведь вековая мудрость в нем хранится.

    И, чтобы этим знаньям не пропасть,

    Нам нужно вновь к истокам обратиться.

    Приходите в музей к моей бабушке, там еще много интересных вещей, которые хранят свою историю.

    А я с этой работой стал призером Регионального конкурса «Моя семейная реликвия», а также победителем школьной научно - практической конференции «Росток».

     

    Список использованной литературы

    1. Сотникова, Н. А. Русская вышивка. Большая иллюстрированная энциклопедия/ Н. А. Сотникова.- М.: Эксмо, 2013.-236 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

    В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

    Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе

    У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках  - веление  времени. В да...

    Реализация межпредметных связей на уроках математики

    На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают ...

    Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

    Современный уровень формирования  культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов  начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...

    Гуманитарные технологии реализации исследовательских проектов учащихся начальной школы

    Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен  на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не...

    НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

    Учителю начальных классов  часто приходится сталкиваться с различными вариантами нарушения устной и письменной речи. В связи с этим  проведение бинарных уроков по обучению грамоте с участием...