НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
статья по логопедии (1 класс) на тему

Учителю начальных классов  часто приходится сталкиваться с различными вариантами нарушения устной и письменной речи. В связи с этим  проведение бинарных уроков по обучению грамоте с участием учителя-логопеда является актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx52.73 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные формы реализации межпредметных связей на уроках обучения грамоте

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности.

Отзвенел первый звонок, и первоклассники торжественно расселись за парты, раскрыли новенькие прописи, взяли ручки… И что мы видим?

Один ученик без особого труда, словно играючи, осваивает  искусство письма, а у другого, как он ни старается, дело не движется: противные палочки не желают выстраиваться в ряд, крючки падают со строчек, а уж когда дело доходит до букв и первых слов…  Далее все происходит по известному сценарию: «лодырь», «бездельник», «двоечник»,  на лицо синдром школьной не успешности.

Но всегда ли  это так?

Современному учителю,  знакомы такие понятия, как минимальная мозговая дисфункция, гиперактивность,  синдром дефицита внимания, дети с  церебрально - органическим генезом, с  общим  недоразвитием речи различной степени, фонетико-фонематическим недоразвитием, нейро-сенсорной  тугоухостью  3 степени, ЗПР  и т.д.

Нарушения речи могут возникать по разным причинам, но чаще всего это патология беременности и родов у матери, наследственность, травмы, тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Очень большое, а иногда и решающее значение в развитие речи ребенка имеют

К сожалению, в последнее время можно констатировать  значительный рост числа таких детей в массовой школе. Учителя начальных классов по опыту знают, что в 1классе может быть большой  процент (более 40%) учеников, имеющих различные нарушения речи.

Наша школа не является исключением. С каждым годом количество первоклассников  с нарушением речи увеличивается.  По данным  2007-08 уч.г. среди первоклассников было выявлено 12 учеников с речевыми нарушениями; в последующие годы 17, 24, 28 детей; на 2011-12 учебный год  обследование выявило 37 детей имеющих те или иные проблемы в развитие речи.

Трудности у учащихся данной категории появляются уже на раннем  этапе обучения грамоте, т.к. у многих из них не сформированы предпосылки к овладению письменной речью. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.  Кроме того, дети-логопаты характеризуются бедностью словаря. Для обычного ученика норма словарного запаса составляет примерно 5 тысяч слов, а у детей- логопатов  этот показатель значительно ниже (в районе 2 тысяч). Такие ученики испытывают трудности в чтении, не понимают смысла прочитанного (семантическая дислексия).  У ученика возникают проблемы с другими предметами, т.к. умения, связанные с овладением чтением и письмом, только  став  прочными навыками, обеспечат дальнейшее успешное обучение  всем предметам.

Учителю начальных классов, которому в своей работе часто приходится сталкиваться с различными вариантами нарушения устной и письменной речи,  традиционных методов воздействия  становится недостаточно. В связи с этим  актуальность приобретает проведение бинарных уроков с участием учителя и логопеда, способствующих созданию системы работы максимально направленной на формирование речи учащихся.

Это становится возможным, т.к. у учителя начальных классов и  учителя-логопеда есть общие цели:

обеспечить успешное овладение учеником программ по родному языку и чтению; развивать  внимание, память, мышление ребенка; развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие и т.д.; воспитывать ребенка в процессе обучения.

Хочется также отметить, что процесс интеграции требует выполнения определенных условий: объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях. Совместные уроки по обучению грамоте и чтению совместно проводимые учителем начальных классов и логопедом полностью соответствуют данным условиям.

Бинарный урок (совмещенный) – особый тип урочной формы проведения образовательного процесса и реализации меж предметных связей, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса.  Это творчество двух педагогов, это  изучение некой проблемы на стыке двух наук – что  всегда интересно. Такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию у учащихся. А не это ли главное – заинтересовать школьников, спровоцировать их интерес к знаниям?

Бинарные уроки проводятся давно, хотя довольно редко в практике работы школ, т.к. сопровождаются определенными трудностями: их трудно состыковать с учебной программой,  возникают сложности с расписанием, уроки такого типа требуют тщательной многоэтапной подготовки, а соответственно и больших затрат времени.

Первым этапом работы можно считать  экспресс-диагностику,  которую проводит  логопед в начале учебного года. Целью этого этапа  является выявление детей с нарушениями речи.  Если количество детей с речевыми проблемами составляет около  40% от количества детей в классе, то совместная работа логопеда и учителя в до букварный и букварный периоды  является  целесообразной.  

В процессе календарно-тематического планирования, определяется количество и тематика уроков. Выбор основывается на результатах анализа нарушений речи детей данного класса (наиболее проблемные звуки, лексические и грамматические темы).

Далее определяются тип, форма и методы урока. Работа над содержанием заданий – этап самостоятельного творчества, каждый педагог сам подбирает материал по своему направлению.

Анализируя материал, учитель и логопед  стремятся так построить ход урока, чтобы все элементы занятия  (задания с коррекционной и развивающей направленностью) соответствовали его содержанию и непосредственно входили в общий сценарий занятия.

Цель этого этапа – создать целостную ткань занятия без четких границ между интегрируемыми частями.

Далее этап репетиций. На этом этапе оттачивается сценарий: кто начинает урок, кто проводит разминки, кто включает музыку, кто что говорит и где стоит, т.е. отрабатываются все мизансцены. Делается хронометраж, который поможет уложиться во временные рамки каждого этапа и занятия в целом.

Следующим этапом является проведение самого урока, цель которого:  практическое овладение детьми правильной устной и письменной речью. В процессе обучения грамоте основополагающим является анализ звучащей речи, поэтому важнейшими задачами  можно считать - овладение звуками родного языка, развитие фонематического слуха. Без этого невозможно безошибочно соотносить  звуки  с соответствующими буквами речи и наоборот.  На уроках букварного периода ребенку необходимо уже  не только слышать, правильно произносить и осуществлять фонематический анализ, но и запоминать соответствующую букву, осваивать чтение слов. Такая аналитическая работа вдвойне сложна  ребенку с нарушениями речи. Задача учителя-логопеда – создать с помощью логопедических приемов и упражнений условия для развития речи детей, которые наиболее эффективно помогут им преодолеть недостатки речи и станут предпосылками для ее успешного развития.

В ходе урока предусмотрены две физминутки, в одну из  которых, в качестве эксперимента, дополнительно к традиционным дыхательным, артикуляционным упражнениям мы ввели оздоровительную дыхательную гимнастику с использованием технологии БОС. Проведение тренингов во время урока,  дает возможность охватить  большее количество детей, т.к. данный метод направлен на оказание общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм ребенка. Оздоровительная гимнастика органично вводится  в структуру урока в  соответствие с его содержанием. Она становится не только элементом урока, призванным настроить артикуляционный аппарат на дальнейшую работу, но и дает большую эмоциональную разрядку.

 После занятия совместно учителем и логопедом проводится анализ урока. Надо учесть все достоинства и недостатки занятия, обсудить свои наблюдения, уточнить, у кого из детей задания данного урока вызвали наибольшие затруднения, подобрать для этой категории детей соответствующие домашние, дополнительные задания, скоординировать дальнейшую работу учителя и логопеда с детьми-логопатами. Анализ  работы позволяет нам говорить об уменьшении количества дисграфиков в данных классах. Работа велась в 1-ых-Б классах

2008-09 уч.г.                                                            2009-10 уч.г.    

                                                    

2010-11 уч.г.

Преимущества проведения совместных уроков логопедом и учителем на раннем этапе обучения грамоте:

  • с первых дней обучения обратить внимание учителя на детей с нарушениями речи
  • проведение совместных уроков позволяет начать  работу по развитию у учащихся правильного произношения, фонематического слуха, формированию навыка  звукового анализа, тем самым  уже на  безбуквенной ступени  осуществлять  профилактику дисграфии  параллельно с  освоением грамоты;
  • совместная работа позволяет осуществить индивидуальный подход и выработать единые требования к детям с недоразвитием речи, определить объем и дозирование работы, введение логопата во фронтальную работу на уроке;
  • учитель-логопед имеет возможность наблюдать  детей  в процессе урока, что способствует  более точной диагностике и позволяет  сформировать  логопедические группы не только по речевым нарушениям, но и с учетом уровня развития   когнитивной и эмоциональной сферы этих детей;
  • учитель-логопед, проводя урок совместно с учителем, имеет возможность защитить интересы детей-логопатов в части оценивания их знаний, так как очень часто ребенок не может правильно и вовремя ответить из-за недостатка речевых средств. Опираясь на рекомендации учителя-логопеда, учитель может выбрать правильные критерии оценки и выставить баллы в пользу ученика;
  • работа учителя-логопеда направлена также на то, чтобы помочь детям с речевыми проблемами быстрее адаптироваться в школе. Такие  уроки помогают создать положительный эмоциональный настрой и снизить психоэмоциональное напряжение у детей с речевыми нарушениями;
  • трудности логопатов  в учебном процессе очевидны. Первостепенной задачей является развитие учебных навыков и интереса к самому учебному процессу.
  • Использование различных видов работы поддерживает познавательный интерес учащихся на высоком уровне, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;
  • уроки такого типа  снижают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет введения динамических упражнений, артикуляционной и мимической гимнастики, упражнений игрового характера, за счет переключений на разнообразные виды деятельности;
  • совместные уроки помогают создать положительное впечатление от встречи с логопедом и способствуют развитию интереса к логопедическим занятиям;
  • Сотрудничество логопеда и учителя  помогает в ходе учебного процесса закреплять и совершенствовать речевые навыки и умения, приобретенные детьми на логопедических занятиях. Учитель имеет возможность помочь ребенку в автоматизации поставленных звуков, подбирая  (или используя рекомендованный логопедом) материал, с учетом структуры нарушения речи ребенка. Логопед через   учителя осуществляет контроль над правильной речью детей и выработкой самоконтроля.

Литература:

Пайгусов А.И. Методика интегрированного урока // журнал Методист №6 2003г. стр.52.

Журавлёва В. Два предмета на одном уроке // журнал Народное образование

№9-10 1994 стр.68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и технологии по теме: "Чтение слов с изученными буквами Кк, Гг. Формы и краски зимы. Аппликация "Снеговик" 1 класс Программа "Гармония"

Данный урок - интегрированный урок - практикум по предметам "обучение грамоте", "технология" с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обу...

Урок Обучение грамоте. 1 класс. Формирование первоначальных представлений о слове. Связь слов в высказывании.

Урок-закрепление для 1 класса по теме: "Формирование первоначальных представлений о слове. Связь слов  в высказывании"...

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.Прилагается презентация...

Конспект урока обучения грамоте "Связь слов в высказывании" (УМК "Эльконин-Давыдов" 1 кл.)

Цели деятельности учителя:формировать у учащихся знания о связи  слов в высказывании; закрепить знания о содержании понятий “слово-предмет”, “слово-признак”, “слово-...

Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС

       Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционн...

Тема: Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?...

«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».

В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....