доклад на тему: «Нестандартные формы урока с ИКТ как способы активации познавательной деятельности учащихся»
статья

Сакурова Карина Уруспиевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2024g.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание РМО учителей истории и обществознания Кировского района

                          ДОКЛАД

на тему: «Нестандартные формы урока с ИКТ как способы активации познавательной деятельности учащихся   »

                                                                 

                                                                       Подготовил(а):

                                                                       учитель истории и обществознания

                                                                       МБОУ СОШ №2  ст. Змейская

                                                                       Сакурова К. У.

             

                                                 2024г

Нестандартные формы урока с ИКТ

как способ активации познавательной деятельности учащихся.

               

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Особое место в решении этой задачи занимают информационно- коммуникативные технологии. ИКТ становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, дает возможность оперативно, проконтролировать и оценить результаты обучения.

Учитывая психологические особенности школьников и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ – демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказа учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся.

Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины великих художников. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий.

Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами  возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событии или эпохе.

Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру с применением ИКТ, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников. И здесь на помощь вновь приходят ИКТ.

Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет. Я рассматриваю Интернет как часть информационно-коммуникационной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал,  и  использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, а также разнообразных методических материалов.

 И, тем не менее, хотелось бы сказать, что ни компьютер, ни ИКТ, ни какое любое другое средство обучения не  в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение.

Цель, главным образом состоит в том, чтобы включить компьютерные технологии в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. То есть применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формами обучения, не увлекаясь и чрезмерно не злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.

Итак, использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  • повысить объем выполняемой работы на уроке;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками, далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

И как естественное следствие всех этих составляющих  имеет место повышение  качества знаний учащихся.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяют во многом реализовать информационные технологии.

Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их удивить, заинтересовать. Как сделать урок интересным? Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение учебных занятий в нетрадиционных формах.

       В методических изданиях встречаются термины «нестандартный урок», «нетрадиционный урок». Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Яркий, интересный урок стимулирует активность, повышает мотивацию к обучению, создает условия для более глубокого изучения материала, для повышения уровня сложности в обучении. Проведение нестандартного урока, является показателем уровня развития отношений между педагогом и обучающимися, так как предполагает открытое общение, которое невозможно без доверительных отношений и взаимного уважения.

Нестандартные уроки отличают следующие особенности:

                       наличие творческой деятельности;

                       наличие проблемы и организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов ее решения;

                       наличие необычных элементов, условий работы;

                       наличие ситуаций, в которых обучающиеся активно воспроизводят, используют полученные ранее знания.

                       отказ от шаблонов в организации урока;

                       максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;

                       применение различных форм групповой работы;

Классификация форм нестандартных уроков достаточно широка. Рассмотрим некоторые из них.

       Например, урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-репортаж, и т.п.

Эффективность проведения нестандартных уроков заключается в том, что:

                       учебные занятия становятся более запоминающимися, эмоциональными;

                       форма организации урока способствует глубокому усвоению материала;

                       создаются условия для развития творческих способностей, логического мышления, любознательности, интереса к предмету;

                       используются межпредметные связи, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося.

Следует помнить, что:

                       нецелесообразно слишком частое использование нестандартных форм урока, это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения;

                       нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка;

                       при выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности, особенности класса в целом и каждого обучающегося в отдельности;

                       рекомендуется использовать нестандартные уроки при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся.

Особого внимания требует подготовка заданий для работы на нетрадиционном уроке. Задания:

                       направлены на развитие логики, смекалки, образного мышления, сообразительности;

                       отличаются уровнем сложности;

                       имеют практическую значимость и межпредметное содержание;

                       занимательные по форме, содержанию, сюжету, способу решения;

                       имеют неожиданный результат.

Я в своей работе провела урок конференцию на тему: «Глобальные проблемы современности». Целью данного урока было сформировать понятие   глобальных проблемах человечества их сущности , причинах возникновения и путях решения.

Развивать умения критического анализа информации, способность ее систематизации   оценки .

 Показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем.

Формирование географической и экологической  культуры учащихся, бережное отношение к природе.

Пресс конференцию вел ведущий , который познакомил с глобальными проблемами человечества. Было дано слово представителям международных организаций таких как: «Римский клуб», «Гринпис», «Всемирный фонд дикой природы», «ВОЗ», « Врачи без границ».

Другая группа -это представители СМИ, которые задавали вопросы представителям международных организаций.

Учащиеся самостоятельно с большим интересом исследовали данную тему и задавали грамотные корректные вопросы представителям международных организаций например:

           1. Каково значение деятельности Римского клуба?

            2. За решение каких глобальных проблем борются Гринпис и Всемирный фонд дикой природы?

          3. Какую работу по решению глобальных проблем ведет ООН?

          4.В чем значение деятельности международной организации «Врачи без границ?»

Форма организации данного урока способствует глубокому усвоению материала, создает условия для развития творческих способностей , логическому мышлению, любознательности.

 

По истории Осетии провела урок-репортаж «История моей станицы».

Учащиеся выступали в роли археологов, архивариусов, старейшин, лучших людей колхоза и телеведущих.

Дети познакомили нас  с историей ст. Змейской, показали любовь к родному краю. На основании исследовательской работы, беседы со станичниками со своими бабушками и  дедушками , соответствующей литературой  используя семейные архивы, школьный архив , интернет. Таким оброзом учащиеся многое узнали о своей станице, о переселении осетин на плоскость, какое значение имело присоединении Осетии к России , для чего создавались казацкие станицы, чему способствовали связи между казаками и осетинами.

Вывод: при подготовке к проведению нестандартного урока нужно учитывать общий уровень развития классного коллектива, готовность обучающихся к работе в условиях нестандартного урока, степень освоения ими учебного материала. Проведение таких  уроков позитивно влияет на познавательный интерес, активность учеников в процессе выполнения предлагаемых заданий, а также на уровень сформированных знаний и умений.

 

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся»

«Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся»...

Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся

ДокладНа методическом объединении учителейначальных классовУнечского муниципального района   « Нетрадиционные формы урокас ИКТ как способы активизации познавательной деятельности ...