Игровая деятельность, как один из путей развития познавательных интересов учащихся.
статья на тему

Лисовская Тамара Ивановна

Игра органически присуща детскому возросту и, при умелом руковдстве со стороны взрослых, способна творить чудеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_kak.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая  деятельность,  как один из путей развития  познавательных интересов учащихся.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А.М. Горький.

Важнейшую роль в развитии познавательных  интересов детей играет  начальная школа. Именно в эти годы развивается воображение и фантазии, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы, воспитывается самостоятельность.

В массовой школе деятельность учащихся младших классов носит преимущественно репродуктивный нетворческий характер. Проблема развития творческих способностей является наиболее актуальной в современном обществе из-за постоянных перемен. Для решения  повседневных задач в современных непростых условиях очень часто  требуется изменение устоявшихся традиций, умение идти на риск.                  А на это способны только творческие личности.

Одна из основных задач развивающихся занятий в группе продленного дня – пробуждение у учащихся интереса к творчеству, развитие познавательных способностей.

В современной психологии и педагогике под развивающими занятиями понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет. В основе каждого развивающего занятия лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка, в результате развивают творческие способности детей.

Младшим  школьникам  ближе  всего игра – постоянная  и неизменная спутница детства.

Игра, это вид деятельности в условиях  ситуаций , направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта ,в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая  деятельность выполняет  такие  функции :

  1.  Развлекательную : это основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.
  2. Коммуникативную : освоение диалектики общения;
  3. Самореализации: игра как полигон человеческой практики;
  4. Терапевтическую ; преодоление различных  трудностей ,возникающих в других видах жизнедеятельности ;
  5. Диагностическую; выявление отклонений  от нормативного  поведения самосознания в процессе игры;
  6. функцию  коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  7. межнациональной  коммуникации : усвоению единых для детей социально-культурных  ценностей;
  8. социализации: включение  в  систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

                Большинству игр присуще четыре главные черты:

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный  характер этой деятельности;
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.д.;
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающие игры, логическую и временную последовательность её развития.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди  использовали с древности.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части;

-как технология внеклассной работы.

Большую помощь  воспитателю группы продленного дня  может оказать игра – постоянная и неизменная спутница детства.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на  развитие ребенка трудно переоценить.

Игра органически присуща детскому возрасту и, при умелом  руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса: ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим , неумелого – умельцем.

Словно волшебная палочка, игра может изменить отношения детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.               Игра поможет воспитателю сплотить коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.                                                    В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются  к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.                          В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, творческие способности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

И, что также очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ним более тесный контакт.                                                                            У воспитателей групп продленного дня есть большие возможности научить  детей многим играм, править любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт.    

При проведении развивающих занятий в группе продленного дня охвачены следующие направления:                                                                                    развитие памяти, внимания, логического мышления, пространственных  представлений, развитие речи, кругозор. Важной задачей является активизация и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития младших школьников.

Внимание

В своей работе я придаю особое значение развитию произвольного внимания у своих учащихся.

С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объема и развития воображения, учащиеся выполняют задания на пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует еще большей сосредоточенности. При выполнении заданий под общим названием “Лабиринты”, выполнение которых требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность.

 Восприятие

 Значительную часть заданий направляю на развитие этих понятий. Например, при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся предлагаю использовать цветные карандаши. “Раскрась цветок” – ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся.

 Воображение

Я использую задания на преобразования и перестроения геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или спичек. Они интересны и эффективны для развития воображения.

Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.

 Память

Большое место в  заданиях отвожу также и заданиям на развитие памяти у учащихся. В курсе математики разработанная система содержательно-логических заданий, направлена на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей. В задания на развитие произвольной памяти включаю такие игры, как “Запомни математические термины”, “Цепочка слов”, “Лишнее слово”.

 Мышление

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.

Я убедилась в том, что наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость.

Мышление базируется на знаниях ребенка.

Умение делать обобщения формируется на логических заданиях, включающих по 2–3 изменяющихся признака.

Считаю, что у ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

В своей работе при обучении учащихся, большое внимание уделяю нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника.

                        Упражнения на развитие внимания.

Упражнение «Послушаем!»

 Цель — развитие концентрации внимания и удерживании его длительное время на одном предмете.

Процедура игры. Ведущий:

- Сели! Послушаем, что творится на улице.

- Приготовились, слушаем!

- Кто что слышал?   (Дети в быстром темпе отвечают)

- Послушаем, что творится в коридоре.  - Послушаем, что творится в классе. И т. д.

- Приготовились. Слушаем!

- Кто что слышал?

Упражнение «Наоборот»

 Цель - развитие умения выделять противоположности

сильный -
грустный -
счастливый -
счастье -
ласковый -
смелый -
правда-
красиво -
опрятный -
умный -
горячий -
тупой -
большой -

толстый -
старый -
живой -
пустой -
легкий -
чистый -
ребенок -
холодильник -
лед -
силач -
артист -
трус -
девочка -

                                   «Целое-часть. Часть- целое».

Цель – развивать умение анализировать, выделять часть и целое, развитие логического мышления

            По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу.

1. Автомобиль –  колесо;  ружье -  

а) стрелять   б) курок     в) оружие

2. копейка –  рубль;  рукав -                

а) пришивать   б) пуговица  в) рубашка

3. гитара –  струна;   глаз -                        

а) зрачок    б) голова  в) нос

4. вишня –  косточка;   рак -                    

а) клешня    б) рыба    в) река

5. страница – книга;  лепесток -            

а) пчела    б) утро   в) цветок

6. театр – сцена; дом -                      

а) улица   б) квартира   в) строить

7. палец – рука;  ноготь -                    

а) палец  б) ножницы  в) коготь

8. ботинок – шнурок; ремень -              

а) брюки   б) пояс   в) пряжа

9. устье – река;  мачта -                      

а) корабль   б) море   в) дерево

10. панцирь – черепаха  ;ступенька -        

а) строитель  б) лестница   в) подниматься

                                    Упражнение для развития мышления

Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить полученную фразу целиком.

Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

Моряк увидел далекий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).

Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).

Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).

Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).

Маша отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

                          Упражнение на развитие мышления

Инструкция: «Перед вами столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два  слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой».

  • Сад – (деревья, садовник, собака, забор, земля).
  • Мышь – (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка).
  • Река – (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  • Лев – (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза).
  • Лицо – (цвет, волосы, очки, нос, усы).
  • Город – (автомобиль, здание, толпа, улицы, велосипедист).
  • Лес – (звери, сосны, деревья, грибы, небо).  
  • Куб – (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
  • Чтение – (глаза, книга, картина, печать, слово)
  • Гражданин – (отечество, ремесло, преимущество, собственность, право голоса).
  • Газета – (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
  • Игра – (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
  • Сказка – (колдун, вымысел, король, полезность, творчество).
  • Труд – (плата, цель, машина, начало, приятность).  
  • Война – (аэропланы, пушки, сражения, ружья, солдаты).

 

                 «Исключи лишнее»      (развитие мышления)

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

  • апельсин, киви, хурма
  • цыплёнок, лимон, василёк
  • огурец, морковь, трава
  • сахар, пшеница, вата.

Форма:

  • телевизор, книга, колесо
  • косынка, арбуз, палатка.

Величина:

  • бегемот, муравей, слон
  • дом, карандаш, ложка.

Материал:

  • банка, кастрюля, стакан
  • альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

  • конфета, картошка, варенье
  • торт, селёдка, мороженое

Вес:

  • вата, гиря, штанга
  • мясорубка, перышко, гантели

                      Упражнение на развитие смысловой памяти

10 пар слов воспитатель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим записать все слова парами на листке бумаги.

Оценка результатов: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Рекомендуемый набор пар слов:

  • шум – вода
  • стол – обед
  • мост – река
  • рубль – копейка
  • лес – медведь
  • дуб – желудь
  • дичь – выстрел
  • рой – пчела
  • час – время
  • гвоздь – доска

                    Упражнение на развитие вербальной памяти

Учитывая тот факт, что память человека устроена как сосуд, количество входящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, а, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.

Надо  записать как можно больше слов, относящихся к теме:

  1. школа,
  2. математика,
  3. музыка,
  4. книга,
  5. искусство,
  6. времена года,
  7. спорт,
  8. композиторы,
  9. писатели,
  10. ученые .

Упражнения на развитие   слуховой  памяти.

Послушайте  рассказ ,а затем ответьте на  вопросы.

Никита нарисовал картину. На ней  были  изображены: папа с мамой, два его одноклассника с удочками ,сестра с красным воздушным шариком, бабушка, сидящая за елью, и сам Никита с котёнком .

Вопросы :

  1. Сколько взрослых изобразил Никита?
  2. Сколько животных на картине .
  3. Кто держал в руках  воздушный шарик и какого цвета?
  4. Под  ивой  или  елью сидела бабушка?
  5. Сколько представительниц  женского пола?

Младшим школьникам  ближе всего игра, поэтому часто использую занимательный материал: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, пословицы и т.д.

Большую часть времени занимают конечно интеллектуальные  игры.

  Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех    в учебной деятельности, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной деятельности как один из путей формирования интереса к обучению у младших школьников.

В данной статье представлен материал из личного опыта работы по формированию положительной мотивации к обучению в школе у младших школьников....

Занимательность – один из приемов привития интереса учащихся с нарушением зрения к изучению русского языка

успех в обучении и воспитании обеспечивается творческим подходом, позволяющим на деле сформировать у детей потребность учителя, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, рече...

Внеклассная работа как один из путей развития творческих способностей учащихся.

Развитие творческой личности является одной из важных задач воспитания в современной школе. Внеклассная работа открывает большие возможности для разнообразной познавательной деятельности детей....

Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС

       Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционн...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Научно-методическая разработка:«Интегрированные уроки – один из путей развития познавательного интереса учащихся»

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования  требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приори...