Тема: Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках.
статья
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа
Педагогические чтения:
«Панорама методических идей и педагогических достижений»
Тема:
Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках.
Подготовила:
Учитель начальных классов
Ушмунской СОШ.
Швецова М.И.
2021год
Швецова М.И.
Учитель начальных классов. Ушмунской СОШ.
Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках.
«Тот, кто обращается к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем»
(Конфуций)
Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.
Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
Актуальность проблемы: Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время в связи с переходом на новый государственный стандарт. Школьник должен понимать, что учёба - это труд и труд не из лёгких, кроме того, те знания, которые он приобретает в школе, помогут ему адаптироваться в жизни. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Проблема: Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени, и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Причина проблемы: Дети любопытны. Внимание падает, когда школьникам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства».
Темой моей работы сегодня является нестандартные формы и методы проведения уроков.
Признаки нестандартного урока:
Нестандартная форма этого урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников.
Для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.
Для педагога - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Польза нестандартных уроков
- Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
- Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
- Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
- Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.
Типы нестандартных уроков:
- 1.Уроки - деловые игры,
- 2. уроки - пресс- конференции,
- 3.уроки- соревнования
- 4.Уроки типа КВН
- 5.Уроки творчества
- 6.Уроки- аукционы
- 7.Уроки-зачеты
- 8.Уроки - творческие отчеты
- 9..Уроки- конкурсы
- 10.Уроки- обобщения
- 11.Уроки- игры
- 12.Уроки - ролевые игры
- 13.Уроки- конференции
- 14.Уроки- экскурсии
- 15.Уроки – игры «Поле чудес».
Это часть игровых уроков, которые, по моему мнению, лучше всего можно использовать для решения главных задач на уроках развитие у детей индивидуальных способностей, а так же умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике. Любая технология обладает средствами, которые активизируют деятельность учащихся. Я думаю, что дети всегда остаются детьми, для них характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Они легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Как говорил Л.Н. Толстой «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации в школе, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов. На мой взгляд, нестандартные уроки нужны, они необычны по замыслу, организации, методике проведения, нравятся учащимся больше будничных уроков со строгой структурой и режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать их в главную форму работы нецелесообразно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393643-1390995615.jpg)
Доклад на тему: «Нестандартные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся»
Доклад на МО....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393643-1390995615.jpg)
Доклад на тему: «Нестандартные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся»
Доклад на МО....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-160427-1354981536.jpg)
Игровая деятельность, как один из путей развития познавательных интересов учащихся.
Игра органически присуща детскому возросту и, при умелом руковдстве со стороны взрослых, способна творить чудеса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-335464-1497441437.jpg)
Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся
В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/24/picture-336278-1603545941.jpg)
Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС
Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-362984-1415496428.jpg)
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Научно-методическая разработка:«Интегрированные уроки – один из путей развития познавательного интереса учащихся»
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приори...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/16/picture-173976-1678962758.jpg)
«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ...