Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся
методическая разработка

Кулагина Татьяна Михайловна

Доклад

На методическом объединении учителей

начальных классов

Унечского муниципального района

 

 

 

« Нетрадиционные формы урока

с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности          учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы53 КБ
Microsoft Office document icon netraditsionnye_formy_uroka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                МОУ-СОШ №5 г. Унеча

                                     

Доклад

На методическом объединении учителей

начальных классов

Унечского муниципального района

« Нетрадиционные формы урока

с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности          учащихся»

                                 

                                       Выступление подготовила

                                       учитель начальных классов                         МОУ-СОШ №5 г. Унеча

                                        Кулагина Т.М.

           

                               

           Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм урока.
 
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной познавательной деятельности. Решить эту задачу и помогают нетрадиционные уроки.

   Целенаправленный характер интересно и необычно организованных      условий для проведения урока — очень важный момент в учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приемов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение учащимися учебного материала.

   Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. 

          Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным

   Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке

  Как показывает опыт, нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся.Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Во всяком случае, не принуждение. Принуждение может лишь только угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ученика. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения, И здесь на помощь приходит игра. А любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра «большая, на весь урок», со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей.

   Нестандартные уроки не могут повторяться каждый день, т. к. теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности. Таким образом, нельзя сказать, что стандартные уроки плохи, а нестандартные хороши. Учитель должен владеть арсеналом построения и тех, и других уроков.

                                         Сравнительный анализ

планирования традиционного и нестандартного урока.

 

традиционный урок

нестандартный урок

Цель урока:

а) для учителя: дать новый материал

б) для ученика: усвоить новые знания

Цель урока:

а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников

б) для ученика: создать творческую продукцию

Виды деятельности на уроке:

а) для учителя: объяснение новой темы, закрепление пройденного материала

б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание, осмысление, закрепление нового материала

Виды деятельности на уроке:

а) для учителя: организация творческой деятельности

б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений и т. д.

Структура урока – строго по разработанному плану, без отступлений.

Структура урока – ситуативность, отход от запланированного.

Подход к теме урока – одна точка зрения на изучаемую проблему изложенная в учебнике.

Подход к теме урока – многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему.

Контроль – воспроизведение учениками изученной темы.

Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по данной теме.

Завершающих этап урока – подведение итогов, закрепление изученной темы.

Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности.

   Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. Так как в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти, нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

   Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

   Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

   Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

   Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

   Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

- принцип равенства позиций

- принцип доверительности

- принцип обратной связи

- принцип занятия исследовательской позиции.

   Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

   Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

- обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала;

- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

   Применение ИКТ:

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- формирует навык исследовательской деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

   Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

   Применение на уроках ИКТ позволяет

- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

способствует так же:

- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

- обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

   Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме.   Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

   Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

   Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

   На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Power Point.

   Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

   Нетрадиционные формы проведения уроков с использованием ИКТ дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым

    Надо всегда помнить, что ИКТ-это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

   Для учителя компьютер-это уже не роскошь-это необходимость.



Предварительный просмотр:

                МОУ-СОШ №5 г. Унеча

                                     

Доклад

На методическом объединении учителей

начальных классов

Унечского муниципального района

« Нетрадиционные формы урока

с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности          учащихся»

                                 

                                       Выступление подготовила

                                       учитель начальных классов                         МОУ-СОШ №5 г. Унеча

                                        Кулагина Т.М.

           

                               

           Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм урока.
 
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной познавательной деятельности. Решить эту задачу и помогают нетрадиционные уроки.

   Целенаправленный характер интересно и необычно организованных      условий для проведения урока — очень важный момент в учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приемов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение учащимися учебного материала.

   Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. 

          Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным

   Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке

  Как показывает опыт, нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся.Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Во всяком случае, не принуждение. Принуждение может лишь только угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ученика. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения, И здесь на помощь приходит игра. А любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра «большая, на весь урок», со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей.

   Нестандартные уроки не могут повторяться каждый день, т. к. теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности. Таким образом, нельзя сказать, что стандартные уроки плохи, а нестандартные хороши. Учитель должен владеть арсеналом построения и тех, и других уроков.

                                         Сравнительный анализ

планирования традиционного и нестандартного урока.

 

традиционный урок

нестандартный урок

Цель урока:

а) для учителя: дать новый материал

б) для ученика: усвоить новые знания

Цель урока:

а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников

б) для ученика: создать творческую продукцию

Виды деятельности на уроке:

а) для учителя: объяснение новой темы, закрепление пройденного материала

б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание, осмысление, закрепление нового материала

Виды деятельности на уроке:

а) для учителя: организация творческой деятельности

б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений и т. д.

Структура урока – строго по разработанному плану, без отступлений.

Структура урока – ситуативность, отход от запланированного.

Подход к теме урока – одна точка зрения на изучаемую проблему изложенная в учебнике.

Подход к теме урока – многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему.

Контроль – воспроизведение учениками изученной темы.

Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по данной теме.

Завершающих этап урока – подведение итогов, закрепление изученной темы.

Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности.

   Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. Так как в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти, нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

   Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

   Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

   Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

   Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

   Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

- принцип равенства позиций

- принцип доверительности

- принцип обратной связи

- принцип занятия исследовательской позиции.

   Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

   Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

- обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала;

- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

   Применение ИКТ:

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- формирует навык исследовательской деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

   Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

   Применение на уроках ИКТ позволяет

- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

способствует так же:

- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

- обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

   Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме.   Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

   Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

   Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

   На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Power Point.

   Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

   Нетрадиционные формы проведения уроков с использованием ИКТ дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым

    Надо всегда помнить, что ИКТ-это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

   Для учителя компьютер-это уже не роскошь-это необходимость.